издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Глобальные проекты обсудили на заседании градостроительного совета при губернаторе

«Пришло время проводить выездные градостроительные советы», – заявил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, открывая заседание градсовета, которое прошло в здании будущей областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского. Трудно судить, насколько готова «Молчановка», потому что экскурсия по объекту не входила в планы руководства региона. Однако в вестибюле уже было тепло, светло и стояли вполне приличные столы и стулья. А недели через две планируют сделать водоотведение.

На первом выездном градсовете обсуждали вполне глобальные проекты. Первый из них назывался «Вокзальная революция», второй – «Будущее Листвянки». Наконец, третьим пунктом повестки заслушали новую информацию о проектировании и строительстве торгово-развлекательного комплекса с подземными парковками и музеем авиации в историческом квартале «Иркутская слобода». 

Проект «Вокзальная революция» предусматривает  трансформацию иркутского железнодорожного вокзала в мультитранспортный узел с обустройством прилегающей территории. Объёмы задач поражают воображение. Кроме того,  что сюда планируется перенести автовокзал, будут и другие масштабные изменения. Например, площадь у вокзала планируется сделать пешеходной, а движение автотранспорта перенести, оставив только трамвайную линию. Само здание старого вокзала сохранится, но оно наверняка потеряется рядом с новыми постройками. Согласно проекту, новое строительство составляет  141 тыс. квадратных метров. Из них 40 тыс. квадратов – офисные помещения, 14 тыс. – гостиница на 400 мест, 80 тыс. – торгово-развлекательный  центр. 

Парковка на 200 мест  расположится на втором уровне, внизу разместится автовокзал.  Кроме того, предусматривается строительство коммерческих подземных паркингов.  Картину довершает пассажирская  канатная дорога, которая должна соединить «постреволюционный» вокзал с центром города, а затем с районом ИрГТУ.  Планируется перенести местную поликлинику и почту, расселить частный сектор, а озеленение увеличить в несколько раз. 

Весь проект оценивается в 11,5 млрд. рублей, из них  7,3 млрд. – частные инвестиции, 2,7  млрд. – федеральные, 1,5 млрд. – средства регионального и местного бюджетов. Окупаемость для коммерческих организаций должна составить 7-8 лет, для регионального бюджета – 13 лет. Реализовать проект можно будет к 2022 – 2025 годам. Первым этапом предполагается реконструкция самого вокзала, строительство павильонов дальнего следования и пригородного сообщения, реконструкция улицы Челнокова и инженерных сетей. Строительство торгово-развлекательного центра, офисов и гостиниц отнесено ко второму этапу. 

На вопрос губернатора «А в чём изюминка вашего проекта?» докладчик – заместитель генерального директора Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Сергей Бычков ответил, что такой фишкой, кроме канатной дороги, может стать аквапарк. Благо, что Ангара близко, а  воду можно брать и не питьевую. 

– Рядом находится объект мирового наследия «Глазковский некрополь», который вдвое старше египетских пирамид. Революция ему не повредит? – поинтересовался губернатор. 

Руководитель областной службы охраны объектов культурного наследия  Виталий Барышников заявил, что проект согласован с  его ведомством и не представляет угрозы для уникального археологического объекта. 

– Все памятники будут сохранены, в том числе здания самого вокзала, железнодорожного лицея, церкви, поликлиники, – пообещал Виталий Барышников. – Я уверен, во время поисковых работ мы найдём новые артефакты. Предлагаю включить  в проект также строительство музея археологии. Он привлечёт туристов не только нашей страны, но и мира. 

– Мы близки к вокзальной революции. Пусть она свершится, – несколько высокопарно закончил свой доклад Сергей Бычков. Впрочем, на этом разговор не закончился и Бычкову ещё долго пришлось отвечать на вопросы. 

– Может быть, я чего-то не понимаю, но зачем нам канатная дорога? – поинтересовался спикер городской Думы Андрей Лабыгин. 

– Нужно подумать, как мы увяжем новый вокзал и правобережную часть города, – заметил вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. – По-моему, отдать  80 тысяч квадратных метров под строительство торгово-развлекательного центра – это слишком много. У нас просто населения не хватит, чтобы это всё заполнить. 

– Очень точные оценки прозвучали, –  поддержал губернатор. – Проект возможен, но не таких циклопических масштабов. Нужно доработать проект и вернуться к его рассмотрению на следующем заседании градсовета в апреле. 

В апреле решится и будущее Листвянки. Согласно проекту, который представил мэр Иркутского района Игорь Наумов, посёлок должен превратиться в туристическую Мекку.  Листвянка будет приращивать прибрежную зону путём «выхода в море». После запуска Иркутской ГЭС в 1960-х годах уровень Байкала поднялся на метр,  и посёлку пришлось  отступить.  

Центральную улицу Горького планируется сделать четырёхполосной,  вдоль набережной обустроить тротуар и велосипедную дорожку, возвести гостиницы и административные здания. Правда, в проекте были представлены вполне современные красавцы из стекла и бетона.  В старинном сибирском посёлке они смотрятся не менее чужеродно, чем диковинные замки, которыми уже «прославилась» Листвянка. 

– Стеклом и бетоном мы никого не удивим, – прокомментировал «картинку» губернатор. – Мы удивим всех, если представим среду 19-го – начала 20-го века. Кстати, что вы планируете делать с уже имеющейся хаотичной застройкой? 

– Ну, у нас есть два способа: при-

клеить новые обои или  закрыть дырку на обоях, повесив на неё картину, – философски ответил Игорь Наумов. – Мы можем только попытаться договориться с владельцами, чтобы они привели свою собственность в более приличный вид. Ещё можно попытаться как-то «закамуфлировать» эти замки, построив рядом  другие  здания. 

Центром  основного строительства планируется сделать Падь Крестовую. Жилой квартал будет построен в посёлке Никола. 

– Вернуть то, что когда-то у нас забрал Байкал, это нормально, – прокомментировал проект директор Байкальского музея СО РАН Владимир Фиалков. – Когда-то на побережье были ещё две улицы. Но зачем разворачивать строительство в Пади Крестовой? Издавна люди опасались там селиться, потому что жить в этом месте плохо и холодно из-за постоянных ветров и повышенной влажности. Сколько можно воевать с природой? Давайте учиться встраиваться в неё. 

Владимир Фиалков предложил вести строительство на прибрежных  горках, как это сделано в Сочи. Кстати, такой способ удешевит строительство коммуникаций. Проект предусматривает прокладку новых сетей в одном тоннеле, как это сделано в «Иркутской слободе». 

От Иркутска до Пади Крестовой планируется запустить скоростной трамвай, до Больших Котов – построить автодорогу. 

Кстати, впервые подсчитан порог человеческого присутствия, который не повредит окружающей природе. Судя по цифрам, приведённым Игорем Наумовым, это 12 тысяч человек, из них 4 тысячи – непосредственно население посёлка, остальное – туристы. 

Владимир Фиалков предложил создать в прибрежной зоне  музей с подводным залом. Тогда Листвянка сможет выполнять ещё и образовательную функцию. Это вполне увязывается с общей идеей проекта, который предполагает развитие делового всесезонного туризма.  Предполагается также  строительство Центра водных ресурсов. 

Последним вопросом в повестке дня стала «Иркутская слобода», а точнее – изменения в проекте её строительства. Именно он вызвал больше всего вопросов. Дело в том, что при реализации проекта торгово-развлекательного центра инвесторы представили свои возражения. По их мнению, первоначальный проект не принесёт ожидаемой коммерческой выгоды. Чтобы получить дополнительные  торговые площади,  предложено отказаться от амфитеатра. Это решение позволит проектировщикам «встроиться» в  большое атриумное пространство. 

«Отказавшись от амфитеатра, мы получим два равнозначных этажа, интересных для инвестора», – заметил директор фирмы «СТБ-проект» Андрей Белопольский.  Отказ от амфитеатра, по мнению  разработчиков, вполне оправдан, ведь использовать в зимнее время его невозможно, да и летом эксплуатация таких сооружений представляет трудности.  Его отсутствие  для горожан должна  компенсировать летняя сцена по типу тех,  которые существуют в Краснодаре и Сочи. Правда, разработчики не уточнили, насколько корректно сравнивать Сибирь с Черноморским побережьем. 

Зато нам предлагают построить в историческом квартале многофункциональный центр, который будет подобен французскому Лувру. В этом центре «поселятся» известные европейские бренды. Достойным завершением для европейского великолепия станет неправильная пирамида из стекла, под которой разместится музей авиации и воздухоплавания.  

Противоположную позицию заняла вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева. Правда, она не присутствовала  на заседании лично, но выразила своё мнение в письменном виде: «Как один из авторов, считаю своим долгом заявить о несоответствии строительства торгового комплекса концепции исторического квартала, представленной неоднократно иркутской и российской общественности и получившей высокую оценку». 

Дмитрий Мезенцев предложил рассмотреть другие варианты изменения проекта, которые позволят совместить коммерческие интересы и при этом не нарушать концепцию квартала. На этой неделе пройдёт специальное совещание, посвящённое «Иркутской слободе». 

Кстати,  губернатор заявил о том, что на территории слободы появится воссозданный биплан начала XX века практически в натуральную величину. Самолёт «Илья Муромец», который выпускался на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге в 1913–1918 годах, для исторического квартала делает Иркутский авиационный завод. Биплан использовался во время Первой мировой войны, а затем служил в основном для перевозки пассажиров.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры