издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лесной бизнес копит долги

  • Автор: Иван ЗИМАРЁВ

На областном совещании по подготовке к пожароопасному периоду 2012 года, состоявшемся в начале апреля, первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков коснулся проблемы, которая, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к обеспечению пожарной безопасности наших лесов. Он обратил внимание представителей лесного бизнеса на долги за аренду лесных участков, накопившиеся в прошлые годы.

— У нас, я имею в виду конкретно Иркутскую область, на сегодняшний день ситуация, мягко говоря, весьма плачевная. По состоянию на 1 января 2012 года суммарно все арендаторы Сибирского федерального округа задолжали 1 миллиард 985 миллионов рублей. А самые большие суммы недоимки находятся в Иркутской области: 780 миллионов рублей! Я убедительно прошу арендаторов, если вы меня услышали, всю недоимку погасить. Вопрос остро стоит не только у нас. Вопрос ставится и в Рослесхозе, и в Правительстве РФ, и в Сибирском федеральном округе. И я думаю, что в ближайшее время меры по взысканию недоимок будут ужесточены. У нас долг только в федеральный бюджет достиг 214 миллионов рублей. Федералы, я так понимаю, тоже не будут ждать, когда вдруг кто-то из вас проснётся. Я назову хотя бы часть арендаторов, чтобы не быть голословным… 

Владимир Пашков назвал несколько компаний-арендаторов и накопленные ими суммы недоимок, но почему-то только в федеральный бюджет. Я разыскал более полные сведения. 

Так, по Жигаловскому лесничеству к наиболее крупным недоимщикам относится, в частности, ЗАО «Качугская лесная компания». К 1 апреля нынешнего года (остальные суммы недоимок указаны на эту же дату) она накопила долгов всего 4,5 миллиона рублей, в том числе в федеральный бюджет 600 тысяч. ООО «Вост-сибэкспортлес» должно государству 20,4 миллиона рублей, в том числе в федеральный бюджет 7,2 миллиона. В Нижнеилимском лесничестве ООО «СЭЛ групп» задолжало всего 17,5 миллиона рублей, в том числе 15 миллионов в федеральный бюджет. В  Чунском лесничестве Сосновский ЛПК недоплатил за аренду лесных участков 18,9 миллиона рублей, из которых 8 миллионов – долг федеральному бюджету. В Бирюсинском лесничестве лесные участки  арендует ФБУ ИК-14. В бюджеты всех уровней эта структура недоплатила в общей сложности 25,7 миллиона рублей, в том числе 5,2 миллиона в федеральный бюджет. Здесь же рубит лес на арендованных участках  ФБУ ОИУ-26, задолжав 30,3 млн. всего, в том числе в федеральный бюджет 3,7 миллиона рублей. Список можно продолжать. 

– Я убедительно прошу, если перечисленных арендаторов в зале нет, то передайте им, пожалуйста, наш разговор. Если они опять не услышат, то мы сами напомним им о себе, – сказал Владимир Пашков. – Всех, кто знает, что у него есть долги, я попрошу, убедительно попрошу не затягивать с решением этого вопроса. Потому что мы говорим об этом не первый год. И губернатор поднимал эту проблему. Ответственность к тем нерадивым или тем безответственным – она неминуема. Она будет  применена. 

Назвав ситуацию с лесными недоимками плачевной, первый заместитель председателя регионального правительства нисколько не погрешил против истины. Но почему государство, власть ограничивается плачем, вместо того чтобы употребить по отношению к недоимщикам силу принуждения? Как делают это, к примеру, коммерческие банки по отношению к гражданам – должниками по ипотеке.

Прокомментировать ситуацию редакция попросила Светлану Сидорову, начальника отдела правового обеспечения Агентства лесного хозяйства Иркутской области. 

Комментарий специалиста

Гражданским законодательством предусмотрена гражданско-правовая ответственность за просрочку внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков:

– неустойка. Ст. 395 ГК РФ предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, т.е. начисление 8% (ставка рефинансирования Центрального банка РФ) на невнесённую часть арендной платы;

– расторжение договора. Ст. 450, 619 ГК РФ предусмотрены основания для расторжения договоров (невнесение арендатором арендной платы более двух раз подряд, т.е. более двух кварталов; существенное нарушение условий договоров).

Иные законные меры ответственности, которые возможно применить к недобросовестным арендатором, к сожалению, законодательством не предусмотрены.

Ранее действовавшее законодательство (Лесной кодекс РФ 1997 г.) содержало очень эффективный инструмент борьбы с недобросовестными лесопользователями – лесорубочный билет, который являлся единственным законным основанием для рубки лесных насаждений. Т.е. заключался договор аренды участка лесного фонда, который являлся основанием для выдачи лесорубочного билета. После чего в рамках договора выдавался лесорубочный билет на определённую лесосеку с установленным объёмом заготовки (в куб. м). 

Таким образом, в случае нарушения арендатором договорных обязательств такому арендатору попросту не выдавался очередной лесорубочный билет, в результате чего он лишался возможности работать в лесу. Такой правовой инструмент очень эффективно применялся, и проблемы задолженности в нынешних масштабах не существовало.

Лесным кодексом РФ 2006 г., вступившим в законную силу с 01.01.2007 г., институт выдачи лесорубочных билетов был упразднён, а альтернативной системы контроля и воздействия на арендаторов не предусмотрено. В результате арендатор, заключивший договор аренды, имея на руках Проект освоения лесов и лесную декларацию (которая подаётся в заявительном порядке), может «работать в лесу», не обременяя себя обязанностью вносить арендную плату, так как вышеперечисленные меры, предусмотренные законодатель-ством в настоящее время, малоэффективны и недостаточно оперативны.

В результате с 2007 года по настоящее время мы наблюдаем прогрессирующую тенденцию роста задолженности по арендной плате перед бюджетами всех уровней (федеральным и областным). Кроме того, не следует забывать процедуру банкротства, которую недобросовестные арендаторы используют в качестве законного способа ухода от ответственности.

Тем не менее даже в условиях неэффективного урегулирования на законодательном уровне деятельности лесопользователей агентством организована централизованная работа по обеспечению взыскания существующей задолженности арендаторов, взаимодействию со службой судебных приставов-исполнителей в части принудительного взыскания задолженно-сти, проведению досудебной процедуры урегулирования спора (обязательная процедура, предшествующая расторжению договоров), расторжению договоров аренды лесных участков.

В апреле 2012 г. агентством была успешно завершена работа по взысканию значительной суммы задолженности перед бюджетом и расторжению договора аренды лесного участка. Так, 17.04.2012 г. Арбитражным судом Иркутской области удовлетворён иск Агентства лесного хозяйства Иркутской области. С ЗАО «Стройтек» взыскана задолженность по арендной плате в сумме 53 462 163,82 руб. Договор аренды лесного участка расторгнут.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры