издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тормозной путь

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Всю прошлую неделю на ВСЖД продолжали устранять последствия крупной аварии, случившейся утром 12 января. В какую сумму ущерба обойдётся сход 21 вагона с каменным углём, ещё предстоит установить, равно как и виновных в аварии лиц. Расследование всех обстоятельств крушения, в результате которого погибли два члена локомотивной бригады, ведёт Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ. На прошлой неделе стали известны новые детали случившегося.

В денежном эквиваленте

Устранять последствия аварии на ВСЖД, из-за которой почти на сутки остановилось движение поездов на участке между станциями Слюдянка и Утулик, в течение всей прошлой недели продолжали железнодорожники. Напомним, утром 12 января в 26 километрах от Слюдянки грузовой поезд, в составе которого было 66 гружённых каменным углём вагонов, сошёл с рельсов. В результате аварии был повреждён 21 вагон, а также несколько опор контактной сети и около 200 метров железнодорожного полотна. Ситуацию на месте аварии ещё больше осложнило то, что в сошедшие с рельсов вагоны позже врезался одиночный локомотив. В итоге два члена локомотивной бригады погибли на месте.

В общей сложности разбором завалов на месте аварии занимались около 600 человек, рассказали представители ВСЖД. К началу прошлой недели практически все металлические части повреждённых вагонов с берега Байкала были убраны. Особенности рельефа местности, где произошла авария, также осложнили эту работу: элементы состава оказались разбросаны по крутому склону, ведущему к Байкалу. К среде железнодорожники обещали закончить сбор угля, который рассыпался вдоль путей и по берегу, и провести зачистку акватории озера (собрать вместе со снегом угольную пыль. – «Конкурент»).

Всего на месте аварии оказалось рассыпано около 1,5 тыс. тонн угля. Груз, как пояснили в пресс-службе ВСЖД, был сборным и не принадлежал какой-то одной компании. Состав шёл из Новосибирска в порт Находка. По словам начальника ВСЖД Василия Фролова, вагоны принадлежали ОАО «Федеральная грузовая компания», которое является дочерним предприятием ОАО «РЖД» (до ноября 2012 года называлось «Вторая грузовая компания», один из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в стране. – «Конкурент»).

Назвать точную сумму ущерба от аварии руководство ВСЖД пока оказалось не готово. 

– Однако уже сегодня понятно, что эта цифра будет значительной, – сказал Василий Фролов на состоявшейся во вторник пресс-конференции. – Только представьте: 21 вагон повреждён до степени исключения. Утрачено 1,5 тысячи тонн угля. Сейчас мы пытаемся всё это собрать и оценить, сколько может быть восполнено, а что пойдёт на утилизацию. 

При этом начальник дороги подтвердил, что для компенсации ущерба планируется задействовать страховые рычаги. Отдельно будут решаться вопросы между владельцами подвижного состава и предприятием, на котором оно проходило ремонт. Речь идёт о ЗАО «Вагоноремонтный завод», находящемся в Республике Башкортостан (город Стерлитамак). Как пояснили «Конкуренту», руководство завода в курсе случившегося, однако пока не готово как-либо прокомментировать причины и последствия аварии. Впрочем, РЖД намерено предъявлять иск производителю вагонов, а также организации, которая дала гарантию их безаварийной работы.

По независимым оценкам, только потеря подвижного состава может обойтись  Федеральной грузовой компании в сумму около 30 млн. рублей. По словам ведущего аналитика управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, стоимость одного полувагона сегодня составляет около 50 тыс. долларов, по данным других источников – от 1,5  до 2,5 млн. рублей.

Кроме того, статью расходов, связанных с аварией, пополнят и компенсации семьям двух погибших членов локомотивной бригады – машиниста Ивана Ащенкова и его помощника Александра Конева. Так, им будет выплачено по 23 тыс. рублей на организацию похорон, а также по 1,5 млн. рублей компенсации согласно коллективному договору. Кроме того, руководство дороги пообещало погасить все кредиты, которые были у обоих погибших, а также взять на себя затраты, связанные с дальнейшим обучением троих детей погибшего Ивана Ащенкова. 

Следствие ведут 

Между тем расследованием обстоятельств аварии на ВСЖД в настоящее время занимаются сразу несколько ведомств: Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ (СК РФ), транспортная полиция и прокуратура. Проверить экологическую обстановку на месте аварии намерено и Управление Росприроднадзора по Иркутской области. 

В рамках расследования уголовного дела, возбуждённого по факту крушения (часть 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц»), сейчас идут допросы возможных причастных к аварии лиц и свидетелей. Уже допрошены осмотрщики вагонов, которые проверяли техническое состояние грузового состава на станции Слюдянка, а также члены локомотивной бригады сошедшего с рельсов поезда. Также следователи изучают документы о техническом состоянии грузового поезда и врезавшегося в него локомотива.

Однако пока есть только результаты медицинского освидетельствования двух погибших участников аварии. По информации Следственного управления, в момент столкновения они не находились в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Установление других обстоятельств аварии продолжается. По предварительной информации, следствие продлится около двух месяцев. 

При этом основная версия причины схода вагонов – излом боковой рамы тележки вагона – появилась через несколько часов после случившегося. По данным руководства ВСЖД, установить причину схода удалось при визуальном осмотре места, откуда начался сход вагонов. «Справа от путей по ходу движения поезда была обнаружена сломанная часть боковой тележки грузового вагона. Это стало первоначальным аргументом в пользу того, что произошёл излом боковой рамы. Вчера (14 января. – «Конкурент») мы разбирали завалы и извлекли из них оставшуюся часть рамы. По характеру повреждений установили, что именно она явилась причиной схода вагонов», – сказал Василий Фролов.

Заметим, что это весьма распространённая причина аварий на железной дороге. В 2012 году по сети российских железных дорог произошло 18 случаев, при которых сход вагонов случился из-за излома боковой рамы тележки, из них три – на ВСЖД. Во всех случаях руководство дороги заявляло, что ответственность за аварии выходит за рамки деятельности ОАО «РЖД». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры