издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Курить вредно, платить противно

Больницы, офисы и подъезды спокойно докуривают последние два месяца

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Головная боль у курильщиков начинается не только из-за проблем со здоровьем, но и в связи с радикальными запретами на вредную привычку. Меньше двух месяцев осталось до вступления в силу антитабачного закона, который должен приблизить Россию к идеалу: крупные штрафы и никакого никотина. «Конкурент» разбирался, как иркутские курильщики готовятся к новой жизни.

Сила медицины

По оценкам главного врача Иркутского областного психоневрологического диспансера Евгения Басько, курят в регионе больше, чем в среднем по России. У нас к курильщикам относятся 45% населения, в целом по стране этот показатель достигает 40%. Вредная привычка портит картину онкозаболеваемости. Рак лёгких поддаётся лечению только у каждого четвёртого пациента. Главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Виктория Дворниченко приводит свои цифры. С начала года рак лёгких диагностирован у 138 человек, из которых только сорок имеют надежду вылечиться. 

По статистике, за год в диспансере оказывается около 1200 новых пациентов с названным заболеванием, и примерно 800 из них болеют раком на последней стадии. Примерно столько же жителей Приангарья хотят вылечиться от никотиновой зависимости. В прошлом году за помощью в психдиспансер обратились 1500 человек, решивших бросить курить. Помогали всем, но вылечились немногие. Положительный результат наблюдался в 20–40% случаев в зависимости от социальной группы, к которой принадлежит пациент. В комнатах по отказу от курения, созданных в иркутских муниципальных центрах здоровья, эффективность и того ниже: бросают не больше 7% обратившихся. 

Большинству, констатируют медики, не помогают ни индивидуальные беседы, ни групповые занятия с просмотром видеофильмов, ни медикаментозное вмешательство. Одна из причин кроется в отсутствии мотивации больного на отказ от вредной привычки. Кроме того, заставить лечиться никого нельзя: любую медицинскую помощь оказывают только с согласия пациента. Однако со вступлением в силу 1 июня 2014 года антитабачного закона ситуация изменится и у всех появится шанс бросить курить, испугавшись крупных штрафов. 

Согласно законопроекту, который предлагает внести в КоАП РФ систему наказаний за нарушение антитабачного закона, выкуренная не в том месте и не в то время сигарета может стоить гражданину от 1000 до 1500 рублей. Напомним, скоро будет запрещено курить почти везде: в учреждениях здравоохранения, культуры, спорта, на объектах всех видов транспорта, на рабочих местах, в лифтах, подъездах, на детских площадках и на пляжах. В гостиницах и заведениях общественного питания запрет вступит в силу 1 июня 2013 года. Курилки закроют, а все свободные от табачного дыма зоны оборудуют специальными знаками. 

Бросают онкологи, бросает полиция 

Правоохранительные органы станут работать с обращениями граждан, и у некурящих появится возможность наказывать курящих соседей, коллег и прохожих. Однако сделать это, признают в полиции, будет не так просто. По словам и.о. начальника УМВД России по Иркутску Андрея Жбанова, проблема может заключаться в затруднённом «доказывании вины». Однозначно определить, кто и где курил, сложно, тем более если нарушитель не пойман за руку. «Ещё не определены механизмы воздействия, сложно сказать, как на практике будет реализовываться запрет», – считает Жбанов. Он признаётся также, что пока отчётливо не представляет, как полицейские будут бороться с вредной привычкой внутри собственного коллектива. 

Теряются в догадках и руководители других учреждений, в которых курение запретили, но рычагов воздействия на нарушающий персонал не дали. «Большинство законов, принимаемых в нашей стране, предусматривают творческий подход к исполнению, то есть механизмы нигде не прописаны, – считает главврач психдиспансера. – Надежда на креативность народа, видимо, в крови законодателей, и подход будет самый разный. В итоге складывается парадоксальная ситуация: увольнять врачей или медсестёр, которые курят, у нас оснований нет. С другой стороны, пускать их на работу, чтобы они там курили, мы тоже не можем».

Законодатель заставляет всерьёз пересмотреть свои привычки не только курильщиков, но и предпринимателей, которым придётся отчасти переориентировать свой бизнес

По мнению главного врача онкологического диспансера, закон в силах повлиять на курящих врачей, но при этом всё будет зависеть от политической воли руководителя. «У себя в диспансере мы уже проводили собрание на эту тему, – говорит Виктория Дворниченко. – И я поняла, что с 1 июня все курильщики стопроцентно бросают. Не знаю как, но бросают. Я и коллег, главных врачей и депутатов, поспрашивала. Вот побежал он курить в перерыве и мне говорит: «Всё, с 1 июня бросаю». 

Единственным эффективным способом воздействия на персонал Евгений Басько называет материальное вознаграждение. Однако резервы для назначения премий, например в бюджетных учреждениях, также придётся искать вне правового поля, так как официально повода для дополнительных денежных выплат нет. По словам исполнительного директора Общероссийского движения за права курильщиков Андрея Лоскутова, в профессиональной среде, которая привыкла если не курить на рабочем месте, то делать это в специально отведённых зонах, зреет недоумение: «Парень из Ханты-Мансийска написал нам письмо с предложением создать отделение и доказать, что там, где работают нефтяники, невозможно реализовать ни одного положения закона». 

По подсчётам Лоскутова, курильщики, проводящие значительную часть времени на работе и употребляющие в день по пачке сигарет, будут вынуждены нарушать закон по 15–17 раз в сутки: «Мы покупаем не ворованный, а легально выпущенный на территории РФ товар, мы заработали эти деньги, заплатили с них налоги и сами решаем, что купить: пакет молока, палку колбасы или пачку сигарет. Сейчас все бизнесы, которые так или иначе касаются табака, ищут дырки в законе. Но мы считаем, что влезать в эти дырки для миллионов взрослых курящих граждан несколько примитивно и унижает наше человеческое достоинство».

В качестве решения проблемы движение за права курильщиков предлагает «задействовать другие механизмы ответственности» и разрешить работодателю, работнику и профсоюзу самостоятельно прописывать условия курения на рабочем месте в коллективном договоре предприятия. 

Территория чистого воздуха

Однако некоторые организации не разделяют негатива, связанного с принятием закона. Они успели сработать на опережение, заранее объявив себя зоной, свободной от табачного дыма, и уже сейчас испытывают облегчение от принятого решения. Несмотря на то, что запрет на курение на объектах общественного питания вступит в силу только с 1 июня 2014 года, некоторые бары и рестораны загодя решили 

отучать клиентов от вредной привычки. Например, с прошлого года избавились от залов для курящих рестораны «СушиЕд» и «Chento». 

«Курить мы перестали с начала октября прошлого года. Решение было принято по приказу начальства. Повесили на входе табличку «Территория чистого воздуха», на словах предупреждали гостей. Курящие высказывали просто огромное недовольство, перестали ходить к нам. А те, что некурящие, наоборот, были очень рады. Ситуация изменилась в лучшую сторону: всё-таки некурящих гостей у нас и так было больше, а нам стало комфортнее работать», – рассказывает менеджер бара «СушиЕд». Запрет на курение на рабочем месте сотрудников бара тоже не слишком пугает: большинство из них вредной привычке не подвержено. 

В пабе «Точка» попытались найти компромисс. Посетители здесь могут курить только после 18 часов: утром и днём все завтракают и обедают, а вечером пьют пиво. «Употребление пива так или иначе сопряжено с курением, для кого-то с ним неразрывно связана утренняя чашка кофе. Естественно, запрет нас затронет, и как законопослушные граждане мы будем вынуждены придерживаться правил. Но надо понимать, что мы живём не в Калифорнии, и зимой, когда на улице минус 35, выход покурить на крылечко чреват простудными заболеваниями», – размышляет бармен «Точки» Михаил Мишагин. 

В качестве решения проблемы Андрей Лоскутов предлагает ввести в пунктах общественного питания лицензию на табак: «Допустим, каждый месяц собственник, приобретший лицензию, отчисляет в казну 30 тысяч рублей за ресторан площадью 100 квадратных метров. Налог пополняет бюджет, на эти деньги государство убеждает людей, что курить плохо, распространяет методики по отказу от табака. После того как посетители станут перетекать из курящих заведений в некурящие, покупка лицензии станет невыгодной и будет виден конкретный результат работы государства». 

В борьбе за курильщика и его кошелёк не сдаются и табачные компании. По словам рекламистов, сейчас они ищут лазейки в законе, которые позволят напоминать потребителю о себе, несмотря на полный запрет на рекламу и спонсорство табака. «Крупные организации, такие как British American Tobacco или Philip Morris International, должны искать новые нестандартные пути. Скорее всего, по аналогии с зарубежными странами начнёт развиваться «партизанский маркетинг», что-то останется в Интернете в виде контекстной рекламы, также упор будет сделан на промоакции, – говорит маркетолог одного из иркутских агентств Илья Васнёв. – Насколько я знаю, весна традиционно является сезоном для рекламы табака, вероятно, от этой сезонности придётся отказаться». 

Эксперты не исключают также, что в связи с принятием закона окажутся востребованы и новые виды услуг. В Иркутском областном психоневрологическом диспансере надеются, что популярными станут корпоративные заказы на коллективное лечение от никотиновой зависимости и моду на здоровый образ жизни люди начнут поддерживать целыми офисами. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры