издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дефицит фильтров

Промышленные предприятия региона не могут следовать букве закона

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Топливно-энергетические компании региона оказались заложниками принятых изменений в федеральный закон об охране окружающей среды. Все предприятия обязаны установить систему мониторинга за вредными выбросами в окружающую среду. Однако приобрести необходимое оборудование в нынешней ситуации изолированности на внешних рынках проблематично. Единственный завод в России, который выпускает требуемые фильтры для предприятий, находится на грани банкротства. Компании ждут многомиллиардные платежи.

Риски генерирующих компаний в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» обсудили в понедельник, 2 марта, на выездном заседании комитета Государственной думы Российской Федерации по энергетике в правительстве Иркутской области. По  словам участников заседания, даже законопослушные предприятия страны фактически не в состоянии следовать букве закона. Между тем за неисполнение федерального закона компании ждут многомиллиардные платежи.

Камнем преткновения стала необходимость создания системы мониторинга на крупных промышленных объектах. Данная система призвана контролировать объёмы вредных выбросов в атмосферу. Ранее подобное оборудование устанавливалось на отдельных предприятиях, а до 2020 года, по задумке законодателей, «современные достижения науки и техники» должны стать обыденной вещью для всех компаний, имеющих объекты первой (самой высокой) категории опасности. 

Установка системы мониторинга – дорогостоящее мероприятие. По словам генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» Олега Причко, инвестиции по данному направлению в масштабах компании составят 5 млрд рублей, ещё 8 млрд­ рублей в год придётся тратить на обеспечение работы системы. Данные затраты равны четырёхкратному годовому инвестиционному бюджету компании, подчеркнул Причко. Но даже если компании готовы вкладывать в охрану окружающей среды такие суммы, в связи со сложной экономической и политической ситуацией это практически невозможно. Из-за рубежа поставкам препятствуют санкции. Импортозамещения в стране не существует. 

Дело в том, что сегодня в России отсутствует серийное производство оборудования для систем мониторинга. «Единственный завод, выпускающий энергофильтры, чувствует себя не очень хорошо. Возможности завода низкие, мы уже общались с руководством предприятия.  Кроме того, в зданиях большинства угольных станций система не помещается, необходимы дополнительные проекты для размещения. К тому же в России сегодня отсутствует необходимое количество подрядных организаций, готовых организовать системы мониторинга на всех объектах», – перечислил ряд недостатков Причко. 

Депутат госдумы Сергей Левченко отметил, что федеральный закон об изменениях в ФЗ «Об охране окружающей среды» принимался уже в условиях зарубежных санкций. «К сожалению, никто должным образом не отреагировал. Решение применять «наилучшие со­временные технологии» в то время, как у нас 70–80% оборудования импортное, было себе во вред», – подчеркнул депутат. 

Между тем если компании не смогут обзавестись системами мониторинга за выбросами, ежегодные платежи за нанесение вреда окружающей среды будут исчисляться миллиардами. Так, «Иркутскэнерго», привёл пример Причко, придётся   выплачивать по 8 млрд рублей в год. Эта сумма превышает стоимость годовой ремонтной кампании «Иркутскэнерго». Платежи предприятий Сибирского федерального округа составят более ­42 млрд рублей в год.

Сегодня иркутские энергетики рассматривают несколько сценариев, которые позволят избежать масштабных взысканий. Один из них – перевод станций на  угли других регионов. Топливо соседей более качественное, его использование приводит к сокращению вредных выбросов. Однако переход на альтернативные угли крайне негативно скажется на экономике Иркутской области. В первую очередь, возникают риски для таких угольных разрезов, как Азейский, Мугунский, Черемховский, Головинский. Их бурый уголь невозможно транспортировать без потери качества более чем на 800 километров, соседним регионам данное топливо невозможно предложить. Кроме того, при переходе на альтернативное топливо под угрозой ликвидации оказываются моногорода и монопосёлки области, большая часть населения которых задействована в угольной отрасли. 

По словам Причко, в компании проанализировали ещё один вариант: газификация энергообъектов. Однако из-за отсутствия в регионе инфраструктуры для поставок голубого топлива данный вариант практически нереален. «Тема активно продвигается руководством Иркутской области. Но мы посчитали, что сегодня паритетная цена, при которой не возникает влияния на тарифы на тепловую энергию, составляет 20 долларов за тысячу кубометров газа. Коллеги нефтяники и газовики подтвердят, что такая цена невозможна», – подчеркнул Причко.

Оценив все экономические последствия нового федерального закона, участники заседания предложили Комитету по энергетике Госдумы поручить профильным министерствам провести полный анализ внедрения современных технологий в мониторинг за воздействием на окружающую среду. «Необходимо рассмотреть в том числе расходы бюджетов производителей, влияние на тарифы, а также возможность импортозамещения», – добавил Олег Причко. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры