издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Губернатор-оптимизатор

Глава области выступает против законопроектов, улучшающих жизнь людей

«КПРФ предлагает законодательно запретить принятие решений, усугубляющих социальное неравенство… Особое внимание – детям и матерям, инвалидам и старикам», – с таким лозунгом коммунисты шли на выборы в 2016 году. А теперь посмотрим, как губернатор и его команда выполняют это обещание. За последний год Сергей Левченко попытался запретить выплату регионального материнского капитала, выступил против улучшения питания детей в школах, посчитал ненужными расходы на комиссии по делам несовершеннолетних. Под его руководством готовится программа оптимизации расходов бюджета, основная задача – отменить индексацию абсолютно всех социальных выплат. Как дети, матери, старики и инвалиды переживут такое «особое внимание» – оптимизаторов не волнует.

В своём послании к Законодательному Собранию глава области Сергей Левченко заявил о повышенной заботе о населении. Но есть другие документы, которые не попали в СМИ. Ими губернатор предпочитает не хвастаться. Это его отзывы на законопроекты социальной направленности. Анализ показал, что за последний год губернатор по крайней мере в восьми случаях выступил резко против законопроектов, улучшающих жизнь людей. В частности, ему не по душе пришлись материнский капитал и увеличение расходов на детское питание.

В прошлом году группа депутатов внесла в Заксобрание законопроект о продлении на 2017-2018 годы действия закона «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области». Если в семье родился третий ребенок, область выплачивает родителям региональный материнский капитал – 100 тысяч рублей. То же касается четвёртого, пятого и всех последующих детей. Закон действует с 2012 года, за это время помощь получили более 24 тысяч семей. И если в 2012 году в Иркутской области таких семей было всего около 3 тысяч, то в 2016 году – уже около 6 тысяч. Количество обратившихся за маткапиталом каждый год растёт примерно на тысячу семей.

Однако действие закона завершалось 2016 годом, и, чтобы в 2017 и 2018 годах родители могли получать этот капитал, нужно было продление. Казалось бы, благое дело. Но против встал лично Сергей Левченко. Он заявил: не надо ничего давать многодетным семьям, поскольку в области «трудное финансовое положение». Да и вообще, за период действия закона коэффициент рождаемости в Приангарье вырос с 1,96 в 2012-м до 2,06 в 2015-м, что выше, чем в среднем по России – 1,75. «Таким образом, цель закона достигнута», – заключил губернатор. Видимо, губернатору не знакомы отчёты органов ЗАГСа и Пенсионного фонда, которые к Иркутской области применяют термин «устойчивая депопуляция». С 1993 года численность постоянного населения в области всё время падает. «Старение нашей области очевидно – особенно на фоне сокращения доли детей», – говорит управляющая отделением Пенсионного фонда по Иркутской области Надежда Козлова. К 1980 году в год в регионе рождалось 50 тыс. детей, к 2016-му – 37 тысяч. Женщины Иркутской области из-за бедности не обеспечивают даже «простое воспроизводство». О каких «достигнутых целях» можно в такой ситуации говорить, неизвестно.

Тем не менее Сергей Левченко посчитал, что многодетным семьям потакать нечего. Они обязаны затянуть пояса, отказаться от планов на жильё, образование для детей и подарить губернатору по 100 тысяч рублей на покрытие «дыр» в бюджете. Если предположить, что в 2017 году на региональный материнский капитал могут претендовать около 6 тысяч семей (по аналогии с 2016 годом), то губернатор сэкономил бы для бюджета около 270 млн рублей. Солидная сумма, заработанная на небогатых людях. Но депутаты не допустили экономии на бедности – и законопроект был принят парламентом, теперь можно быть спокойными – в 2017 и 2018 годах губернатор обязан выплачивать маткапитал.

Однако команда губернатора не остановилась. Занятая оптимизацией бюджетных расходов, она нацелилась на тарелки школьников. Видимо, решено было проверить, а не много ли супа наливают малоимущим детям? Иначе никак нельзя трактовать позицию Сергея Левченко по вопросу детского питания. Мэр Иркутска Дмитрий Бердников предложил внести изменения в закон «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей». Мэр посчитал нужным установить размер стоимости бесплатного питания и набора продуктов, которые обязаны предоставлять детям-школьникам, живущим в малоимущих или многодетных семьях, и ежегодно его индексировать, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Размер – 30 рублей (сегодня – 15 рублей. – Авт.). Это позволило бы выделять не смехотворные, а хорошие, адекватные суммы на детское питание. Сергей Левченко и здесь выступил резко против. Он напомнил, что размер стоимости бесплатного питания устанавливается сейчас постановлением правительства Иркутской области, естественно, на его, правительства, усмотрение. Очень удобно иметь под рукой правительственное постановление, в котором «на глазок» увеличивать или уменьшать размер куска хлеба для ребёнка. Экономия на малоимущих, это финансовое «ноу-хау» Сергея Левченко, не нашла поддержки в Заксобрании. Несмотря на отрицательный отзыв губернатора, депутаты на майской сессии приняли закон Дмитрия Бердникова, и теперь размеры детского школьного питания для малоимущих и многодетных будут индексироваться.

Отрицательный отзыв направил губернатор и на инициативу Уполномоченного по правам ребёнка Светланы Семёновой, просившей всего лишь улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних. Светлана Семёнова предложила

создать трёхступенчатую систему комиссий в городах с районным делением (Иркутск, Братск). На работу вновь созданных городских комиссий требовалось всего около 1,3 млн рублей в год. Однако и эта инициатива, напрямую защищающая крупные города от распространения детского криминала, не понравилась экономному губернатору. Депутаты сумели провести этот закон на последней сессии 17 мая, и теперь защита детей в крупных центрах, Братске и Иркутске, станет более эффективной.

Губернатор выступил против инициативы о поправках в Устав региона. Депутаты предложили сначала проводить все меры социальной поддержки через законопроекты, а уже потом включать в бюджет. До этого у правительства было право «барского плеча» – своим распоряжением, постановлением губернатор мог установить любую меру дополнительной социальной помощи, а поправки в бюджет вносились автоматически. В итоге получалось, что он лично волен карать и миловать – какую сумму назначит, не обсуждая это ни с кем, та и пойдёт на помощь людям. «Все обязательства, установленные подзаконными актами, в том числе губернатора Иркутской области, должны быть исполнены, – отметила глава бюджетного комитета Наталья Дикусарова. – Мы обязаны включить их в расходы бюджета, при этом у нас нет понимания, кем и когда они приняты, мы не в курсе». Теперь губернатор будет обязан согласовывать это с парламентом.

Личный же его взгляд на «социалку» со времён оппозиционных лозунгов сильно поменялся. В своём отзыве на законопроект о детском питании Сергей Левченко сообщил: правительство сейчас занято составлением программы оптимизации бюджетных расходов на 2017–2019 годы, и одно из новшеств этой программы – исключение вообще всех индексаций региональных мер социальной поддержки во всех законах Иркутской области. Оптимизатор Левченко забыл, как ещё год назад вместе с коллегами по коммунистической партии заявлял: «Мы прекратим разрушительную «оптимизацию» социальной сферы». Теперь он и стал её разрушителем. Глава реготделения «Справедливой России» Лариса Егорова сообщила, что основной целью пикетов, прошедших в середине мая в Иркутске, было напомнить: коммунисты обещали «зёленый свет» социальным инициативам. На деле же, как подчеркнула Егорова, оппозиция вынуждена устраивать пикеты за льготный проезд, питание школьников, социальные стипендии.

«После послания губернатора к ЗС у нас возникли многочисленные вопросы, поэтому мы проводим пикеты, в конце мая будет большой согласованный митинг, – сообщила Лариса Егорова. – Судя по официальным заявлениям, у нас всё хорошо, мы занимаем по основным показателям развития первое место в СФО, комфортно себя чувствуем перед Москвой. Но не все так думают. У нас идёт снижение прожиточного минимума, зарплат медиков, труднейшая ситуация с льготным проездом, едва удалось отстоять права льготников, губернатором не выполняются социальные обещания. Обо всём этом мы намерены заявить громко, потому что разница между предвыборными обещаниями Сергея Георгиевича и реальностью слишком бросается в глаза».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры