издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Место памяти

В Законодательном Собрании обсудили ход реконструкции мемориального комплекса «Иерусалимская гора»

Пространство для тихого отдыха горожан и гостей Иркутска, оформленное и организованное со всем возможным уважением к усопшим разных конфессий, которое само по себе может служить наглядным пособием по истории освоения Сибири и Дальнего Востока. Таким видят будущее мемориального комплекса «Иерусалимская гора» депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, представители регионального правительства и руководство городской администрации, духовные лица и общественность. Результатам реконструкции комплекса и продолжению работ на нём было посвящено заседание Координационного межконфессионального совета на площадке ЗС.

Историко-мемориальный комплекс начинается… с лестницы. Когда в 2017 году подъём на Иерусалимскую гору реконструировали, заменив полуразрушенные бетонные ступени на новые, из гораздо более прочного материала, кто-то из иркутян весьма скептически воспринимал слова о том, что это первый шаг к возрождению одной из визитных карточек города, позабытой с годами. Однако возведение входной группы – скромной и строгой белой ротонды, появление беседок и мощёных дорожек, установка информационных стендов, которые посвящены похороненным здесь выдающимся иркутянам, реконструкция ограждения и строительство небольшой часовни за несколько лет полностью преобразили территорию, заброшенную и пришедшую в упадок после того, как здесь перестал действовать Центральный парк культуры и отдыха. Помимо этого в марте 2021 года участок площадью 19 тыс. квадратных метров, на котором располагается мемориальный комплекс, передан в собственность города. «Крупномасштабные работы по благоустройству завершены, но мы видим, что есть куда развиваться и совершенствовать грандиозный памятник под открытым небом», – констатировал председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников.

Список того, что следовало бы сделать до 2022 года, когда исполнится 250 лет с того момента, как Иерусалимскую гору отвели под общегородское кладбище, уже есть. Прежде всего необходимо восстановить ограждение со стороны улицы Байкальской. Готов проект установки 12 информационных стендов. Планируется создать здесь аллею кавалеров Георгиевского креста – 14 человек, которым посвятят восемь отдельных стендов. Есть предложение отсыпать дорожки в дальних частях Иерусалимской горы, а фундаменты, оставшиеся от парка аттракционов «Чиполлино», засыпать землёй и засадить деревьями или кустарниками, чтобы не потревожить захоронения при демонтаже массивных бетонных конструкций.

Отдыхаем в тишине

Будущее в дальнейшей перспективе тоже очевидно – Иерусалимская гора просто обязана быть мемориальным комплексом: здесь, на первом в городе кладбище, которое открылось в 1772 году и просуществовало около 170 лет, похоронено более 120 тысяч иркутян. В их числе – Екатерина Шарина, супруга святителя Иннокентия, представители купеческих родов Сибиряковых и Трапезниковых, генерал-майор Алексей Красавин, участник Отечественной войны 1812 года и Георгиевский кавалер. «Если мы посмотрим на кладбища как на многофункциональные пространства, здесь много всего, – заметил городской исследователь, аспирант факультета ландшафта и общества Норвежского университета естественных наук Осло Павел Грабалов. – Можно говорить про экологическую роль кладбищ в городской среде: уверен, что такие большие зелёные пространства, как Иерусалимская гора, важны для экологии Иркутска. Кладбища могут привлекать туристов, это площадки для тихого отдыха. Они могут формировать сообщества – как городские, так и квартальные. Кладбища, как зелёные пространства, могут положительно влиять на психическое здоровье. Это места духовности. Объединяя различные функции, важно понимать, что все они основываются на главном – это место памяти».

Идею тихого отдыха с уважением к гению места реализуют во всём мире. Например, в Осло и Копенгагене кладбища превращены в зелёные зоны, в которых действуют сравнительно строгие правила поведения. В бельгийском Генте при этом решили отказаться от привычных традиционных знаков в пользу табличек, показывающих, что можно делать на том или ином участке: просто прогуливаться, выгуливать животных или, скажем, кататься на велосипеде. В России тоже есть примеры того, как мемориальные комплексы становятся привлекательными общественными пространствами, не теряя своего духа и предназначения. В мае в Дербенте завершилась реконструкция старейшего в России мусульманского кладбища Кырхляр по проекту архитектурного бюро «Практика», в основе которого лежала концепция райского сада.

Первое правило мемориального комплекса

«На Иерусалимской горе тоже похоронены мусульмане», – отметил имам-хатыб Иркутской соборной мечети Фарит Мингалеев. Изначально же на общегородском кладбище отвели участки для православных, иудеев, католиков и лютеран. О значимости места для всех конфессий лишний раз свидетельствуют памятные знаки, установленные на территории мемориального комплекса. И если светские власти намерены среди прочего превратить Иерусалимскую гору в образовательный центр, в котором можно будет узнать историю становления Иркутска и освоения Сибири и Дальнего Востока, то духовные лица всех вероисповеданий настаивают на том, что это должно быть пространство исключительно для тихого отдыха. «Это не парк – это кладбище, мемориальный комплекс, – подчеркнул главный раввин Иркутска и Иркутской области Аарон Вагнер. – Да, это место тихого отдыха, но это кладбище, поэтому нужно постараться вообще не использовать слово парк».

Речь при этом идёт не только об участке, который находится непосредственно за оградой, но и о прилегающей территории, выходящей к Байкальской. «В этом смысле я бы хотел добавить сквер, который находится рядом с [Иркутским районным] судом и кукольным театром [«Аистёнок»], – добавил Вагнер. – Кажется, на ближайший год запланирована его реконструкция, и к ней тоже нужно относиться с огромным уважением, чтобы было системное видение общего мемориального комплекса. В перспективу там стоит кукольный театр. Ему, конечно, там не место, потому что он стоит на костях. Думаю, нужно найти новую площадку, а здесь должен быть филиал Музея истории города Иркутска, такой образовательный центр». Вопрос о переносе театра рассматривают в правительстве Иркутской области. «Работа ведётся достаточно активно, пусть и не так быстро, как нам хотелось бы, – сообщила заместитель министра культуры и архивов региона Олеся Полунина. – Тем не менее сама идея строительства театра кукол на другом участке для нас наиболее актуальна».

Всем миром и при помощи инвесторов

Есть и менее масштабные предложения, касающиеся реконструкции мемориального комплекса. Их объединяет всё та же идея – сделать Иерусалимскую гору органичной частью окружающего городского ландшафта.

Эти и другие идеи ещё будут обсуждаться, перед тем как проект по дальнейшей реконструкции мемориального комплекса будет реализован. Собственно, Иерусалимская гора в её нынешнем виде стала плодом общественных обсуждений. «Совершенно уникальный проект, он уникален для Иркутской области и, наверное, для всей России в целом, – заключила председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова. – Когда в 2017 году начинался приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» и мы презентовали и защищали на уровне Федерации каждый наш проект, были опасения: можно ли будет использовать федеральные и региональные средства на такой объект? Но начинание получило поддержку, более того, резонанс был очень большой». Продолжать проект планируют, объединив средства областного и городского бюджетов. ЗС предлагает предусмотреть в казне Иркутска расходы на содержание Иерусалимской горы. В то же время в областном парламенте сейчас ведётся работа над проектом закона об инвестиционном налоговом вычете, который направлен на поддержу проектов в сфере культуры.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры