издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальная реформа -- при социальной защите

  • Автор: Записал Александр ПЕРВУШИН, пресс-служба областной администрации

Реформа ЖКХ в общественном сознании пока однозначно
ассоциируется с повышением квартплаты. Но в
действительности реальные шаги по реформированию ЖКХ в
области были предприняты еще четыре года назад. Они не
бросались в глаза, их результат — отсутствие крупномасштабных
катастроф, которые вполне могли бы произойти, учитывая
изношенность теплоисточников и сетей нашей малой
теплоэнергетики на то время. Да, совсем без аварий не
обошлось, можно вспомнить прошлогоднюю ситуацию в Чуне,
Усть-Куте. Но и ликвидация ЧС была не просто латанием дыр,
а делалась в соответствии с разработанными рекомендациями
группы ученых из Института систем энергетики.
О работе, которая была проделана за это время и продолжает
выполняться сейчас, рассказывает заместитель директора
Института систем энергетики, доктор технических наук Сергей
ФИЛЛИПОВ.

— Сергей Петрович, несмотря на то, что после долгих
обсуждений принят областной Закон «О переходе на
федеральный стандарт по оплате услуг ЖКХ», справа и слева
продолжают раздаваться негодующие голоса. Аргумент у
противников стопроцентной квартплаты один: власти не
думают о людях, население не вынесет такого бремени.
Считаете ли вы разумным решение областной администрации
и Законодательного собрания?

— Конечно. За все надо платить. Услуги ЖКХ — тот же товар, а ведь
вам не придет в голову, скажем, набрать в магазине сумку продуктов
и уйти не расплатившись. Несбалансированность оплаты
теплоэнергетики, а она является основной составляющей в оплате
услуг ЖКХ, ведет к тому, что техническое состояние этой отрасли
придет к полному упадку. Но при переходе на стопроцентную
оплату нужно соблюдать два условия. Первое — должна быть
разработана система адресной помощи социально незащищенным
гражданам. Я знаю, что сейчас в областной администрации
разрабатывается закон о социальной защищенности, где будут четко
прописаны льготы, нормы субсидий и предельно упрощенные
условия их получения. Определить, какая именно сумма от
семейного дохода не должна превышать квартплату, довольно
сложно, потому что чем меньше будет эта сумма, тем больше денег
из бюджета потребуется на покрытие расходов. По нашим
расчетам, 18-20% — разумная цифра при мощной социальной
защите.

Второе — нужно уменьшать затраты в ЖКХ, ведь сейчас это одна
из самых затратных отраслей нашей экономики. Квартплата растет
во многом и потому, что увеличивается оплата теплоснабжения.

— Вы — ученый-теоретик, а может быть, где-
нибудь в далеких северных районах на практике ситуация
выглядит совсем не такой, как вам представляется.

— Думаю, что я четко представляю состояние нашей
теплоэнергетики как в целом по области, так и в самых отдаленных
территориях. В 1998 году областная администрация пошла на
правильный шаг, заключив с нашим институтом договор на
тотальное обследование всей системы малой энергетики. Итоги этой
работы позволили определить болевые точки нашей системы.
Только из-за разрегулирования систем теплоснабжения у нас
большие потери. Теплоэнергетика состоит из трех основных
звеньев: теплоисточники, тепловые сети и потребители. Так вот,
только на уровне потребителей, то есть рядовых квартировладельцев,
теряется около трети произведенного тепла из-за колоссального, как
мы говорим, перетопа в весенние и осенние месяцы. То есть на
улице не так уж и холодно, а батареи горячие, как при лютых
морозах. А это подразумевает открытые форточки, балконы, куда и
уходит треть тепла.

Огромные потери в тепловых сетях, где теряется до 25% тепла. И,
наконец, теплоисточники. Исследования показали, что их реальный
КПД составляет всего 40-30%. Если просуммировать все эти
потери, то получается, что от начальной энергии топлива, когда оно
поступает в котельную, до потребителя доходит только 15-20%.
Разумеется, я говорю о небольших системах теплоснабжения, в них-
то как раз и есть главная проблема.

— Итак, диагноз был поставлен…

— И началось «лечение». В 2000 году совместно с администрацией
области была разработана система энергосбережения Приангарья. В
ее рамках в начале 2001 года начались конкретные шаги по
реформированию теплоэнергетики. Первый этап работы — это
техническое перевооружение. Уровень техники, который
используется в коммунальной теплоэнергетике, очень низок. Тот же
КПД котельных, даже против паспортных данных, очень низок.
Нужно было время, чтобы разобраться в этой проблеме. В конце
концов мы поняли что серийно выпускающиеся котлы не
приспособлены для сжигания наших углей, которые, как известно,
очень низкого качества. Наши угли забалластированы, у них низкая
теплота сгорания — всего 3,5-4 тыс.ккал на килограмм, а у
нормального, хорошего угля — 6,5-7 тыс.ккал на килограмм, то есть
он в два раза калорийнее нашего.

И в это время администрацией области было принято решение о
начале разработки котлов, которые бы эффективно сжигали наши
угли. Наш институт подключился к этим работам. К настоящему
моменту создано пятнадцать опытных котлов, одиннадцать из них
уже работают в Ново-Мальтинске, Пивоварихе, Иркутске, четыре,
которые сейчас проходят последние испытания в Братске на
Сибтепломаше, будут на днях установлены в Иркутске, Хомутово,
Тулуне и п. Алехино.

Это котлы мощностью от 0,5 до 3 Гкал в час, то есть самые
массовые, самые актуальные для коммунальной теплоэнергетики.
Результаты у них очень неплохие, КПД на наших
низкокачественных углях достигает 83%. Думаю, что после
соответствующей доработки мы еще увеличим его до 85%.
Кстати, мы сейчас работаем с англичанами, они предлагали свою
котельную технику. Их котлы обеспечивают КПД до 86%. Но для
них нужно, чтобы уголь был, во-первых, каменный, во-вторых,
обогащенный, в-третьих, сортированный. У нас таких углей вообще
нет. Да и стоят английские теплоисточники в пятнадцать раз дороже.
Но что у них действительно хорошо, так это периферийное
оборудование, которое позволяет уйти от ручного труда и
обеспечить механизированное обслуживание котлов. Но я надеюсь,
что областная администрация не прервет инновационную
деятельность, работа на Сибтепломаше будет продолжена и мы
сможем выйти на мировой уровень в части механики.

О перспективности новых котлов можно судить и по таким цифрам.
Сейчас топливная составляющая в себестоимости теплоэнергетики
равна 260 руб. за Гкал. Применяя же новые теплоисточники, ее
удастся снизить в два раза. Специалисты нашего института
подсчитали, что в случае замены всего устаревшего котельного
оборудования экономия по области составит 300 млн. рублей в год.
Подумайте, 300 млн. рублей! Сейчас эта сумма просто
выбрасывается на ветер.

— Сергей Петрович, значит, если убрать все потери в сетях,
поставить новое котельное оборудование, то и квартплата
может быть снижена?

— С квартплатой дело обстоит следующим образом. За последние
два года она по разным причинам выросла примерно в два раза.
Представляете, что будет, если эти темпы сохранятся? Так вот,
задача областной администрации — сделать так, чтобы она осталась в
сегодняшнем объеме, по крайней мере, на ближайшие пять лет,
несмотря ни на какие обстоятельства.

К сожалению, существующая система в коммунальной
теплоэнергетике и вообще в ЖКХ не способствует внедрению новой
техники. Причины в том, что в этой отрасли прибыль формируется
от затрат. А прибыль — это святое. То есть чем больше затрат, тем
больше прибыль, тем лучше хозяину. Это выгодно и руководителям
муниципальных предприятий ЖКХ, и мэрам территорий. Из-за
хронического недофинансирования эта прибыль является, по сути,
единственным источником, из которого они могут взять деньги на
тот же ремонт.

Поэтому, решив в какой-то степени первую задачу — создание новой
техники для коммунальной теплоэнергетики, мы видим, что нужно
вводить такую систему, при которой стало бы выгодно внедрять эту
самую технику и уменьшать затраты. Я знаю, что именно над
решением этого вопроса работают сейчас в областной
администрации, готовятся соответствующие документы.

Внедрение противозатратного механизма в ЖКХ — сложнейшая
задача. И то, что сейчас областная администрация занялась этим
проектом, чрезвычайно правильно и своевременно. Это же относится
и к разработке новой системы управления жилыми домами,
пилотные проекты, которые уже запущены, неплохо себя
зарекомендовали. Могу с уверенностью сказать, что передовым
шагом была и разработка новой техники, здесь мы опережаем
многие регионы России.

Я, как человек, занимающийся этой темой, уверен: областные власти
думают над тем, как облегчить жителям Приангарья непростое бремя переходного
этапа к реформированию ЖКХ. Разрабатываются условия для
снижения общефедерального порога для получения субсидий,
обеспечения льготами. Но самое главное — нужно заставить всю
систему жилищно-коммунального хозяйства работать четко, как
часы, а не в нынешнем авральном режиме.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры