издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Дружба" справилась со "Всемирным потопом"

  • Автор: Татьяна ЛУКАНКИНА

Говорят, такое бывает раз в сто лет. Наводнение, которое
сносит все на своем пути. Стихия, перед которой невозможно
устоять. В прошлом году такое испытание пережили сибиряки.
Нынче — жители Европы и юга России. Большая вода разрушила
тысячи домов, унесла сотни жизней и принесла миллиардные убытки.

В Германии под угрозой затопления оказалось 350 химических
предприятий. Все затопленные территории названы местом
природной катастрофы. Чехи несколько дней жили в настоящей
газовой камере, потому что на химкомбинате «Сполана»,
в тридцати километрах от Праги, в результате наводнения
произошла утечка хлора и, возможно, диоксинов. На пограничных
переходах людей предупреждали о высокой вероятности возникновения
эпидемий. Вся Европа жила под угрозой химической атаки.
По веками сложившейся привычке примерять чужую судьбу
на свои плечи, забеспокоились и у нас, в Сибири. «Представляете,
— раздались восклицания, — что будет с Байкалом, если
возле него протянуть нефтяную трубу?!» И в самом деле,
сможет ли нефтепровод противостоять разбушевавшейся
стихии? Способен ли он выстоять под натиском таких
водяных «обвалов», которые прошедшим летом европейцы
всерьез называли Всемирным потопом? Ответы на эти вопросы
— в сердце самой Европы, в эпицентре недавнего
наводнения, в Словакии.

Ровно сорок лет здесь функционирует нефтепровод «Дружба»,
построенный для перекачки российской нефти на запад.
С недавнего времени 49% акций словацкой нефтепроводной
системы владеет российская нефтяная компания ЮКОС. А в июле
этого года по приглашению собственника и оператора словацких
нефтепроводов АО «Транспетрол» группа ученых, экологов,
представителей власти из Иркутской, Читинской областей
и Бурятии лично познакомилась с работой «Дружбы».

Отвечая на вопросы гостей из России, специалисты «Транспетрол»
припомнили лишь одно чрезвычайное происшествие, связанное
с утечкой нефти. Это произошло в 1965 году, вскоре после
сдачи нефтепровода в эксплуатацию. В тот год Словакию топило
так, как ни разу прежде. Местные жители назвали наводнение
65-го года «тысячелетней водой». На четырехметровом переходе
через реку Слана потоком воды вырвало кусок трубы. 50 тонн
нефти унесло вниз по течению. Последствия аварии были
ликвидированы за одну неделю. Трубу дополнительно укрепили
в местах пересечения рек: закопали на два метра в русло,
а сверху засыпали камнями и заслонили бетонными плитами.
С тех пор ни один потоп, а для Старого Света это не редкость,
не смог нанести «Дружбе» сколько-нибудь ощутимый урон.
О том, как словацкая нефтепроводная система пережила
«всемирный потоп» этого лета, нам рассказал сотрудник
АО «Транспетрол», заместитель начальника кризисного
штаба Петр Полак.

— В средствах массовой информации появились сообщения об обширных
наводнениях с громадным материальным ущербом в Германии, Австрии,
Чехии. 12 августа генеральный директор АО «Транспетрол» Штефан Цуц
назначил оперативный штаб для своевременного контроля за состоянием
надшахтных и грунтовых вод в районе прохождения нефтепровода. Работу
штаба возглавил член правления АО «Транспетрол», директор по
эксплуатации Мартин Злоха. Дальше события развивались так.

13 августа. Наводнение охватило все придунайские области
Германии. Затопленными оказались южные территории Чехии —
Чешские Будеевицы. Специалисты словацкой компании «Транспетрол»
проводят экологический инспекторский осмотр магистрали
на участках повышенного риска, в частности в местах пересечения
водотоков. Начальником кризисного штаба получена первая
информация об уровне воды в реках. Ситуация остается стабильной,
и нефтепровод эксплуатируется без ограничений. Однако есть
предположения, что обстановка может осложниться. Высказывается
мнение, что в Словакии это наводнение может стать самым
сильным за последние 500 лет.

14 августа. Паводковая волна переместилась из Германии
в Австрию и с юга Чехии в центр. Ливни льют по всей
центральной Европе. В Словакии началась срочная мобилизация
министерства народного хозяйства. На случай аварии в состоянии
полной боевой готовности находятся все оперативные и ремонтные
подразделения «Транспетрол». Ответственные за перекачку
нефти получили приказ осуществлять круглосуточный контроль
водных токов. Уровень воды в реках, пересекающих нефтепровод,
проверен неоднократно. Информация сразу поступает в министерство
и в центральный диспетчерский пункт нефтепроводной системы
в городе Шаги. Транспортировка нефти осуществляется по намеченному
графику. Если уровень воды превысит допустимую величину
и возникнет опасность нарушения технологического процесса,
оператор мгновенно перекроет любой участок трубы.

16 августа. Уровень воды в реках резко повысился. В некоторых
районах Баварии царит полный хаос — в Траунштайне прорвало
плотину, снесен пешеходный мост. Рупольдинг полностью отрезан
от внешнего мира. Вода захлестнула столицу Чехии, в Праге
проваливаются дороги и рушатся дома. Серьезное положение
в пригородных районах Вены в Австрии. Число жертв наводнения
в Европе превысило 100 человек.

В Словакии уровень воды повысился, прежде всего, в притоках
Дуная — Грон и Ваг. Вода в Дунае в черте столицы постоянно
поднимается и уже достигла уровня 9,7 метра. В Братиславе
и ее пригородах затоплено 880 гектаров земли, 123 дома, 105 дач.
Объявлено чрезвычайное положение. За состоянием нефтепровода
в районе столицы наблюдают и сотрудники государственной
нефтяной компании «Словнафт». Они передают в кризисный штаб
«Транспетрол», что ситуация стабильна. Подача сырья на единственный
в Словакии нефтеперерабатывающий завод около Братиславы
осуществляется без ограничений.

18 августа. Вечером предыдущего дня уровень воды в Дунае
достиг пика. Ливневые дожди постепенно прекращаются, и горные
реки, впадающие в Дунай, успокаиваются. Паводковая волна
больше не представляет опасности для нефтепровода.

19 августа. В Чехии большая вода оставила Прагу и продвигается
на север страны. В городе Нератовице она накрыла химическое
производство «Сполана», где дважды за десять дней произошла
утечка хлора. В Словакии паводковая волна продвигается
по направлению к гидроэлектростанции Гапчиково. ГЭС сдерживает
натиск воды, и близлежащие города и деревни отделываются
легким испугом. Поставки нефти через нефтепроводную систему
«Дружба», в том числе и чешским потребителям, производятся
в прежних объемах.

21 августа. Уровень Дуная в черте Братиславы снизился почти
на 5 метров. На всем словацком участке этой крупнейшей европейской
реки проток воды стабилизируется и приходит в норму.

Внутриведомственный приказ АО «Транспетрол» от 14 августа
о круглосуточном контроле за водотоками снят. Еженедельный
цикл экологического контроля участков повышенного внимания
переведен в постоянный режим.

— Нефтепровод в очередной раз выдержал экзамен на прочность, —
констатирует Петр Полак. — За все это время не было ни одной
критической ситуации.

— А если бы такие ситуации были?

— Главное, правильно и своевременно на них реагировать. В районе
словацко-чешской границы есть многокилометровый надземный
участок нефтепровода. В 1997 году, во время наводнения на реке
Морава, уровень воды в этом месте на 20 сантиметров превысил
максимально допустимый. Мы перекрыли задвижки и приостановили
перекачку нефти на НПЗ Чешской республики. Поскольку вода
уже заливала специальные аварийные канавы под трубопроводом,
совместно с чешской стороной мы приняли решение вытеснить
оставшуюся в этом отсеке нефть. За 48 часов с помощью мощных
насосных установок мы водой выгнали из трубопровода всю нефть.
А когда ситуация стабилизировалась, перевели эксплуатацию
нефтепровода в нормальный режим.

И в 1997-м, и в 2002-м нефтепроводы Словакии доказали свою
надежность. Это по-прежнему самый низкоаварийный способ
транспортировки нефти. Как сообщают информационные агентства,
на юге России, где в августе выпало небывалое количество
осадков, система нефтепроводного транспорта так же выдержала
прессинг стихии. Некоторые участки магистрали Баку — Тихорецк
— Новоросийск оказались полностью покрыты водой,
но так и не были повреждены.

После такой суровой проверки нефтяную трубу можно считать
символом стойкости и несокрушимости. Как в Чехии — гордость
и красу Златы Праги Карлов мост, переживший за свою шестисотлетнюю
историю не одно такое наводнение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры