издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жаворонок – в небо, пахарь – в поле

Ставка на ранние сроки сева приносит свои плоды

  • Автор: Геннадий ПРУЦКОВ, «Восточно-Сибирская правда», лауреат премии имени Семёна Щетинина

Хлеборобов Большой Елани хочется сравнить с жаворонком, который рано просыпается, взлетает ввысь и песни петь начинает. Согласно мифологии древних славян, маленькая птичка взывает: «Сейте, орите, бороните!» (орал – орудие древнего земледелия, взрыхляющее почву). Так и земледельцы ОАО «Большееланское». Едва снег сойдёт – и они сразу же в поле, но не словами, а примером своим призывают: «Бороните, сейте!»

Давно ли пережили мы обильные весенние снегопады да ночные заморозки? Замерло тогда поле, встревожился хлебороб: ничего толком не успел сделать, а тут зима вновь холодом дохнула. Что дальше будет? Лишь земледельцы хозяйства «Большееланское» Усольского района руки потирали при виде снежных заносов. Они до 21 апреля засеяли вико-овсяной смесью часть полей да кое-где подкормили травы. А это, считай, уже серьёзная пристрелка перед посевной. Поэтому чуть солнышко пригрело – снова загрохотали трактора на полях.

Большееланцы давно значительный объём посевных работ стали выполнять в апреле. В прошлом году, например, к 27 апреля зерновыми засеяли полтысячи гектаров из 3000 плановых. Нынче же из-за снегопада серьёзно отстали.

– Наверстаем, – говорил директор хозяйства Виталий Шадрин. – В минувшем году 29 апреля стихия нагрянула, до 9 мая стояли. Но ведь уложились в свои сроки. 

Слушал Виталия Михайловича и думал про себя: как удачно, что снегопады начались 21 апреля, а не 9 мая. Как-то в 1980-е годы случалось и такое. «Больше недели стояли у нас трактора на приколе, –  вспоминает председатель заларинского колхоза «Путь к коммунизму» Карл Михайлович Людвиг. – Подсохло немного, и мы круглыми сутками сеяли». Сегодня такие рывки для многих не под силу. Материальная база не та, да и духом многие ослабли. Что касается «Большееланского», то о нём можно старой поговоркой сказать: «Богатому чёрт люльку качает». Только не златом и деньгами богата Большая Елань, а умом крестьянским да опытом нажитым. И в числе их сокровищ – ставка на ранние и сверхранние сроки сева. 

Когда заходит речь о ранних сроках сева, на память приходят  споры и предупреждения тридцатилетней давности. Учёные и ведущие областные специалисты предостерегали от «поспешности». Между тем доводы сторонников раннего сева и их оппонентов были одинаково убедительными. Как к идее раннего сева пришёл Виталий Шадрин, не знаю. «Земледельческую академию» он проходил в знаменитом племенном свиносовхозе «Усольский», где начинал трактористом, а закончил секретарём парткома. Впрочем, то предприятие, ощущая холодное дыхание притаёжной зоны да закованных во льды огромных Картогонских болот, всё-таки поторапливалось по весне. Но не всё так просто и однозначно в земледелии. Вспомним события последних лет.

2008 год. Часть районов Приангарской зоны сильно засушило, а в сентябре разверзлись хляби небесные, в ряде мест выпало осадков втрое больше нормы. Но областной урожай оказался сравнительно неплохим. 

2009 год. В ночь на 21 апреля начался снегопад в Иркутске и в близлежащих территориях, где только днём выпало снега 9-10 миллиметров. В Баяндае высота снежного покрова составила 41 сантиметр. В других районах этого не наблюдалось, но они и влагой не были обделены. А на усольских полях, тяготеющих к Московскому тракту, ещё 13 апреля стояла вода, поскольку нижние слои почвы не оттаяли. Метеорологи заверяли: апрельский снегопад – явление редкое. Но апрель не август, весне многое можно простить. А вот когда 2 августа зарядили дожди в Куйтунском и прилегающих к нему районах, стало тревожно. 18 сентября началась  снежная пороша. Под снегом оказались огромные просторы от Жигалово до Тулуна. А уборка только разворачивалась.

2010 год. Летом резкие колебания температур – от плюс 8 градусов к утру до 33 градусов на солнце в полдень. Осень тоже не радовала ни погодой, ни теплом. Созревание затянулось. В середине сентября зеленело немало полей, перед сложной дилеммой оказался хлебороб: то ли морозов ждать, то ли косить на свал. 

2011 год. Зимой выпало много снега. Но во второй половине апреля резко повысилась температура и снег таял буквально на глазах. Летом нагрянула длительная засуха.

2012 год. Зимой снега выпало ещё больше. Но во второй половине марта пришло большое тепло и белое покрывало как корова языком слизало. Не украл ли март несколько градусов у мая и июня?  

Вот такая хронология. Ознакомившись с ней, иные «спецы» скажут: «А стоит ли в наших экстремальных условиях заниматься сельским хозяйством?» Но что касается «экстрима», то он – постоянный спутник нашего земледельца. Другое дело, что аномальные явления, по словам метеорологов, участились. Но иркутский хлебороб никогда не сдавался и не сдаётся.

По словам Ивана Романова, бывшего руководителя Баяндаевского района, местный колхоз «Путь Ленина» аж 22 апреля по едва оттаявшей земле начинал сев пшеницы, а по осени по 20 центнеров зерна брал с каждого гектара. Это 30–40 лет назад! Да на вечной мерзлоте! Не отставали от знаменитого крестьянского вожака Перевалова его  соседи Гуревский и Ханхасаев, руководившие колхозами имени Чапаева и «Путь к коммунизму». Они тоже «поспешали» с севом и имели хорошие урожаи.  Впрочем, не всё здесь так просто. Земледелие  – вечная наука.

Но вернёмся в ЗАО «Большееланское». Это хозяйство неоднократно получало высокие урожаи, под 37 центнеров с гектара.  Однако зерновое производство не является товарным. Растениеводство здесь – фундамент животноводства. Имея полный набор всех видов кормов, включая и концентрированные, местные доярки в весенние дни получали по 24-25 килограммов молока от каждой коровы. В прошлом такое и присниться не могло. Ежесуточно большееланцы производят по 18 тонн молока, из которых 16 тонн идут на реализацию. Если исходить из научных норм потребления (370–380 килограммов молока и молокопродуктов в год), то одно это хозяйство обеспечивает своей продукцией 16 тысяч горожан. А если за основу взять фактическое потребление, то последнюю цифру надо увеличить по меньшей мере втрое. 

– Помните, в советское время перед нами ставилась задача заготавливать тонну сена на корову? – спросил меня Шадрин. – А мы теперь две тонны сена на бурёнку имеем.

Но я помню и другое. Каждой коровёнке тогда стремились давать по 3 килограмма концентрированных кормов и по 300 граммов зерна на надоенный литр молока. Таким образом, если исходить из прежних норм, то почти весь хлеб из 10 тысяч тонн произведённого в «Большееланском» идёт на ферму. Стоит ли после этого удивляться тому, что в этом году хозяйство намерено выйти на восьмитысячный уровень молочной продуктивности. По словам доктора сельскохозяйственных наук Дмитрия Адушинова, в рационе коров половину должна составлять зерновая часть. И к этому стремятся все хозяйства: и сильные, и слабые. Не случайно, по данным Иркстата, в целом по нашей  области из произведённых 554 тысяч тонн зерна (2010 год) свыше 485 тысяч тонн пошло на кормовые цели. И после этого мы ещё будем спорить, надо нам увеличивать производство зерна или не надо?

В народе говорят: жаворонок  приносит весну, в том числе и среднесибирский, якутский. Но когда на заре эта маленькая птаха вдруг прекратит своё удивительное пение, то ждите плохой погоды. Тем, кто уже посеял, такая примета только в радость. 

ЗАО «Большееланское» Усольского района сев зерновых закончило ровно за неделю до того, как начались новые дожди, то есть к 15 мая. Хороших вам урожаев, наши лидеры!  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры