издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Человеку о природе

Фестиваль документального кино пройдёт в Иркутске в сентябре

  • Автор: Елена КОРКИНА

Три прокатных площадки (Дом кино, «Художественный» и кинокафе), более ста заявок из 14 стран мира, 15 фильмов –участников конкурсной программы, Гран-при с денежными призом 100 тысяч рублей. До начала XIII фестиваля «Человек и природа», который пройдёт с 25 по 29 сентября, осталось всего полтора месяца. Организаторы обещают: программа будет по-настоящему яркой и разнообразной. Помимо кинопоказов в рамках фестиваля традиционно пройдут встречи и мастер-классы.

Среди претендентов на попадание в топ-15 были работы кинематографистов из Канады, Румынии, Сербии, Кении, Венгрии, Украины, Польши, Финляндии и, конечно, России, от которой в основную программу были включены три картины. В отборочной комиссии отмечают: уровень наших соотечественников вырос невероятно. Впечатляют и результаты венгерских кинематографистов: за главный приз поборются две картины из этой страны, в частности, фильм обладателей Гран-при прошлого года – тандема сценариста Аттилы Давида Молнара и оператора Жолта Шашди. Вообще же дорог к списку лучших две: через сито отбора проникли десять картин, ещё пять дирекция фестиваля приглашает самостоятельно. Обычно в пятёрку входят более именитые работы, в частности победители других кинофестивалей. 

В этом году в отборочную комиссию фестивали вошли директор ЦНСИО Михаил Рожанский, сценарист и преподаватель ИГУ Татьяна Зырянова, оператор Валерий Яковлев, режиссёр и сценарист Мария Ключевская, а также программный директор фестиваля Юлия Якимова. По словам Михаила Рожанского, выбор у комиссии в этом году очень богатый: «Достойных фильмов было несколько десятков. Из них можно было бы составить программу на два месяца». Целью отбора стала подборка картин, способных вызвать зрительский интерес, разнообразных по тематике, стилистике и даже географии.

Помимо конкурсной программы, как и в предыдущие годы, будет сформировано несколько других. Скажем, на смену байкальской придёт сибирская, в отдельные программы выделены фильмы, построенные по формуле «человек – природа – искусство», и немногочисленные учебные картины. Помимо конкурсной наиболее любопытной представляется программа «Странные люди». «С начала 90-х годов документалисты были в поиске героя. И эта программа как раз посвящена тем людям, которые сумели организовать жизнь в соответствии с собственными представлениями», – поясняет Валерий Яковлев.

Фильмом открытия станет ожидаемая в течение 12 лет работа легендарного Годфри Реджио (автор кинотрилогии «Каци»: «Койяанискаци», «Повакаци», «Накойкаци») «Пришельцы». Ещё одним показом с именем станет демонстрация картины «Соль земли» Вима Вендерса. Кстати, оба фильма уже успели принять участие в Московском кинофестивале 2014 года.

Члены отборочной комиссии с уважением отзывались о множестве картин. В частности, Валерий Яковлев похвалил фильм «Дыхание тундры» за своеобразную операторскую работу, венгерскую картину о животных в дельте Дуная отметили за «великолепные съёмки», а картина «За рекой», рассказывающая о переехавших на Дальний Восток из Уругвая староверах, или фильм о пересечении Антарктиды в одиночку, сделанный самим путешественником, вообще не нуждаются в дополнительной рекламе. На вопрос, кого комиссия прочит в победители, её члены отшучиваются: «Среди десятка у нас было 12–14 фаворитов».

На сегодняшний день жюри сформировано лишь частично: переговоры ещё не закончены. Однако своё участие в фестивале уже подтвердили оператор Юрий Молин, работающий с Сергеем Мирошниченко, директор ботанического сада ИГУ Виктор Кузеванов и шведский режиссёр Гуннила Брески, известная своими фильмами, посвящёнными людям Великой Отечественной (работа «Ночные ведьмы» о женщинах-лётчицах и картина «Я останавливаю время», построенная на мемуарах фронтового оператора Вячеслава Микоши). «Что касается так называемых випов, то для нас випы – это те, кто делает документальное кино, – подчеркнула председатель Восточно-Сиирского отделения Союза кинематографистов России Ольга Бельская. – Уровень документальных фильмов сегодня настолько высок, что они не нуждаются в дополнительной рекламе».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры