издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оставь здоровье всяк сюда входящий Такие слова можно выбить над входом едва ли не в каждую нашу школу

Оставь
здоровье всяк сюда входящий

Такие
слова можно выбить над входом едва
ли не в каждую нашу школу

То, что наша
школа, вопреки Конституции и иным,
охраняющим права детства
документам, отнюдь не бесплатная,
ни для кого не секрет. Ремонт зданий
и их охрана, школьная мебель и
компьютеры, учебники и
многое-многое другое оплачиваются
в последние годы в основном из
кармана родителей, которые уже
однажды оплатили все это в виде
налогов. "Спасибо родителям — на
треть школу содержат", —
откровенно констатировал как-то
один из руководителей школьного
ведомства.

Но деньги —
это бы еще ничего. Немногие до конца
представляют, какой бесценной, не
имеющей эквивалента валютой
расплачиваются за свет учения сами
дети: собственным здоровьем. О том,
каковы размеры этой платы и что
сулит будущему страны стремительно
ухудшающееся качество (вкупе со
столь же стремительно убывающим
количеством) детского населения,
шла речь на расширенном совещании,
проведенном недавно Главным
управлением образования области.
Руководители муниципальных
органов управления этой сферой,
представители системы
здравоохранения,
Госсанэпиднадзора впервые за
многие годы собрались вместе и
искали пути решения этой воистину
больной проблемы.

Минздрав
предупреждает: учеба опасна для
здоровья вашего ребенка!

Последнее
десятилетие основательно
подорвало не только здоровье нашей
экономики, но и здоровье будущего
страны — детей. Как явствовало из
доклада заведующей областным
отделом здравоохранения Л. Титовой,
за эти годы всевозможные
показатели заболеваемости детей
школьного возраста резко возросли:
по болезням нервной системы — в 2
раза, органов пищеварения — в 2,5 (в
основном за счет роста в 4 раза
язвенной болезни желудка и
12-перстной кишки), мочеполовой
системы — в 3 раза, эндокринной — в 4,
болезней системы кровообращения
(за счет роста гипертонической) — в
2,5 раза, болезней крови и
кроветворных органов (главным
образом за счет анемий) — в 3 раза.

"Фирменные"
школьные болезни — близорукость и
сколиоз — имеют еще более плачевную
динамику. За минувшее пятилетие
число детей с нарушениями зрения
увеличилось в 4 раза, со сколиозом —
в 4,6. О любопытном факте поведала
директор НИИ педиатрии и
репродукции человека СО РАМН Л.
Колесникова. При систематическом
обследовании 3 тысяч школьников от 7
до 12 лет у 10 процентов было
обнаружено повышенное давление.
"К 18-20 годам они получат стойкую
гипертонию, — сказала Любовь
Ильинична.— А к 30 могут умереть от
инсульта".

Особенно
удручает рост так называемых
социально значимых заболеваний.
Детский туберкулез за пятилетие
вырос на 42 процента, сифилис за 10
лет — в 36 раз. Причем, как уточнила
заведующая отделением гигиены
детей и подростков Центра
Госсанэпиднадзора Е. Науменко, в
прошлом году в структуре детских
заболеваний на первом месте были
грипп и ОРЗ, на втором — сифилис.
(Кстати, пятое место в этом списке
тоже за отнюдь не детской болезнью
— гонореей).

Вполне
акклиматизировалась на сибирской
почве чужестранка — наркомания. За
10-летие число завербованных ею в
свои ряды детей увеличилось в 40 раз.
Но самый зловещий сюрприз
преподнесла нынче ВИЧ-инфекция:
вполне освоившись в мире взрослых,
она по-хозяйски перешагнула
школьный порог — сегодня за партами
сидят 12 ВИЧ-инфицированных
школьников. Можно не сомневаться,
эта цифра отнюдь не отражает
реальных масштабов бедствия.

А вот
выразительная статистическая
иллюстрация к тому, как, грызя
гранит науки, детишки теряют не
только зубы, но и зрение, нервы и
прочие составляющие здоровья:
только в течение
одного-единственного, первого года
обучения число близоруких детей
увеличивается почти в 2 раза, со
сколиозом — тоже вдвое, с
нарушением психического здоровья —
более чем в 3 раза. Немудрено, что
при таких темпах потерь шанс
сохранить здоровье к
торжественному моменту последнего
звонка имеют немногие — всего 5
процентов детей.

В общем,
статистика ведет себя в нашей
разбушевавшейся реальности, как
вышедший из строя компас:
показатели, которым по-хорошему
быть бы ниже травы, тише воды,
взмывают ввысь, в то время как
цифры, коим положено бурно расти,
стелются возле нулевой отметки. В
таких вот рискованных
"ножницах" и подрастает,
выходит на стезю самостоятельности
поколение, которому в ближайшие
десятилетия предстоит
олицетворять нашу страну, ее мощь
или слабость. Если учесть, что вот
уже семь лет, как население нашей
области устойчиво вымирает, что
рождаемость едва теплится и
демографы называют ситуацию
катастрофической, то будущее
предстает отнюдь не в радужных
красках: больная страна на руках
больного и поколения…

Подайте
детишкам на молочишко

Впрочем,
возлагать всю ответственность за
изрядно пошатнувшееся детское
здоровье исключительно на школу
было бы по меньшей мере
несправедливо. Во-первых, за парту
дети садятся уже с букетом
болезней, во-вторых, за туберкулез и
сифилис уж никак не со школы
спрашивать, в-третьих, подорванная
финансовой бескормицей школа
зачастую просто не в силах
обеспечить своим питомцам
достойные условия учебы.

Обратимся
снова к статистике. По данным
облсанэпиднадзора, более половины
школ не соответствуют современным
санитарно-гигиеническим
требованиям, 16 процентов нуждаются
в капитальном ремонте. При
проверках обнаруживается: каждое
второе-третье рабочее место
школьника имеет заниженный уровень
освещенности — вот вам условия для
возникновения близорукости. (А в
иных школах и денег на приобретение
лампочек нет. Слава богу, если
учитель из дому принесет). В каждом
третьем учебном заведении
отсутствуют центральное отопление,
или канализация, или водоснабжение
— вот источник инфекций и простуд.
Какую школу ни возьми, учебная
мебель устарела и не соответствует
возрасту детей — вот вам условия
для развития сколиоза и нарушений
осанки. А кое-где по школьной
бедности дети и вовсе на скамейках
без спинок сидят. Компьютер,
который худо-бедно входит в учебные
будни, становится еще одним
источником опасности для здоровья:
размещают эту требовательную
технику зачастую с вопиющим
нарушением всяческих норм. Типовые
спортзалы есть лишь в 49 процентах
школ — откуда же взяться крепким
мускулам и физической
выносливости? Из-за
переполненности школ смены
набегают друг на друга, перемены
сокращаются до 5-7 минут, так что
детишкам и передохнуть некогда…
Что уж тут говорить о таких мелочах
(хотя в деле сохранения здоровья
мелочей не бывает), как выбор
материалов для отделки помещений
или цвет стен, штор, пола?

Но, пожалуй,
самым драматичным образом
финансовое бессилие школы
обнаруживается при организации
детского питания. Если до конца 80-х
оно улучшалось и охватывало все
больше детей, то с начала 90-х пошел
обратный процесс. За эти годы
школьный рацион катастрофически
оскудел, в нем преобладают хлеб,
крупы, макароны. Как показывают
санитарные проверки, каши в
столовых варят в основном на воде,
заправляют растительным маслом.
Самый "детский" продукт —
молоко — перешел в разряд школьных
дефицитов, как, впрочем, и всеобщая
любимица — картошка.

Но больше
всего тревожит то, что горячим
питанием сегодня охвачено всего 20-25
процентов детей, остальные
перебиваются (если, конечно,
родители снабдили карманными
деньгами) сухомятной буфетной
продукцией. Причем все настойчивее
просачиваются на рынок школьного
питания, особенно в Иркутске,
Ангарске, Усолье-Сибирском,
Усть-Илимске, коммерческие
структуры со своим вредоносным
импортом: газированными напитками,
кондитерскими изделиями,
напичканными консервантами,
жевательной резинкой… Стоит ли
удивляться, что число юных
язвенников выросло вчетверо?

Конечно, эта
проблема была бы куда менее острой,
если бы выполнялся закон 96 года,
предусматривающий выделение
федеральной дотации на школьное
питание. Но законы в нашей стране,
увы, все больше бумажные, и потому
оказалась школа один на один с
местным бюджетом: подаст он
детишкам на молочишко — спасибо,
нет — значит, бог подаст…

Все это так.
Тем не менее специалисты
утверждают: от 20 до 40 процентов
потерянного за партой здоровья — на
совести школы. Не все ведь
упирается в финансы. Многое зависит
от того, каков стиль
взаимоотношений между учителем и
учеником, какая в школе царит
атмосфера, как организован учебный
процесс.

А
организован он зачастую отнюдь не
оптимально, без бережного
отношения к ресурсам детского
организма. Речь идет прежде всего
об учебных перегрузках, которые
стали настоящим бичом современной
школы. По данным облсанэпиднадзора,
5-6 уроков (при норме 4) в начальной
школе и 7-8 в средней — вполне
обычное явление в учебных
заведениях Иркутска и Братска,
Усть-Илимска, Тулуна и
Нижнеудинска, Заларинского,
Чунского районов. Мало этого,
вводятся нулевые уроки — до начала
занятий. Как же: надо успеть
наполнить головы детишек всем
мировым знанием, накопленным за
тысячелетия, а времени так мало —
всего-то 10 лет. Особенно преуспели в
этом инновационные учебные
заведения — лицеи, гимназии, школы с
углубленным изучением какие-либо
предметов. Потому-то кривая роста
заболеваний здесь резко взмывает
вверх. А резервы ослабления
нагрузки (через составление более
продуманного расписания,
чередование предметов по степени
трудности и т.д.) зачастую
игнорируются. Зато, бывает, по
нескольку контрольных на день
приходится. Хотя ученые
предупреждают: стресс, который
испытывают младшие школьники перед
контрольной, сопоставим с нервным
напряжением космонавта перед
стартом.

Ну чем не
идеальные условия для массовой
невротизации школьников?

Школа делает
первый ход

То, что
школьная премудрость достается
детям ценой здоровья, не сегодня
стало известно. Но в последние годы
этот процесс, подхлестываемый
социальными катаклизмами, принял
столь грозные размеры, что на
разных уровнях с тревогой
заговорили о сохранении детского
здоровья как о проблеме
государственного масштаба.

Первой
приходит в себя школа. Поскольку
рассчитывать на финансовую помощь
государства не приходится, она ищет
резервы в самой себе: в создании
здорового климата, в изменении
подхода к детям, в новых учебных
технологиях. Крупицы наработанного
опыта были представлены и на
совещании.

В школе N 3 г.
Шелехова четвертый год реализуется
программа "Обучать, сохраняя
здоровье". Предприимчивый
директор выпросил у властей
загородный лагерь, где в течение
трех сезонов школьники набираются
сил и здоровья. Спорт в фаворитах
круглый год: бассейн, гимнастика,
тренажеры, походы, лечебная
физкультура. Действует специальная
программа для детей, больных
сколиозом, антизобная программа. В
течение трех лет провели санацию
зубов школьников, так что грозный
кариес почти побежден. И другие
показатели заболеваемости
медленно, но верно поползли вниз.

Ангарский
лицей N 2 — типичный представитель
системы инновационных
образовательных учреждений,
которые до детского здоровья
особенно охочи. Начиная со
вступительных экзаменов (попробуй
выдержи конкурс в 4-5 человек на
место!), школьник пребывает в
постоянном напряжении: спаренные
уроки, лекции, зачеты — все это на
протяжении рабочей недели в 44-46
часов (господа взрослые, вы так
работаете?). Однако для второго
лицея все это в прошлом. Здесь
провели ревизию учебного процесса
и нашли возможность не в ущерб
знаниям уменьшить нагрузку до 34,5
часа, отменили контрольные работы и
задания на каникулы, ввели
односменные занятия. При этом за
состоянием здоровья ведут контроль
учащихся медики и психологи. И
здесь результат не замедлил
сказаться: это единственное в
Ангарске учебное заведение, где по
крайней мере нет роста
заболеваемости.

Об
интереснейшем опыте поисков модели
обучения без ухудшения здоровья,
распространившемся на ряд школ и
детсадов Иркутска, Ангарска,
Слюдянки, рассказала Е.
Дзятковская, доктор биологических
наук, старший научный сотрудник
института педиатрии и репродукции
человека. Она и ее коллеги убеждены:
корни любой детской болезни — в
сломе механизмов саморегуляции,
заложенных природой. А причиной
слома, если речь идет о школьной
среде, чаще всего становится
агрессивная, авторитарная система
отношения учителя к ученику. Она не
учитывает индивидуальных
особенностей ребенка, подгоняет
всех под среднестатистическую
колодку, а тех, кто ей не
соответствует, карает с помощью
отметки. Что любопытно, только 10-15
процентов учителей согласны с тем,
что их отношение к ребенку влияет
на его здоровье.

Среди
множества примеров Елена
Николаевна привела и такой. В ходе
исследований, проведенных среди
детей, чье здоровье в течение
школьных лет ухудшилось,
обнаружилось: 77 процентов из них
являются "правополушарными"
детьми (то есть с
чувственно-эмоциональным,
интуитивным интеллектом). Беда их в
том только, что все наши учебные
программы рассчитаны на детей с
"левополушарным" (вербальным,
логическим) интеллектом, и потому в
процессе обучения у "правых"
происходил неминуемый слом
регуляторного механизма. Как
следствие — возникновение того или
иного заболевания. А требовался
всего-навсего другой способ подачи
информации, и эти способы сегодня
известны.

В тех учебных
заведениях, о которых рассказывала
Дзятковская, главенствует принцип:
"Не ребенок для школы, а школа для
ребенка". Учитель, школьный врач
и психолог работают здесь рука об
руку, вместе выстраивая учебный
процесс, вовлекая в эту работу и
родителей.

До встречи в
декабре

И все же эти
зерна опыта пока еще разрозненны на
нашей школьной ниве. Подавляющее
большинство школ продолжает
работать в режиме конвейера,
который множит число очкариков и
невротиков, язвенников и
гипертоников. Одна из основных
психологических трудностей
состоит в том, что идеология
здорового образа жизни как одного
из главных условий успеха в любой
сфере еще "не овладела
массами" — ни учителей, ни
школьников. Потому-то последние с
младых ногтей начинают усиленно
вредить собственному здоровью: по
опросам, 70 процентов школьников
курят, 30 — регулярно употребляют
спиртное, о гигантском росте
наркомании речь уже шла. Чтобы все,
кто пребывает в школе: дети и
учителя, врачи и психологи —
прониклись наконец важностью такой
ценности, как здоровье, требуются и
время, и кропотливая работа.
Поэтому участники совещания не
ограничились обсуждением проблем и
констатацией фактов, а наметили
череду важных и действенных
мероприятий и приняли итоговый
документ — совместный приказ за
подписями глав трех областных
ведомств: образования,
здравоохранения и санэпиднадзора.
В соответствии с этим документом в
области создан координационный
совет по охране и укреплению
здоровья детей; он должен
разработать межведомственную
программу "Здоровье и
образование". В декабре
участники совещания договорились
встретиться вновь, чтобы на
совместной коллегии
проанализировать ход этот
многоплановой работы.

Будем
надеяться, общими усилиями удастся
сдвинуть дело с мертвой точки, и
школа, преодолевая отжившие
стереотипы и опираясь на лучшее в
собственном опыте, научится,
наконец, давать знания, не отнимая
здоровье. А к здоровью, как
известно, все остальное само собой
прикладывается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры