издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На оном энтузиазме далеко не уедешь Мугунский разрез нуждается в государственной поддержке

На оном
энтузиазме далеко не уедешь
Мугунский разрез нуждается в
государственной поддержке

Геннадий
ГАПОНЕНКО, "Восточно-Сибирская
правда"

Угольный разрез
"Мугунский" — самый молодой в
Приангарье и многообещающий. Его
строительство началось в 1987 году в
глухом таежном урочище. Поблизости
был заложен базовый поселок
Алгатуй. Спустя три года выданы
"на гора" первые тысячи тонн
топлива. Нынче предстоит отгрузить
потребителям уже 8 млн. 700 тысяч
тонн. Побывавший тут во время своей
недавней поездки по
северо-западным районам области
губернатор Борис Говорин
положительно оценил деятельность
горняков и высказался за
необходимость привлечения
государственных инвестиций для
выхода предприятий на проектный
уровень. "Люди здесь подобрались
замечательные, заметил он. — Их
энтузиазм надо подкрепить
административной поддержкой".
Наш корреспондент встретился с
директором разреза Станиславом
Ширяевым и попросил рассказать о
делах и проблемах горняцкого
коллектива.


Станислав Леонидович, что
представляет из себя сегодня
"Мугунский"?

— Это прежде
всего рабочие места для 1300 человек,
современная техника для вскрыши
угольных пластов и добычи. Мы имеем
пять шагающих экскаваторов
различной мощности, два роторных и
четыре мехлопаты с удлиненным и
обычным оборудованием, а также
достаточное количество буровых
станков и бульдозеров, чтобы
поставлять по 3,5-4 млн. тонн
продукции ежегодно.

"Мугунский"
— это еще и ведомственный поселок
на полторы тысячи жителей,
численность которых постоянно
увеличивается. Очень много детворы.
По демографическому показателю он,
пожалуй, впереди России всей. Сюда
со своими чадами и домочадцами
перебралась треть коллектива,
остальных на смены доставляем
автобусами из Тулуна и прилегающих
населенных пунктов. Рано или
поздно, если не все, то основная
масса мугунчан обоснуется в
Алгатуе, где продолжается
возведение благоустроенного жилья.
Нынче, например, намерены сдать в
эксплуатацию три оставшихся блока
в 109-квартирной панельной
пятиэтажке и более 30 коттеджей. К
лету планируем закончить отделку
здания средней школы с тем
расчетом, чтобы первого сентября
она смогла принять учащихся в свои
просторные классы. Областная
администрация обещает помочь в
приобретении необходимой школьной
"начинки".

На этом и
других крупных объектах
задействованы силы такого
солидного подрядчика как АУС-16 из
Ангарска. Правда, на декабрь-январь
ангарчане взяли тайм-аут, заверив
нас, что в феврале вернутся и
продолжат работы. Рассчитываемся с
ними углем, моторным топливом,
стройматериалами. Иными словами,
используем любую возможность,
чтобы довести до ума начатое, хотя
без инвестиций со стороны
государства сделать это сложно. Три
года вынуждены были обходиться
собственными средствами
акционерного общества
"Востсибуголь", структурным
подразделением которого является
разрез, а их явно недостаточно. Тем
более, что бартерные сделки,
взаимозачеты себя по сути изжили.
Нужны "живые" деньги. Надеемся,
что нынче все-таки этот вопрос
положительно разрешится. По
крайней мере, угольный комитет
Минтопэнерго включил
"Мугунский" в реестр
строящихся предприятий и
затребовал программу
финансирования капстроительства.
Как явствует из слов губернатора,
областная администрация не
останется в стороне и будет
содействовать выделению целевых
средств.

— Таким
образом, будущее предприятия в
какой-то мере прояснилось. Ведь еще
пару лет назад приходилось слышать,
что на Мугуне может быть стоит
ограничиться имеющимися
мощностями и не вводить новые.

— Да, ясность
появилась. Теперь никто не
сомневается в целесообразности
дальнейшего развития разреза.
Перспективы определены в рамках
Минтопэнерго, Иркутской области и
"Востсибугля". Есть реальная
возможность к 2003 году увеличить
добычу как минимум до 6 миллионов
тонн. В первом полугодии войдет в
строй еще один шагающий экскаватор
ЭШ-20/90, передислоцированный с Азея и
обновленный. На монтажной площадке
идет сборка роторного,
доставленного оттуда же и
уникального по своим параметрам
гиганта ЭШ-40/100, изготовлением
которого по заказу
"Востсибугля" занят сейчас
"Уралмаш". Более двух третей
конструкций доставлено с завода,
смонтировано основание машины.
Дополнительная техника, вкупе с
имеющейся, позволяют нам подняться
до 6-миллионной отметки и выше.

Однако
прежде всего предстоит увеличить
пропускную способность
железнодорожной ветки Тулун —
Алгатуй, протяженностью 52
километра, в противном случае все
наши планы пойдут прахом. Назрела
необходимость электрофикации
подъездного пути как то изначально
предусмотрено проектом, что
позволит увеличить
грузоподъемность и главное —
скорость движения составов. Если
откроется финансирование,
актуальнейшая проблема
электрофикации будет благополучно
разрешена. И чем раньше, тем лучше.

Еще одним
сдерживающим фактором, хотя и в
меньшей степени, является
отсутствие таких жизненно важных
объектов в инфраструктуре разреза
и жилого поселка, как котельная,
водозаборные и очистные
сооружения, пребывающих в разряде
"незавершенки". Степень
готовности по строймонтажу
составляет 60—70 процентов. На
повестке — оснащение их
необходимым оборудованием. Тут
опять-таки все упирается в деньги.
Пока системы тепло- и
водоснабжения, канализации
действуют по временной схеме.

— Как
сработали горняки в минувшем году?

— Мы должны
были отгрузить 3,5 млн. тонн угля, но
не дотянули до контрольной цифры на
90 тысяч, хотя по итогам первых двух
кварталов шли с превышением. Задел
"растаял" в осенние месяцы,
когда железнодорожники недодали
полторы тысячи вагонов. Начальник
ВСЖД Г. Комаров объяснил это тем,
что, мол, скорость движения по
упомянутой ветке Тулун — Алгатуй
ниже расчетной. Объективно это
действительно так — 40 км в час.
Известно и почему. Тем не менее, в 1998
году составы двигались в два раза
медленней, что не помешало железной
дороге выделить необходимое
количество порожняка, и разрез
справился с заданием. Так что,
очевидно, причина все же в ином.

На текущий
год у нас более напряженная
производственная программа. Со
своей стороны мы все сделаем для ее
выполнения. Надеемся, что
партнеры-железнодорожники пойдут
нам навстречу и не станут чинить
препятствия.

"Мугунский",
несмотря на многочисленные
трудности, живет и расширяется.
Горняки помнят о том, что уголь как
был, так и остается хлебом
промышленности и энергетики.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры