издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Мы не выживали, а развивались"

Александр
СМИРНОВ:

"Мы
не выживали, а развивались"

Современное
государство не имеет будущего без
налаженной и эффективной системы
народного образования. Эта
абсолютная истина дискуссии не
подлежит. Чтобы узнать, как обстоит
дело с подготовкой
высококвалифицированных
профессионалов в Иркутской
области, Владимир КИНЩАК
встретился с ректором Иркутского
государственного университета
Александром Ильичем Смирновым.

— Развитие
промышленности, науки, культуры
зависит в первую очередь от того,
как власть и общество относятся к
образованию, — утверждает
профессор. — "Скупой платит
дважды". Можно экономить на чем
угодно, но только не на образовании.
Слишком дорого такая
"экономия" обходится
государству. Нельзя упускать из
виду ни одно из звеньев
образовательной системы. Это —
дошкольное образование, школа,
специальные учебные заведения, вуз.
Важнейшее звено — школа.

Поэтому,
прежде чем говорить о нашем
университете, я хочу подчеркнуть то
обстоятельство, что о высшем
образовании и о качестве этого
образования рассуждать
бессмысленно, если неполноценно
работают нижние ступени —
дошкольное образование и средняя
школа. И вот здесь я хочу отдать
должное целенаправленным усилиям
региональной власти. То, что в
области строятся новые школы, то,
что в эти школы, в самых глухих и
отдаленных районах, ставятся
компьютерные классы, то, что
проводится переподготовка
учителей и им вовремя платят
заработную плату, является
гарантией того, что к нам придут
подготовленные абитуриенты. А мы, в
свою очередь, сможем сделать из них
квалифицированных специалистов.
Школа — важнейшее звено в той
последовательности действий,
которая позволит добиться
реального экономического роста и
повышения нашего благосостояния.

Возвращаясь
к университету, я хочу обратить
ваше внимание на то, что
университет сегодня выстраивает
систему непрерывного образования —
своеобразную модель всего
образовательного процесса.
Ориентируясь на создание единой
системы "детский сад — школа —
вуз", мы начали с упрощенного
варианта: "школа —
специализированное училище —
университет". У университета 7
базовых школ, в которых работают
наши профессора. Мы организовали
подготовку учителей по
информатике. У нас подопечное (я бы
даже сказал, совместное)
педагогическое училище в Ангарске,
где преподают по нашим учебным
планам. Кроме того, мы организовали
университетский воскресный
колледж, в котором школьники,
намеревающиеся поступить в
университет, проходят за весьма
умеренную плату специальную
подготовку к вступительным
экзаменам. В результате ИГУ
получает студентов, подготовленных
по нашим стандартам,
соответствующих нашим довольно
высоким требованиям.


Насколько мне известно, существует
программа подготовки специалистов
для нужд местного, городского и
областного управления. Университет
принимает участие в этом проекте?

— Да. Я
считаю, что это очень перспективное
дело. По заказу областной
администрации, а также городских
администраций области мы готовим
менеджеров — специалистов в
области коммерции и в области
социальной работы. Для районных
администраций мы сегодня готовим
специалистов по
природопользованию и регионоведов.
Обучение оплачивается из бюджета
области.


Александр Ильич, последние 10 лет
были очень тяжелыми для нашего
высшего образования. Как удалось
выжить Иркутскому университету?

— Владимир
Иванович, извините, но я не согласен
с постановкой вопроса. Мы не
выживали. Мы развивались.

Да, в начале
90-х годов государство
финансировало нас скудно.
Университет получал деньги только
на скромную зарплату для
преподавателей и на стипендию для
студентов. ( Хочу заметить, что и
сейчас, хотя с государственным
финансированием стало получше, оно
не удовлетворяет полностью наши
потребности). Однако
государственным вузам было
разрешено набирать студентов с
полным возмещением затрат за
обучение. Кроме того, мы ввели так
называемые дополнительные услуги.
Учащийся может сверх программы
получить еще одну специальность,
изучить дополнительно хоть пять
языков. Но за это надо платить.

Университет
пошел на открытие новых, престижных
и востребованных специальностей.
Оптимальное использование всех
возможностей коммерческой
деятельности позволило нам не
только сохранить свой потенциал, но
и развиваться дальше и строиться.
Думаю, что цифры говорят сами за
себя. Если пять лет назад у нас было
около четырех с половиной тысяч
студентов, то сегодня их уже свыше
одиннадцати тысяч.

Еще одно
направление нашего роста —
создание сети филиалов.
Организованы Братский и Ангарский
филиалы ИГУ.

— Далеко
не все могут себе позволить платное
обучение. Около 29% жителей области
живут за чертой бедности. Какие
шансы у детей из небогатых семей
получить образование?

— Создание
возможностей для того, чтобы
грамотные, одаренные юноши и
девушки могли получить высшее
образование, — приоритетная задача
университета. Так было всегда и,
надеюсь, так будет и в дальнейшем.
Мы сохранили план приема студентов
на государственной основе на
уровне 1990 г. и даже немного его
увеличили. Способные ребята сдают
экзамены, выдерживают конкурс и
учатся за счет государства. Они еще
и стипендию при этом получают.

— А как
вы относитесь к негосударственным,
частным академиям, университетам,
институтам и колледжам?

— При том, что
мы принимаем на коммерческой
основе всех желающих учиться, я не
понимаю, зачем они нужны вообще?
Хорошо еще, если у такого заведения,
а их сейчас очень много, есть
сертификат. Бывает, что и нет. На мой
взгляд, лишь диплом престижного
государственного вуза дает
подлинные гарантии и качества
образования, и трудоустройства.

— Трудно
представить себе классический
университет без научных
исследований. Занимаются ли
серьезной наукой в ИГУ?

— Конечно.
Сегодня правительство пошло на
финансирование крупных научных
программ. Для того, чтобы принять в
них участие, надо пройти конкурсный
отбор и получить грант. Такая же
система существует и за рубежом.
Наши ученые и студенты работают во
многих научных проектах —
отечественных и зарубежных. Это, к
примеру, такая интересная
программа, как "Интеграция".
Она финансируется в пределах трех
миллионов в год и имеет важную
особенность — обязательным
условием является обязательное
привлечение к работе аспирантов и
студентов.

Думаю, что в
науке, благодаря квалификации и
известности наших ученых, мы
выглядим очень неплохо. ИГУ получил
несколько серьезных грантов на
проведение научных исследований
российских и зарубежных — — из фонда
Карнеги (по экологии), Сороса
(Интернет-центр) и другие.


Александр Ильич, а как обстоит дело
с международными связями
университета?


Классический университет начала 21
века не может "вариться в
собственном соку". И мало того,
что мы связаны со всем миром через
Интернет. У нас существуют
договорные отношения с
университетами в Китае и
Соединенных штатах Америки. Это
позволяет обмениваться опытом и
сотрудничать на всех уровнях. Более
того. Завтра я вылетаю в Савойю. Мы
ведем переговоры с Савойским
университетом. Я надеюсь, что и с
этим старейшим учебным заведением
будут налажены дружественные
отношения.


Университет — государственное
учебное заведение. Вы живете по
правилам, установленным
Министерством образования,
финансируетесь из государственной
казны, зарабатываете сами. При этом
ИГУ учит в основном сибирскую
молодежь, готовит специалистов для
Иркутской области. В какой степени
вас поддерживает областная власть,
в какой мере вы с ней сотрудничаете?


Руководство области полностью
отдает себе отчет в том, что без
квалифицированных специалистов,
которых готовят вузы Иркутской
области, нам не добиться ни
экономического, ни социального
благополучия. Практически во всех
направлениях работы и университет,
и другие вузы Иркутской области
находят понимание и поддержку со
стороны администрации: в
подготовке педагогических кадров,
в повышении квалификации
специалистов различного профиля, в
научных разработках важных для
области проектов, в реализации
учебно- воспитательных программ.
Более того, по мере своих скромных
возможностей администрация
оказывает нам и финансовую помощь,
например, при проведении научных
конференций и олимпиад. Во всем!
Координацией этой работы
занимается совет по образованию
при губернаторе Иркутской области.
Его цель — формирование единой
политики образования в регионе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры