издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это было как будто вчера…»

Кажется, давно прошла Великая Отечественная война, и уж которое поколение узнаёт подробности тех дней из книжек. Однако такие люди, как Василий Гаврилович Корнев, не только помнят то героическое время, как будто это было вчера, но и до сих пор в прямом смысле носят в себе осколки тех дней.

В жизнь молоденького паренька, выросшего в крестьянской семье, война ворвалась совершенно неожиданно. В тот солнечный день он с товарищами купался на окраине Свердловска. Вдруг кто-то громко крикнул: «Ребята! Война!»

— Узнав, что напали немцы, старшие начали похваляться: мол, «мы их одной левой уложим», и тут же побежали в военкоматы, — вспоминает Василий Гаврилович. – У меня больше тревожное чувство было.

Вскоре он узнает, что большинство «горячих голов» полегло в ожесточённых сражениях. К счастью, ему самому не довелось участвовать в битвах первых месяцев войны. К тому моменту юному работнику знаменитого «Уралмаша» едва исполнилось 17 лет. На фронт полагалось только через год. Ветеран с удивлением вспоминает, как молниеносно стране удалось перестроиться на новый, военный лад. Так, его родной завод чуть ли не на следующий день начал выпускать вместо мирных комбайнов грозные танки «КВ».

Повестка из военкома пришла в конце мая 1942 года. Бывшего сталевара направили в пехотное училище, где он окончил краткосрочные курсы стрелков и вместе с земляками был переброшен в самое пекло – Сталин-град. Рядового Корнева зачислили в роту ПТР (противотанковое ружьё). Боевое крещение началось уже в пути. Вначале эшелон обстреляли «мессеры». Бойцы выбежали из вагонов и ожесточённо отстреливались. Подбить ни одного самолета не удалось, зато погибли 17 наших солдат. Если бы не это печальное обстоятельство, своё первое испытание Василий Гаврилович вспоминал бы с улыбкой:

— Я спрятался в окоп и, как все, принялся палить из винтовки. Когда прямо на меня заходил «мессер», вдруг почувствовал, что по спине кто-то ползает. Вместо того чтобы прятаться от летящих пуль, я выскочил из окопа и с ужасом принялся задирать гимнастёрку и стряхивать «нечто», оказавшееся мышью. Быть может, этот эпизод притупил тогда чувство страха. По-настоящему было жутко на пере-праве через Волгу. Снаряды рвались возле самого парома, горело растёкшееся по воде горючее.

В первом же настоящем бою Василия Гавриловича записали в «пропавшие без вести». Это случилось, когда он с товарищами отбивал атаку немецких танков возле завода «Баррикады». Фашистам удалось потеснить красноармейцев. Меняя позицию, Василий пристал к другой части и несколько дней пробыл с ней. За это время в его родной части проявили излишнюю оперативность и отправили родителям сообщение, что он пропал без вести. Пришлось в спешке писать утешительную весточку.

По воспоминаниям многих фронтовиков, на войне быстро привыкаешь к непрекращающимся обстрелам и рвущимся вблизи бомбам. Быстро понимаешь и то, что в неприятеля нужно стрелять. Однако, отмечают они, пальнуть навскидку – это одно, другое – скосить врага прицельно, так сказать, глядя в глаза. В этот момент мелькает мысль, что даже ненавистный фашист тоже человек… Запомнил на всю жизнь это чувство и Василий Гаврилович. Получилось так, что ему менее чем за час пришлось «уложить» троих фрицев.

В тот вечер он занял позицию в полуразрушенном доме. Как раз напротив красовалась небольшая ложбинка, где тёк ручей. Очевидно, после принятого «на грудь» боевого шнапса неприятеля начала одолевать жажда. Первая жертва шла с котелком, не подозревая, что находится на прицеле. По воспоминаниям ветерана, в этот момент его сердце так бешено колотилось, что едва не выскочило из груди. При этом винтовка ни на миг не дрогнула, а палец уверенно нажал спуск… Видимо, уж очень хотелось пить немцам – вскоре показался второй водонос. С первого раза разволновавшийся Василий не попал. Не-приятель скрылся, но, подгоняемый начальством, всё равно пополз к ручью… Фашиста молодой снайпер «снял» всё в той же ложбинке уже в сумерках. Тот был уверен, что его не видят, и смачно уплетал бутерброд, при этом любуясь в полный рост руинами славного города.

Через несколько дней, во время очередного боя, Василию зацепило пулей запястье. Чтобы сохранить руку, его направили в госпиталь. Почти через год командование наградило рядового Корнева за примерную службу и направило учиться в Горьковское танковое училище. Спустя несколько месяцев из него вышел уже лейтенант Корнев – командир самоходной установки «ИСУ-152».

В конце ноября 1943 года во время схватки с немецким «Фердинандом» у его самоходки осколком перебило гусеницу. Экипаж вышел устранять неисправность. Всё это проводилось под «проливным» миномётным огнём врага.

— Небольшой осколок пробил мне лёгкие и застрял в позвонке (осколок до сих пор сидит в спине). Я видел раньше подобные ранения и знал, что с ними или не выживают, или остаются на всю жизнь инвалидами. В порыве отчаяния даже просил товарищей пристрелить меня… К счастью, обошлось, в ростовском госпитале поставили на ноги.

Как и всем, Василию Гавриловичу хотелось встретить победу в логове фашистов. Но в тот долгожданный день, 9 мая 1945 года, он находился в местечке под названием Грансдас. Радости от этого не убавилось. По словам ветерана, известие о победе было для него самым дорогим и долго-жданным подарком. Впрочем, с возвращением домой пришлось подождать. Как не отслуживший срочную службу, он провёл в армии ещё два года. Выйдя «на гражданку», Василий решил проведать двоюродного брата в Душанбе, но так там и остался. Вскоре нашёл свою любовь – Валентину Максимовну. Молодые поженились, а вскоре у них родились две дочери.

Большую часть жизни Василий Гаврилович связал с органами государственной безопасности. Начинал с механика, потом стал шифровальщиком, затем – кадровиком. Увы, но развал Советского Союза очень больно ударил по уважаемому ветерану. Некогда благодатное Душанбе превратилось в раздираемый амбициями котёл страстей и междоусобиц. Поэтому ему с супругой пришлось сменить место жительства, благо, обе дочери жили в России. Василий Гаврилович решил приехать к той, что живёт в Иркутске. Однако неспокойная старость не сломила закалённого фронтовика. Его живому уму, чувству юмора и философскому подходу к жизни можно позавидовать. К тому же скучать не дают внуки, не забывает и ветеран-ская организация ФСБ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры