издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разоблачители мифов

На АЭХК побывали спецэкскурсанты

  • Автор: Елена ДАВЫДОВА

Члены общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Иркутской области показали себя в деле. Во вторник они побывали на Ангарском электролизном химическом комбинате (АЭХК) с экскурсией: посетили промплощадку, разделительное производство и склад хранения обеднённого гексафторида урана. Вопросы по радиационной безопасности предприятия для них сняты. Невыясненной остаётся ситуация с химической опасностью предприятия. Даже максимальная открытость представителей АЭХК в ходе экскурсии не помогла им завоевать симпатии активно протестовавшего против создания центра по обогащению урана Байкальского движения (БД), хотя его члены и вошли в совет. Активисты подчеркнули, что политика БД останется прежней.

Трёхчасовая прогулка

Общественный совет был создан в декабре, а уже через месяц его представители побывали на АЭХК. Организованная для них экскурсия продолжалась три часа. За это время они успели пройти тот же маршрут, что и глава Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко, посетивший комбинат летом: информационный центр Росатома, промышленная площадка предприятия, склад хранения обеднённого гексафторида урана и разделительное производство. Журналисты дожидались экскурсантов в информационном центре Росатома.

Как потом в кулуарах признались организаторы мероприятия, их поразило, с какой стойкостью перенёс трёхчасовое мероприятие Юрий Ножиков, который в феврале отметит 74-летие. Первый губернатор Иркутской области, по его собственному признанию, вошёл в совет на правах участника монтажа электростанций, в том числе и атомных. «Я радионуклеидов за свою жизнь нахватался», – заметил он в разговоре с журналистами.

Депутат ЗС Юрий Фалейчик с гордостью отметил: в совет удалось собрать совершенно разных людей, имеющих своё мнение по поводу создания на базе комбината Международного центра по обогащению урана (МЦОУ). Наряду с президентом Фонда регионального развития Иркутской области Алексеем Козьминым, членом Совета Федерации Валентином Межевичем, депутатами Законодательного собрания Юрием Фалейчиком и Натальей Протопоповой, мэром АМО Андреем Козловым в совет вошли активисты Байкальского движения: Дмитрий Таевский, Михаил Кулехов, а также председатель ИРО экологической партии «Зелёные» Александр Шиянов. Комбинат в совете представляет помощник генерального директора АЭХК по информационной политике Александр Тетерин.

Самой колоритной фигурой из 14 членов совета стал настоятель Троицкого собора в Ангарске отец Владимир. «В совет я вошёл по благословению правящего иерея, архиепископа Вадима. Сделал это сознательно, с желанием», – рассказал он позже на пресс-конференции. И добавил, что «в отношении АЭХК более-менее информирован», потому что «многие прихожане являются работниками комбината». Роль совета отец Владимир видит в «устранении несуществующих страхов» и «разделении реальных проблем от надуманных». «Вокруг комбината существует много мифов, информации, которая носит шокирующий характер», – развил мысль священника Юрий Фалейчик. «Существуют слухи, что сюда будут свозить все отходы электростанций мира, – сказал Юрий Ножиков. – Я как работник Минэнерго СССР знаю, что все отработанные отходы – ТВЭЛы – свозили раньше на Ижору. Здесь для этого нет условий. Свозить сюда никто ничего не будет».

«Как в санатории»

Во время посещения АЭХК каждому члену совета дали по казённому дозиметру. Проходить со своим на предприятие не разрешается. Именно этот факт насторожил Дмитрия Таевского. Впрочем, потом он отметил, что понимает работу безопасности предприятия, ведь она несёт службу на режимном объекте. «В дозиметре можно пронести чип. А на предприятии есть свои секреты производства», – пояснил позже Александр Тетерин.

Впечатления участников о первом визите на АЭХК разделились. Андрей Козлов сравнил разделительное производство с корпусом санатория. Увидел доброжелательность и домашнюю обстановку, пояснил он. Решающим фактором для Юрия Фалейчика стало то, что работники предприятия не используют средства специальной защиты. «Как бывший главный инженер знаю, как высоки требования к безопасности труда. Если у персонала нет спецсредств, значит, нет угроз, при которых они могли бы быть востребованы», – заметил он.

«Вопрос по радиационной безопасности для меня практически снят», – резюмировал Дмитрий Таевский. Кстати, по итогам экскурсии дозиметры всех участников, фиксирующие уровень накопленной радиации, показали «ноль». «Радиационный фактор не является значимым для комбината. Мы имеем дело только с природным и обогащённым до 5% гексафторидом урана, – пояснил помощник генерального директора АЭХК. – На складе обеднённого урана его активность даже ниже, чем у природного, ведь он очищен от 234 и 235 изотопов». А чтобы окончательно убедить аудиторию, рассказал, что как-то, находясь в самолёте на высоте 9 тыс. км, зафиксировал уровень радиации 280 микрорентген в час, в то время как в отдельных частях комбината фиксируется максимум 200–250.

Однако в четверг в интервью нашему корреспонденту Дмитрий Таевский рассказал, что вопросы у него остались, в том числе о стоках комбината: «Это миллионы кубометров воды в год, которая берётся из Ангары и возвращается в Ангару же, через отстойник и реку Еловка. На каком уровне находится радиационный контроль этой воды – нам пока неизвестно. Но измерения, которые проводились Сосновгеологией, показывают, что уровень накопления урана в почве и донных отложениях вокруг АЭХК превышает все возможные нормы. Кроме того, остаётся совершенно невыясненным вопрос о выбросах комбината».

Иркутский журналист, активист Байкальского движения Михаил Кулехов отметил, что химическая опасность может представлять большую опасность, чем радиационная. Он опасается, что уровень безопасности предприятия может значительно снизиться, когда предприятие будет приватизировано или акционировано. «Именно так случилось со всеми подобными предприятиями в России, на которых я был», – рассказал он. Между тем акционирование комбината, скорее всего, завершится до конца марта 2008 года. «Сейчас практически всё готово для изменения формы собственности предприятия, и в Атомэнергопроме и государственной корпорации «Росатом» рассматривается проект устава ОАО», – цитирует Александра Тетерина ИРА «Телеинформ».

Директор Института географии СО РАН Александр Антипов отметил, что в ходе экскурсии они познакомились только с существующим производством на комбинате, в то время как работа общественного совета связана и с МЦОУ. «Это будет отдельное юрлицо, будет увеличение производства, а значит, увеличатся и существующие риски», – подчеркнул он. Участники совета уже заявили, что их визит на АЭХК далеко не последний.

Экологический аудит

Общественный совет обещает периодически проводить собрания, где планируется задавать вопросы экспертам из экологических организаций, МЧС, Ростехнадзора и медицинских структур. Сначала решено обратиться в Лимнологический институт СО РАН. Недавно институт провёл исследования экологической обстановки вокруг АЭХК. «Это своеобразный экологический аудит. Доклад так интересен, что директор института Михаил Грачёв сделает его лично», – заинтриговал журналистов Юрий Фалейчик, однако дальше развивать мысль не стал. Известно лишь, что мероприятие состоится 5 февраля в лицее №1 Ангарска ориентировочно в 16.00.

По просьбе «Конкурента» члены совета попытались спрогнозировать, насколько он может влиять на общественное мнение в регионе. «Естественно, совет будет влиять и на общественное мнение – даже первая, экскурсионная поездка вызвала большой резонанс, а мы ведь ещё не начали всерьёз работать, – отметил Дмитрий Таевский. – Имеет значение и персональный состав членов совета. В частности, я проголосовал за включение священника в состав совета только потому, что понимаю его значимость в плане пиара. Полагаю, что социальная активность и статус отца Владимира сделают его участие в совете весьма продуктивным», – рассказал Дмитрий Таевский. «В совет вошли серьёзные люди, которые не пойдут по пути соглашательства», – полагает Александр Антипов. А Юрий Ножиков пообещал выйти из совета, если не будет возможности для эффективной работы. «Мне в отставку уходить не привыкать!» – подытожил он.

Между тем Дмитрий Таевский отметил, что, несмотря на участие в совете членов Байкальского движения, политика движения будет оставаться прежней. «Естественно, с учётом объективных данных, которые будут выясняться при работе совета», – добавил он. При этом наш собеседник подчеркнул, что остаётся принципиальным противником развития атомной отрасли в России.

Фото Евгения КОЗЫРЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры