издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Частная перепланировка

Нижняя Лисиха может стать «визиткой» Иркутска

Градостроительный совет при губернаторе Иркутской области состоялся в конце прошлой недели. Среди прочих вопросов на нём был рассмотрен проект комплексной застройки района Нижняя Лисиха, разработанный компанией «Востсибстрой».

Глава региона дал проекту высокую оценку, заметив, что в целом он выполнен на высоком уровне, и подчеркнул, что частная компания, по сути, взяла на себя работу, которую должна делать администрация города Иркутска. Реализация проекта может быть начата уже этой осенью. Но для этого нужно объединить крупных застройщиков города и задать им единые правила игры.

По задумке авторов проекта, Нижняя Лисиха должна стать визитной карточкой города. Она превратится в современный жилой район с интересной архитектурой, совмещённый с зелёной зоной, за который «будет не стыдно перед потомками». Один из основных принципов, которым руководствовались авторы проекта, – комплексность. Промышленная зона, расположенная здесь сегодня, в концепцию никак не вписывается и поэтому должна быть вынесена за черту города. Это позволит значительно улучшить экологическую обстановку в районе.

Сейчас в Лисихе расположены три промышленных предприятия по производству стройматериалов. Именно с этих предприятий в позапрошлом веке начиналось освоение этих мест. Тогда на месте Лисихи была тайга и в ней водилось очень много чёрно-бурых лис. Отсюда, собственно, и пошло название Лисиха. Потом несколько купцов объединились и поставили под городом завод по обжигу кирпича. Все косогоры Лисихи – память о тех временах, когда здесь добывали глину для этого завода. По проекту в будущем на месте завода встанет 25-этажный деловой центр. А берег Ангары, по которому сегодня невозможно ни пройти, ни проехать в буквальном смысле слова, превратится в пешеходную зону с беговыми дорожками и парками.

По словам директора ЖСК «Востсибстрой» Натальи Ушаковой, реальный срок реализации нового проекта – пять лет. За это время предполагается построить около 500 тыс. квадратных метров жилых и административных зданий. Общая площадь, вместе с уже имеющейся застройкой, составит 700 тысяч квадратов. Предполагается строительство высотных домов, от 16 до 25 этажей. За счёт высокой этажности освобождается большая часть территории, и её можно будет использовать под зелёную зону. «К строительству таких домов мы идём постепенно, – подчеркнула Наталья Ушакова. – У нас есть опыт строительства домов 13, 16 этажей. Современные технологии позволяют сделать их сейсмобезопасными».

Комплексная застройка предполагает и наличие социальной инфраструктуры. Сегодня в Лисихе всего одна школа. Планируется строительство ещё трёх детских садов на 420 мест и двух школ на 2,5 тысячи учащихся. Будет возведено 300 предприятий торговли и бытового обслуживания.

Отдельная проблема – наличие в Лисихе больших гаражных кооперативов. «Такие кооперативы – нечто большее, чем просто гаражи, – заметила Наталья Ушакова. – Это клубы по интересам. Там и подвалы с картошкой и домашними соленьями, и мастерские, и что угодно. Поэтому мы решили использовать принцип «не навреди». Гаражи оставим, а над ними сделаем спортивно-оздоровительный комплекс. На колоннах». Такие конструкции уже есть в ряде городов России, за рубежом это и вовсе повсеместная практика. Главное – не повторить свои собственные ошибки. Нечто подобное уже предполагалось построить в микрорайоне Университетский. Но в итоге над гаражами построили … гаражи.

Будут организованы много-ярусные подземные парковки для автотранспорта. В рамках развития инженерной инфраструктуры предусмотрено строительство ливневой канализации и подземных очистных сооружений. По улице Дальневосточной пройдёт четырёхполосная дорога, которая поможет разгрузить ул. Байкальскую и обеспечит выход транспорта на кольцо у ГЭС. На строительство зданий потребуется порядка 12,5 млрд. рублей, инженерных сетей и дорог – 5 млрд. Число жителей к 2012 году в Лисихе должно увеличиться с 8,5 до 25 тысяч человек.

Сейчас на территории района работают семь крупных строительных компаний. Проблема в том, что пока у города нет проекта детальной планировки района, время работает против нового проекта. Некоторые компании уже ведут хаотичную застройку. В итоге претворение проекта в жизнь может оказаться под угрозой. Например, уже сегодня есть попытки застроить территорию, по которой должна будет пройти дорога. Между тем без дороги проект просто невозможно реализовать, потому что весь район окажется просто парализованным.

По словам заместителя главы областной администрации Сергея Воронова, это едва ли не первая строительная инициатива, достойная поощрения. По его мнению, в проекте не учтён только один момент – возможность затопления территории. По мнению Сергея Воронова, необходимо создать орган, который возьмёт на себя работу по объединению инвесторов и их взаимодействию с государственными органами.

Президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин также поддержал предложение по созданию координирующего органа. По его мнению, следует более подробно проработать механизмы финансирования проекта в части благоустройства, берегоукрепления и создания социальной инфраструктуры. «Если мы полностью переложим эти вещи на застройщиков, в проект никто не пойдёт, он станет просто невыгодным, – заметил Алексей Козьмин. – Нужно уже сейчас рассмотреть возможность вхождения в федеральные программы».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры