издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инфляция: история и география

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА

Маховик инфляции постепенно теряет скорость. В минувшем году потребительские цены в стране выросли на 9,0%, годом ранее - на 10,9%. Однако интересно рассмотреть этот показатель в историческом и географическом аспектах.

Результат Приангарья практически равен российскому — прирост цен на 9,1%. Вопреки традиции главным виновником общего подорожания на этот раз выступили продовольственные товары, возросшие в цене в среднем на 11,4%. Непродовольственные товары в течение года стали дороже на 7,2%, а прежде лидировавшие в гонке цен услуги — на 8,8%.

После гиперинфляции первой половины 90-х годов прошлого века такой уровень кажется не очень устрашающим, хотя отношение к нему зависит от толщины собственного кошелька.

Кстати, повышение цен характерно не только для периода реформирования. Просто до либерализации цен их изменения касались отдельных товарных групп и в целом были не столь масштабными. Они происходили в централизованном порядке, с публикацией постановлений правительства в средствах массовой информации. Уценялось кое-что из предметов длительного пользования, после освоения выпуска, с переходом к массовому производству либо, наоборот, после снятия с производства каких-то моделей.

К примеру, в 1971 году уценке подверглись стиральные машины, телевизоры, мотороллеры, мопеды, мотоциклы, авторучки шариковые. И в последующие годы в число уценённых попадали товары культурно-бытового назначения (пылесосы, магнитофоны, холодильники, часы). «Отметились» в этой группе и автомобили («Запорожец» и «Нива» в 1985г.). Уценялись некогда модные болоньевые плащи, капроновые ткани, бельё и одежда из синтетических нитей. В 1983г. под уценку попали ковры, меха, пальто женские с норкой и мужские с каракулем.

А десятью годами раньше меха, наряду с крепким алкоголем и рыбными деликатесами, были в числе подорожавших товаров. Меха, ковры, ювелирные изделия за 20 лет (1970 — 1990) трижды повышались в цене, дважды это касалось бензина. Больше всего не везло любителям алкогольных напитков, в отношении этого товара цены в сторону повышения пересматривались 7 раз. Дорожали также автомобили, катера, лодки и моторы к ним, изделия из хрусталя и драгоценных металлов, мебель и фарфор высшего качества, изделия из натуральной кожи, высококачественная шерсть, шоколад и кофе.

Таким образом, ценовая политика того времени в основном защищала интересы малообеспеченного населения: в число дорожавших, как правило, не попадали товары повседневного спроса, лишь однажды были повышены цены хлебопекарной продукции.

В тот период, названный застойным, ежегодный прирост цен на товарном рынке России колебался в пределах 1-2% и вряд ли замечался населением; в целом за два десятилетия он составил 38%.

Надо сказать, что гиперинфляции в разное время не избежали многие страны. И виной тому всегда были крупномасштабные военные конфликты или кардинальные преобразования в сфере политики и экономики. Преодолеть эту напасть удаётся не сразу. В Чили, например, в 1973-76 гг. в среднем за год цены вырастали в 3,5 раза. Но эта цифра выглядит безобидной на фоне «достижения» послевоенной Венгрии, где в течение года, с августа 1945 по июль 1946, ежемесячно цены увеличивались в среднем почти в 200 раз. В современной Венгрии годовая инфляция колеблется в пределах 5%. Считается, что такой уровень приемлем и даже желателен, поскольку стимулирует текущий спрос, без откладывания покупок на «потом», и тем самым благотворно влияет на экономическое развитие в целом.

Венгрия, как и другие государства бывшего социалистического лагеря, как многие суверенные ныне бывшие республики СССР, не избежала всплеска инфляции в 90-е годы прошлого века. Кто-то из них уже одержал победу над врагом экономики. В Польше, Чехии, Словакии, Словении в 2005 году инфляция составила 2-3%, как в развитых странах Европы, в Румынии — примерно на российском уровне. Почти соответствует российскому показателю годовое подорожание на потребительском рынке Грузии, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Казахстана и Таджикистана — 8-12%. Только одни пришли к этой цифре от более высокого уровня (Беларусь — 42,6% в 2002 г.), другие, увы, допустили ускорение инфляционных процессов. К последним относится Азербайджан, пару лет назад имевший вполне цивилизованный показатель (2,2%).

Так что неприятель коварен, и праздновать победу рановато даже тем странам, где, казалось бы, резкий ценовой рост преодолён. В Украине за 2002 год цены выросли незначительно (на 0,8%), но затем их рост ускорился и в 2005-м составил уже 13,5%. Разной была ценовая динамика в Армении: 1,1% прироста в 2002 г., затем — 4,7%, 7,0% и 0,6%; последний показатель, на зависть другим, — почти как в благополучной Швеции (0,5%). Но держать равнение надо на Японию, где за эти же годы инфляция была либо нулевой, либо отрицательной, со снижением цен на 0,3-0,8%.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры