издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Михаил ВИНОКУРОВ: Мы учим учиться всю жизнь

Байкальскому государственному университету экономики и права исполнилось 75 лет Вместе со специалистами, в дипломах которых есть запись об окончании Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), юбилей своей альма-матер отмечают выпускники Сибирского финансово- экономического института (СФЭИ), Иркутского финансово- экономического института (ИФЭИ), Иркутского института народного хозяйства (ИИНХ) и Иркутской государственной экономической академии (ИГЭА). Это не значит, что у нескольких экономических вузов совпали дни рождения. Речь идет об одном, о самом первом на необъятных просторах Сибири и Дальнего Востока высшем учебном заведении экономического профиля. Поэтапная смена его названий и статуса -- институт, академия, университет -- свидетельствует о взрослении и качественном совершенствовании вуза, положившего начало подготовке экономических кадров в азиатской части России.

Теперь трудно поверить, что семьдесят пять лет назад, в год создания вуза,
лишь один из его преподавателей — директор и заведующий кафедрой
финансов Ф.И. Чудновский — имел ученое звание доцента. Кандидатов и
докторов экономических наук в то время и в столице-то по пальцам
пересчитать можно было. А Сибирь о них могла только мечтать. За Уралом не
только ученых-экономистов, но и просто специалистов с высшим
экономическим образованием не хватало катастрофически.

Главный вклад в формирование и становление научно-педагогического
коллектива института внесли представители старой столичной интеллигенции.
Извините за некоторый цинизм, но Сибири в какой-то степени даже повезло,
что в суровые сталинские времена неблагонадежных столичных ученых
ссылали за Урал. Так оказались в Иркутске профессора из Москвы и
Ленинграда А.Г. Беджанян, В.Н. Твердохлебов, И.М. Шиф и другие,
заложившие основу научно-педагогического коллектива Сибирского
финансово-экономического института. Рискуя карьерой, а зачастую и своей
свободой, даже жизнью, они умудрялись преподавать студентам не только
«социалистическую», плановую экономику, но и «буржуазную», рыночную. В
архивах института сохранилась самая первая смета расходов, составленная
лично директором Ф.И. Чудновским при создании института. Первый директор
умудрился включить в нее список книг, «не рекомендуемых к работе со
студенческой молодежью» по политическим соображениям. В то время об этих
книгах даже говорить было опасно, а теперь они являются исторической
реликвией, бережно хранящиеся в фонде редкой и ценной литературы научной
библиотеки БГУЭП.

Учить студентов самостоятельно мыслить и анализировать действительность
стало одной из главных традиций вуза. Принимать верные экономические
решения, исходя из реальных, а не официально декларируемых обстоятельств,
может только человек, знающий объективные законы развития экономики и
умеющий думать.

Благодаря высокой квалификации выпускников Иркутский финансово-
экономический институт стал настолько авторитетным, что с началом Великой
Отечественной войны, даже несмотря на то, что его здание было отдано под
госпиталь, он, единственный из восьми существовавших в то время
экономических институтов, находившихся в подчинении наркомата финансов,
остался действующим. Многие студенты и преподаватели, включая тогдашнего
директора В.М. Баранова, ушли на фронт. Был сокращен прием новых
студентов. Время от времени занятия прерывались для проведения студентами
и преподавателями народно-хозяйственных работ. Но, несмотря на все это, в
1941/42 учебном году Иркутский финансово-экономический институт
продолжал готовить специалистов для послевоенного возрождения страны.
Более того, в 1944 году заведующий кафедрой политэкономии П.Ф. Бунин
защитил первую в истории вуза диссертацию на соискание ученой степени
кандидата экономических наук.

Первый доктор экономических наук появился в институте лишь через
несколько лет после войны. Им стал В.Н. Шерстобоев, заведующий кафедрой
отраслевых экономик, а затем кафедрой экономики сельского хозяйства.
Человек неординарный, смелый, имеющий собственную точку зрения, не во
всем совпадавшую с «линией партии». Докторскую диссертацию на тему
«Илимская пашня Илимского воеводства ХVII — начала ХIХ вв.» он защищал
в ученом совете самого авторитетного в Советском Союзе Института
экономики Академии наук СССР и получил широкую известность в стране как
автор классического труда по истории экономики Сибири. Его двухтомная
монография «Илимская пашня» стала популярной не только в научных и
студенческих кругах, но и у советской, партийной элиты.

Впрочем, в научных и
педагогических кругах Вадим Николаевич пользовался авторитетом и до
издания этих трудов. Это и помогло ему в 1949 году открыть в ИФЭИ первую в
истории института аспирантуру. А еще раньше, в 1947 году, он, единственный
из ученых Иркутска, осмелился выступить на научной конференции по
развитию производительных сил Иркутской области с предостережением о
негативных последствиях непродуманного воздействия человека на
окружающую среду при планируемом в то время «ускоренном» освоении
природных богатств Восточной Сибири. В начале 50-х годов Вадим
Николаевич получил еще и известность публициста. Вместе с профессором
М.М. Кожовым он выступил с серией статей против строительства гигантских
электростанций на Ангаре, так как они, по мнению ученых, неизбежно нарушат
природный баланс в регионе, уничтожат уникальную илимскую пашню,
которая с ХII века кормила сибирское население. В стремлении к
экономическому и экологическому благополучию страны и Сибири он даже
писал письма Н.С. Хрущеву, пытался убедить его, что при хозяйственном
освоении этого региона следует комплексно учитывать не только ближние,
сиюминутные интересы государства, но и дальние последствия воздействия
человека на хрупкую сибирскую природу.

Это только на первый взгляд кому-то может показаться, что публицистическая
деятельность профессора, так же как и его стремление просветить главу
сверхдержавы, не имеет прямого отношения к учебному процессу. Высшая
педагогика не может быть ограничена чтением обязательных лекций, дающих
необходимый минимум знаний для начала работы выпускника по избранной
специальности. Активная жизненная позиция, гражданская, политическая
смелость, способность рисковать карьерой для достижения истины — все это
стало еще одной важной традицией, заложенной научной интеллигенцией при
создании сибирского вуза. Ведь, действительно, важно научить студентов
подходить к решению экономических проблем с учетом всех (в том числе и не
экономических) факторов, способных впоследствии изменить конечный
экономический результат. Профессор Шерстобоев учил этому студентов по
принципу «Делай, как я».

Руководители, да и рядовые члены педагогического коллектива Байкальского
государственного университета экономики и права, в который после
нескольких метаморфоз превратился Сибирский финансово-экономический
институт, имеют полное право использовать в своей преподавательской
деятельности принцип «Делай, как я». Они, в отличие от многих «модных» в
перестроечные годы экономистов-теоретиков, стремительно ворвавшихся на
волне популизма в политику, но провалившихся на практических экзаменах,
действительно умеют использовать свои знания в реальной жизни. Это
доказало бурное, я бы даже сказал — взрывообразное, развитие вуза в начале
перестройки.

— При Горбачеве было принято очень много полезных решений в отношении
высшей школы, — рассказывает нынешний ректор университета Михаил
Винокуров, избранный трудовым коллективом в 1987 г. — Вузам была
предоставлена известная экономическая свобода, и грех было не
воспользоваться новыми возможностями.

Не зря, похоже, рисковал своей свободой первый директор института доцент Ф.
Чудновский, приобретая в тридцатом году прошлого века литературу по
«буржуазной» экономике. Не зря поставили педагоги перед собой цель — научить студентов думать и использовать свои знания в соответствии с
реальной ситуацией. Педагогический коллектив БГУЭП, который к началу
перестройки уже состоял в значительной мере из собственных выпускников,
блестяще реализовал возможности рыночной экономики для всестороннего
развития своей альма-матер. Это подтверждают цифры. Сегодня в Байкальском
университете трудится уже 85(!) докторов наук. Созданы и активно работают
шесть докторских и кандидатских диссертационных советов, в том числе
докторский совет по юридическим наукам. Аспирантура БГУЭП вместе с
соискателями превышает 650 человек, это, пожалуй, больше, чем суммарная
численность аспирантов всех остальных иркутских вузов. Теперь в аспирантуру
Байкальского университета едут выпускники многих вузов из разных регионов
России.

— Ежегодно в стенах нашего университета проходит не менее десяти одних
только докторских защит, — с удовлетворением отмечает М. Винокуров. — И
время показало, что мы правильно выбрали направление развития своего
университета. Это важно не только и, может быть, даже не столько для нас,
сколько для всего восточного региона страны.

Первую десятку в рейтинге экономических вузов России, который ежегодно
рассчитывают специалисты Минобразования, традиционно занимали Москва
(здесь 7 вузов аналогичного профиля) и Санкт-Петербург (еще три вуза).
Байкальский университет вклинился в их число и вот уже более десяти лет
подряд сохраняет себя среди лидеров.

— Чтобы достичь успеха, мы в первую очередь начали учить, а отчасти и
переучивать преподавателей, отправляя их в страны с развитой, устоявшейся
рыночной экономикой, — объясняет Михаил Алексеевич. — Продолжаем делать
это и сегодня. Ежегодно до 40 наших преподавателей проходят стажировку в
лучших вузах Европы, Японии и Америки. Что мы увидели на Западе? Мы
убедились в том, что наше образование хорошее. Оно глубокое,
фундаментальное, но в то же время — консервативное, инертное, а рыночная
ситуация меняется быстро. Рынок потребовал, допустим, изменить вид
продукции — надо быстро сделать расчеты… Следовательно, мы должны
нашего студента учить, как исследовать рынок, как рассчитать реальные
объемы продаж. Маркетологов, специалистов, изучающих потребности рынка
в конкретных видах продукции, в СССР не было. А в странах, которые сегодня
считаются развитыми, почти каждый четвертый экономист — маркетолог. И мы
открыли специальность «маркетинг».

Чтобы определиться в направлениях экономического развития своего вуза,
преподаватели, набравшиеся опыта в западных университетах, вместе со
студентами провели маркетинговые исследования рынка специалистов,
которые уже нужны и которые потребуются новой России в ближайшие годы.
Результаты этих исследований показали, что университету для выживания в
рыночных условиях необходима не корректировка, а глубокая перестройка всей
его деятельности. Оказалось, в частности, что несколько специальностей,
которым вуз успешно обучал студентов в советское время, в новых условиях не
востребованы вовсе. Зато юристов с хорошей экономической подготовкой
новой России явно не хватает. Спрос на них продолжает расти.

— Мы стали интенсивно развивать наш Иркутский институт народного
хозяйства и вширь, и вглубь, — говорит М. Винокуров. — Создали на его базе
академию. Но для достижения поставленной цели — превращения вуза в
научно-исследовательский и методологический региональный центр — даже
этого статуса было недостаточно. Поэтому мы стали университетом,
обеспечивающим наиболее глубокую подготовку экономистов и юристов. Его
название — Байкальский (как при рождении — Сибирский) подчеркивает
принадлежность вуза к большому региону, который де-факто уже давно
перешагнул границы Иркутской области.

В интересах выпускников школ, расположенных далеко от такого крупного
научного и образовательного центра, как Иркутск, в Братске, Усть-Илимске
Улан-Удэ и Якутске были созданы филиалы Байкальского университета, а в
Чите даже целый институт. С 1990 года в БГУЭП появилось, как выразился
ректор, «второе крыло» — юридическое. Причем без раскачки. Сразу — мощное, сильное. На работу были приглашены лучшие преподаватели
юриспруденции из других вузов. В результате в БГУЭП сегодня успешно
развиваются три юридических факультета с различной специализацией.
Открыли и новые экономические специальности: «мировая экономика»,
«экономика и менеджмент в сфере услуг», «информационные системы в
экономике», «государственное и муниципальное управление» и даже такие, о
которых раньше и не мечтали, — «экономическая журналистика», «психология
управления», «социальная работа». На базе существовавшего до недавнего
времени факультета управления персоналом и психологии бизнеса возник,
пожалуй, первый в России факультет управления человеческими ресурсами.

Среди абитуриентов популярность вуза формируется не по рейтингу и даже не
по числу преподавателей, имеющих степени докторов наук. В первую очередь
престижность высшего учебного заведения формируется по востребованности
его выпускников работодателями. В советское время такой проблемы не
существовало, но теперь едва ли не в каждом объявлении о вакансии вслед за
словами «Требуется специалист» есть приписка: «с опытом работы».

— А откуда, — спрашиваю Михаила Алексеевича, — у выпускника возьмется опыт,
если он учился на дневном отделении?

— Вопрос трудоустройства у наших выпускников, конечно, возникает, —
соглашается он. И уточняет: — Именно вопрос, но не проблема. К концу
четвертого курса около 60 процентов наших студентов уже трудоустроены.
Они, продолжая обучение на дневном отделении, уже работают. Хоть и не на
высоких должностях, но по специальности. А к защите дипломов процентов 80
выпускников точно знают место своей будущей работы. Чаще всего их ждут на
предприятиях, где они проходили практику. Знаю также, что если на
открывшуюся вакансию претендует несколько молодых специалистов, то при
прочих равных условиях руководители предприятий отдают предпочтение
выпускникам нашего вуза. Их с удовольствием принимают на работу и в
Западной Сибири, и на Дальнем Востоке. А многие наши выпускники и вовсе
не ищут работы. Практика показала, что, получив необходимые знания,
научившись ориентироваться в экономике и понимать складывающийся рынок,
наши выпускники создают собственное производство, открывают
предприятия. Большое количество средних и малых предприятий наши
выпускники создали и в Иркутской области, и в Читинской, и в Республике
Бурятия. Причем нередко в совершенно неожиданных, для меня по крайней
мере, сферах. В здравоохранении, к примеру. Я встречал своих выпускников,
создавших предприятия по обслуживанию больниц. Молодцы! Что еще
скажешь? Мне это очень приятно.

По определению Михаила Винокурова, жизнь сегодня стала «очень быстрой»,
поэтому большие средства Байкальский университет продолжает активно
вкладывать в переподготовку преподавателей, в том числе и в зарубежных
вузах.

— Сейчас, когда Россия подключилась к болонскому процессу, это особенно
актуально, — считает он. — Попытаешься сэкономить на инвестициях в
собственные кадры — потеряешь все. Наши студенты потому и востребованы так
сильно, что мы, сохранив все достоинства советской высшей школы, такие, к
примеру, как фундаментальность и широта образования, отказались от главного
недостатка, когда все знания, разжеванные и пережеванные преподавателем,
доставляли студентам «через ухо», чтением лекций. В этой части мы переняли
опыт западной высшей школы, главная задача которой — научить человека
учиться всю жизнь, научить самостоятельно находить ответы на любые
вопросы. Нам пришлось вложить немалые деньги в создание современных,
оборудованных новой техникой интернет-залов, в которых любой студент
может самостоятельно работать столько, сколько ему потребуется. В
соответствии с новой концепцией наши студенты работают самостоятельно
примерно половину от общего времени, занятого учебным процессом. В
советское время нашему институту хватало одного читального зала. Сегодня их
уже 14! И все оснащены компьютерной и другой современной техникой.
Университетская библиотека еще относительно недавно насчитывала около 300
тысяч томов и считалась богатой. Сейчас мы располагаем миллионом томов и
продолжаем приобретать литературу, потому что потребность в ней постоянно
возрастает. Наших выпускников с удовольствием берут на работу еще и
потому, что даже если они не знакомы с какими-то специфическими
тонкостями конкретного производства, то сумеют освоить их в короткое время,
так как мы научили их главному: думать, анализировать и непрерывно учиться.

… Слушая ректора, ловлю себя на мысли: 75-летняя история БГУЭП выявила
еще одну характерную особенность Байкальского вуза. Он всегда развивался и
продолжает развиваться, опережая время.

* * *

Редакция «Восточно-Сибирской правды» сердечно поздравляет коллектив
Байкальского государственного университета с юбилеем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры