издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проверки на дорогах

За 11 месяцев этого года в Куйбышевском районе г. Иркутска произошло 30 дорожно- транспортных происшествий, в которых пострадало 30 детей, причем только семь аварий случилось по вине ребятишек. В 2003 году на этот же период было совершено 32 наезда на юных пешеходов, трое детей скончались от полученных травм.

Инспектор по пропаганде Куйбышевского ГИБДД Сергей Метелкин рассказывает,
что в районе ежегодно до 40 детей попадают под колеса автомашин.

— Половина из пострадавших — дети из неблагополучных семей, которые предоставлены
сами себе. Наш район очень сложный в смысле наркомании, алкоголизма и
других подобных явлений, а оживленных магистралей много: улицы Сурнова, Рабочего
Штаба, Радищева.

В обязанности инспектора по пропаганде входит профилактическая работа по
детскому дорожно-транспортному травматизму, разъяснительные занятия в
школах и других учебных заведениях.

— Однако этого мало, — говорит С. Метелкин, — нужно не просто изредка ходить
по школам и что-то объяснять. Такая работа должна вестись все время в
течение учебного года, но проблема в том, что не хватает квалифицированных
специалистов для проведения уроков по правилам дорожного движения. Это же
очень узкая специализация. По предмету ОБЖ, который есть
в школьной программе, выделено всего восемь учебных часов, и что можно рассказать
детям за столь малое время? И что они усвоят? Сейчас на базе Дома
детского творчества областное ГИБДД решило открыть свой методический
кабинет по безопасности дорожного движения, где планируется собирать
педагогов, специалистов из автошкол, и инструкторы из ГИБДД будут
проводить лекции и семинары.

В Куйбышевском районе 10 школ, и в каждой из них нашими усилиями создана
команда юных инспекторов движения, но, к сожалению, не многим детям
интересно этим заниматься, — продолжает свой рассказ инспектор. — Однако
определенные успехи у нас все же есть. Очень хорошие команды ЮИД в
школах N 3, N 73, N 31. Дети участвуют в районных слетах юных
инспекторов, победители едут на городской слет, а дальше — уже областной.
Наши ребята неоднократно становились призерами областных слетов. В
основном вся организационная работа ложится на плечи педагогов-энтузиастов,
они ищут спонсоров для команд, шьют костюмы и разрабатывают сценарии
агитбригад. Наше отделение оказывает помощь
этому движению, мы всегда покупаем подарки на конкурсы, возим
детей на слеты. Есть ребятишки действительно увлеченные дорогой, они лучше
водителей знают правила дорожного движения и с леекостью отвечают на
вопросы по экзаменационным карточкам. На слетах есть такие конкурсы, как
«Юный регулировщик», «Знаток правил дорожного движения», «Юный
автомобилист», основы медицины, основы страхования и различные
велоэстафеты. Кроме этого, мы проводим рейды с участием юных инспекторов.
Задерживаем водителей-нарушителей, и дети читают им правила дорожного
движения, а те должны пересказать все, что услышали. Вы не представляете
всего воспитательного эффекта от этой акции.
Такое же мероприятие планируем провести и для пешеходов,
которые не знакомы с правилами и переходят проезжую часть как попало.

Праздники и конкурсы бывают раз в год, а рутинной работой приходится
заниматься каждый день. Постоянные посты ДПС стоят возле крупных очагов
аварийности: на ул. Рабочего Штаба, Баррикад, на развязке Ушаковского моста.
Всегда стоят посты на остановках «Ремесленное училище» и «Кедр», где у светофоров
очень короткая пешеходная фаза и многие пешеходы не успевают перейти
дорогу.

Во время специальных операций, таких как «Внимание: дети», инспектора стоят в
определенных местах — возле школ, помогают детям переходить дорогу,
задерживают водителей, которые даже возле школ не соблюдают скоростной
режим и игнорируют знаки. Инспектора не только выписывают штрафы, но и
проводят беседы с нарушителями. По большей части у нарушителей есть свои
дети, и их жизнь они никогда не подвергнут опасности, зато в отношении чужих
правила нарушать почему-то можно. Вот так, уговорами или штрафами,
инспектора воздействуют на несознательных водителей.

Отношение населения к инспектору, стоящему на дороге, мягко сказать,
негативное. «У-у, взяточники, за кустом спрятались, чтобы не заметили». А ты не
нарушай, и взять с тебя нечего будет. Однако инспектора не только следят за
порядком на дорогах, выписывают штрафы (которые добрая половина
водителей все равно не платит), они выявляют и другие преступления.
Например, перевозку наркотиков или оружия. По данным ГАИ, около 70%
молодых водителей — наркоманы. Задержание лиц, управляющих транспортом в
состоянии наркотического опьянения, и тем самым предотвращение
автокатастроф — тоже удел ГИБДД. Шоферы маршрутных такси, употребляющие
наркотики, — не такое уж редкое явление. Не так давно был задержан водитель с
маршрута N 91, находящийся в состоянии наркотического опьянения. К
счастью, за руль он сесть не успел и теперь уже не сядет. По мнению С.
Метелкина, частники, принимающие водителя на маршрутное такси,
должны досконально проверять, кого они берут. А поскольку никаких проверок
не проводится, маршрутки были и остаются самым опасным видом транспорта.

Кроме этого, каждый день в ГИБДД поступают ориентировки по угнанным и
похищенным машинам, а также транспорту, скрывшемуся с места ДТП.

— Все сотрудники милиции должны принимать участие в розыске: и участковые, и
опера, и инспектора ДПС, — уверенно говорит инспектор дорожного надзора
Павел Зайцев. — В нашем районе восемь оптовых рынков, а угоны совершаются в
основном от них. ГИБДД не может поставить инспектора возле каждого
рынка. Прежде чем обвинять милицию в том, что она не может найти вашу
машину, позаботьтесь сами о мерах безопасности. Оснастите сигнализацией, не
оставляйте документы в автомобиле, машину с транзитными номераит вообще не
рекомендуется бросать без присмотра. 90% угнанных машин — с транзитными
номерами. В большинстве случаев на руку угонщикам играет простая
российская безалаберность.

— А население помогает вам в вашей работе?

— Почти никакого взаимодействия с населением не осуществляется. Бывает,
конечно, но это скорее совпадение. Например, такой случай: была угнана
машина, по горячим следам ГУВД ввело план-перехват, разослало
ориентировки. Звонит в милицию какая-то бабушка и говорит, что пять минут
назад в ее двор заехала неизвестная машина и поменяла номера. Въезжая на
новый ангарский мост, мы с Сергеем Метелкиным случайно
увидели этот автомобиль и задержали угонщиков. Но это счастливое стечение
обстоятельств. Угнанную машину в Куйбышевском районе, найти очень трудно,
потому что мест отстоя здесь много: частный сектор, садоводства, кладбище и
т.д., а преступлений, связанных с автотранспортом (угонов, грабежей, разбоев),
— до 200 в год.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры