издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Петр Неупокоев ломает традиции

Киренский район - север Иркутской области: 40 населенных пунктов, 23 800 человек. Депрессивная территория. В бюджете 2004 г., который составил 303 млн. рублей, лишь 70 млн. планируется заработать районом.

Столица района — Киренск. Старинный сибирский город,
крупный порт на Лене. Киренску исторически не повезло
— его обошла железная дорога.

В июле население избрало нового районного главу —
Петра Неупокоева. На выборах, в которых приняло
участие более 35% жителей, он одержал победу,
значительно опередив соперников.

С Петром Николаевичем мы встретились в областной
администрации, куда он приехал на сессию
Законодательного собрания области. Беседа началась с
того, что Неупокоев, по моей просьбе, рассказал
немного о себе.

Родом Петр Николаевич из Новосибирской области.
Закончил институт советской торговли и, отслужив
срочную в армии, приехал в 1979 году в Киренск.
Работал в потребкооперации, был некоторое время
председателем райпотребсоюза. Пришлось заняться и
комсомольской работой: в качестве второго, а затем и
первого секретаря райкома комсомола. В последние
годы, до того как был избран в мэры, Неупокоев
занимался предпринимательством.

— Лето — крайне неудачное время для избирательных
кампаний, — считает Петр Николаевич. — Летом в
Сибири готовятся к зиме. Самый главный вопрос —
топливо для содержания всей социальной сферы. Но
прежней администрации не до этого — озабочена
выборами, а новой, после того как она будет
сформирована, необходимо месяца два, чтобы
освоиться.

Тем не менее врасплох (как водится в России) зима
администрацию района не застала. 14 июля состоялась
инаугурация нового мэра, а 15 сентября заработали
котельные, и до 10 октября все вопросы с топливом
были решены.

— Прежнее руководство района запланировало и
согласовало поставку топлива на 96 млн. рублей и на
47 млн. рублей успело его закупить, — объяснил Петр
Николаевич. — Затем нам оказала помощь областная
администрация — выделила дополнительно еще 7 млн.
рублей. В результате на сегодняшний день в район
завезено топлива на 103 млн. руб. Это несколько
меньше расчетного: не хватает 100 т бензина и 100 т
дизельного топлива. Для нас это значимо, но терпимо.

— В каком состоянии вы приняли жилищно-коммунальное
хозяйство, Петр Николаевич? Какие есть проблемы?

— Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве сложная,
— признается Неупокоев. — Она обусловлена тем, что
до недавнего времени система ЖКХ не была
централизована и состояла из ведомственных лоскутов.
Естественно, когда муниципалитет взял все под
свое крыло, оказалось, что материально-техническая
база обветшала. Котлы 20 — 30 летней давности.
Положение усугубилось тем, что несколько лет назад
была допущена ошибка. Наш район перешел с твердого на
жидкое топливо. В то время это казалось оправданным,
поскольку жидкое топливо было дешевле. Но не была
просчитана перспектива. К сегодняшнему дню жидкое
топливо сильно подорожало, и его использование стало
невыгодным.

Так что проблем с ЖКХ предостаточно.
Конечно, комитет по жилищной политике области во
главе с Петром Александровичем Ворониным постоянно
оказывает нам помощь, но необходимы радикальные меры.
Мы уже приняли ряд решений. В частности, ряд
котельных в 2005 году планируется перевести на уголь.
Необходимое для этого оборудование закупим по
лизинговой схеме. Приобретем новые экономичные котлы
с высоким КПД. Они были разработаны по заказу
администрации области с учетом особенностей нашего
климата.

Еще одна больная проблема ЖКХ — хронические
неплатежи. Задолженность населения составляет сегодня
около 5 млн. рублей.

— Проблемы те же, что и во всей России. Но решают их
по-разному. Пилотные проекты Ангарска и Саянска вас
не вдохновляют?

— В силу того, что я недавно работаю главой района,
в деталях с ангарским подходом к реформе жилищно-
коммунального хозяйства познакомиться не успел. Тем
не менее я убежден в том, что здесь необходимо
использовать многообразие форм, чтобы создать
конкурентную среду и избежать монополии. Мы ставим
небольшой эксперимент: отдали дома в оперативное
управление в частные руки. Через год посмотрим на
результаты.

Решения в этом вопросе следует принимать крайне
взвешенно. Слишком большая ответственность ложится и
на администрацию, и на тех людей, которые берутся за
новое дело. Проблема упирается еще и в кадры. Нужны
специалисты, которые могли бы профессионально
работать в ЖКХ. А таких, к сожалению, у нас не
хватает… Проблема кадров очень остро стоит для всех
северных депрессионных территорий.

От реформы ЖКХ мы с мэром естественным образом
перешли к предстоящей в 2006 году реформе местного
самоуправления. Ведь она тоже упирается в дефицит
кадров. По словам Петра Николаевича, его новая
команда справилась с первым этапом подготовки к
реализации этого закона в установленные сроки
— определением числа
муниципальных образований и их границ. В Киренском
районе будет 12 МОБ. С территориями и границами
больших сложностей и споров не было. Они согласованы
и защищены в областной администрации. А вот на какие
средства эти 12 муниципальных образований будут жить
— вопрос вопросов. На него пока что ответа нет.
Еще более злободневным для администрации является
вопрос о том, как вывести из депрессивного состояния
район. Ведь Киренский район — не просто одна из
северных территорий. Он имеет особенность — флот на
Лене, который не только на Север грузы доставляет, но
и за рубежом работать умудряется. Жить бы припеваючи
с такой экономической мощью…

— Да, действительно. В Киренске два градообразующих
предприятия — Киренская и Алексеевская РЭБ флота, —
согласился мэр. — Вот только находятся они сейчас в
сложном финансовом состоянии. Говорить о перспективах
выхода из этого состояния рано. Сейчас в Киренске
работает комиссия Счетной палаты РФ. Какие
она примет решения, неизвестно.

Положение этих предприятий архисложное. У флота было
три составляющих доходов: от работы за границей, от
северного завоза и от лесозаготовительной
деятельности. Сейчас остались лишь последние две
составляющие: работа на Лене и лесозаготовка. Я
считаю главной задачей администрации добиться
стабилизации этих доходов на обоих предприятиях.

— А зависит ли это от районной администрации?

— Есть, несомненно, вопросы, которые могут быть
решены лишь на высшем уровне. Ведь флот включен в
список стратегических предприятий и приватизации не
подлежит. Но многое зависит и от нас.

На нашей территории есть богатство, к которому надо
лишь грамотно приложить голову и руки, — лесосырьевая
база. Расчетная лесосека составляет 5 млн. кубов в
год. Фактическая заготовка в 2003 году составила
всего 600 тысяч кубов. Причина в том, что сегодня лес
района труднодоступен для лесозаготовителей. Вывезти
его можно лишь по реке в навигацию и зимой по
зимнику.

— Печально, что через сто лет после ввода в
эксплуатацию Транссиба и рождения авиации главными
транспортными магистралями для Киренска остаются вода
и зимник. Мне однажды попал в руки дневник жителя
Киренска — Георгиевского кавалера, участника обороны
Порт-Артура. Он пишет, как, будучи призванным на
военную службу в 1903 году, месяц шел маршем в
колонне рекрутов от Киренска до Иркутска. Тысячу
верст! По зимнику. Вы намерены изменить многовековую
традицию?

— Намерены. С совершенно определенной целью. Задача
администрации состоит в том, чтобы повысить
привлекательность лесосырьевой базы для заготовителей
леса и перерабатывающих предприятий. В этой работе
три направления: строительство дорог, более полное
использование возможностей флота и электрификация
района.

Что касается дорог, то в первую очередь необходимо
завершить строительство автодороги Киренск — Небель.
После того как эта 245-километровая дорога будет построена,
мы получим доступ к железнодорожной станции Небель,
где у Киренского района уже есть своя территория, и
сможем вывозить лес круглый год.

Но поскольку автотранспортом 5 млн. кубов леса не
вывезешь, актуальной становится стабильная работа
флота, о чем я уже говорил. При этом необходимо
наладить работу флота не только в Киренске, но и в
Усть-Куте.

Другая важная составляющая — электрификация района,
которая сделает рентабельной и лесозаготовку, и
первичную переработку древесины. Она ведется на
средства областного бюджета. Стоимость проекта — 58
млн. руб.

Если мы в ближайшие два-три года привлечем
лесозаготовителей, перспектива улучшения жизни района
станет реальной.

Должен сказать, что уже сейчас ряд отечественных и
зарубежных компаний проявляют серьезный интерес к
нашему лесу.

— Перспективы оптимистические. А что сегодня стоит
на повестке дня у администрации муниципального
образования?

— Большая работа по формированию бюджета. Должен
сказать, что в этом вопросе мы, как и в таких делах,
как подготовка предприятий ЖКХ к зиме и северный
завоз, находим полное взаимопонимание со стороны
областной администрации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры