издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа для учителей

  • Автор: Виктория СМОЛИНА

Иркутский институт повышения квалификации работников образования договорился с вузами о сотрудничестве

В Иркутской области началось реформирование системы переподготовки
специалистов в сфере образования. С сентября 2004 года школьным учителям,
пожелавшим повысить свой профессиональный уровень, будут преподавать по-
новому. 2 июня Институт повышения квалификации работников образования
(ИПКРО) заключил договор о сотрудничестве с тремя известными вузами области. Теперь
профессора, представители классической высшей школы смогут передать свои
знания не только студентам, но и педагогам. На базе института открывается
несколько дополнительных кафедр и лабораторий, где работники образования будут
оттачивать свое учительское мастерство и получать подчас не
стандартные для педагогики, но необходимые в современной действительности навыки.
Выстраивание принципиально новых отношений между высшими учебными
заведениями и ИПКРО — это первый этап реализации программы
усовершенствования системы подготовки кадров, озвученной не так давно
губернатором области.

Как рассказал ректор ИПКРО, доктор исторических наук Лев Дамешек, договор был
подписан с Иркутским госуниверситетом, педагогическим университетом и
Байкальским университетом экономики и права. Около 20 специалистов этих вузов
развернут научную и преподавательскую деятельность в стенах института
повышения квалификации. Работа будет вестись по всем аспектам подготовки и
переподготовки кадров: обучение учителей, проведение исследований и выпуск
специализированной методической литературы. Для этого в институте создается
четыре новых межвузовских кафедры: математики, географии и истории,
естественных наук, технологии и предпринимательства. На последней, по словам
Льва Дамешека, будут преподаваться основы менеджмента для руководителей
муниципальных органов образования. По его мнению, это нововведение необходимо,
чтобы дать возможность сотрудникам старой закалки научиться
эффективному управлению в образовательной сфере. Аналогичным новшеством для
института является внедрение лаборатории изучения проблем экономики
образования. Предполагается, что там будут вести научно-исследовательскую
деятельность работники БГУЭП, главного управления образования области,
представители областной администрации. Откроется еще одна лаборатория —
социокультурной и инновационной деятельности. Ее специалисты займутся
развитием и мониторингом экспериментальных образовательных площадок,
которые, по заданию главы региона, необходимо превратить в визитные карточки
области.

На новые кафедры приглашены лучшие доценты и профессора вузов, с которыми
подписано соглашение. Организационно-методический и психологический блок
будут вести специалисты ИПКРО. При этом Лев Дамешек, отметил, что системе
«педагог-педагог» не нужны «виртуальные» профессора.

— Мы привлекаем специалистов, которые знают не только вузовский процесс, но и
реально представляют себе современную школу, ее проблемы и требования, — сказал
Лев Дамешек.

Эффект для школьных учителей, которые проходят переподготовку в институте, от
введения новой схемы преподавания очевиден. Их будут учить специалисты,
отслеживающие быстроменяющийся процесс обновления знаний. Ежегодно через
систему ИПКРО проходит более девяти тысяч преподавателей средней школы. Для
них современные методы обучения, последние научные достижения в области
образования, экспертиментальные выкладки — бесценная информация, которую
получить вне института обычному учителю более чем сложно. Что касается
непосредственно вузов, то для них выгода от сотрудничества с ИПКРО не такая
явная — профессора и доценты будут работать на перспективу. И семена, посаженные
в педагогическую почву, должны прорасти в виде качественной подготовки
учеников школы.

— То, что будет заложено на новой ступени сотрудничества в области педагогики,
пойдет на пользу будущим абитуриентам, а значит, и всему региону, — сказал ректор
БГУЭП Михаил Винокуров на церемонии подписания договора.

Как пояснил Лев Дамешек, усовершенствование системы образования педагогов
пройдет безболезненно для штата института и не потребует дополнительного
финансирования. Планируется, что кадровый состав ИПКРО будет оптимизирован
в рамках существующего штатного расписания. В определенной степени это
подготовка к прохождению федеральной аттестации, которая позволит институту
повышения квалификации выйти на принципиально новый уровень научной и
преподавательской деятельности, в частности — открыть аспирантуру и совет по
защитам. Еще одним подготовительным этапом к аттестации станет введение
смежного образования педагогов. По словам Льва Дамешека, с сентября учителя
малокомплектных школ смогут получить второе педагогическое образования без
отрыва от производства. Так, например, учитель истории в течение 18 месяцев будет
специализироваться по предмету литературы. Это позволит решить проблему
дефицита учительских кадров в отдаленных районах области. Кроме того, ИПКРО
планирует заключить договор о сотрудничестве с Восточно-Сибирским центром
Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. Ученые будут
совместно внедрять в школах систему оздоровительной педагогики.

О глобальности планов ИПКРО говорит его намерение стать областным центром
формирования общественного самосознания. 20% лекций, читаемых на
специальных курсах, будут посвящены философским основам образования, столпам
российской государственности, исторической проблематике. По мнению Льва
Дамешека, не стоит сбрасывать со счетов роль учителя в воспитании детей.
Возможно, именно та система ценностей, которую заложит педагог на первых стадиях
обучения ребенка, и станет определяющей в его мировоззрении. И,
соответственно принципы преподавания, полученные учителем в институте,
гражданская позиция педагога отразятся на подрастающем
поколении. Задача института — обеспечить высоконравственную, культурную и
интеллектуальную почву.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры