издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Борис Дуняшин: "Это наши "косачи" и "шарманки"

В мае этого года, в День Победы, встретила у мемориала
Бориса Дуняшина ( о нем я рассказывала читателям газеты
лет десять назад). Борис Вениаминович теперь председатель
совета первичной организации ветеранов локомотивного
депо ст. Черемхово. И он пригласил меня в музей, созданный
ветеранами депо.

Прежнюю публикацию я назвала «Школа Дуняшиных». Это
был рассказ о их династии железнодорожников. Когда первый
паровоз прибыл на станцию Черемхово в 1898 году, из
деревни Шаманаево крестьянин Григорий Дуняшин пришел
посмотреть на железного коня. Такого великана-самовара
на колесах еще не видывал. Сразу же влюбился в это чудо.
Оставил крестьянскую долю и пошел работать на станцию.
Подучили его и поставили стрелочником. Ну, а потом на
железную дорогу пришли работать сыновья и внуки.

Теперь каждый месяц была новь. Сын Борис на паровозе
организовал комсомольскую молодежную бригаду. Стали
работать по-ударному, был Борис и комсомольским секретарем
в депо, и председателем профкомитета. А когда до пенсии
доработал, понял, что не дело забывать историю коллектива,
своего депо. Уйдут старые рабочие, а молодежь ведь не
знает, как прежде на паровозах работали, чем жили,
кто тогда руководил коллективом, кто лидировал.

В общем, по собственной инициативе стал Дуняшин собирать
у ветеранов фотографии, в архиве выписывал имена работников
и руководителей разных лет. Экспонаты собирал, железяки
разные. А главное, добивался, чтобы помещение для музея
выделили. Семь лет назад тогдашнее руководство и сам
начальник ВСЖД поддержали добрую инициативу. С тех пор
в одной большой комнате располагаются музей и совет
ветеранов. Еще одна, поменьше, также отдана музею. И
в ней, на мой взгляд, самые интересные экспонаты. Например,
коллекция сигнальных фонарей. Самый маленький — времен
японской войны, с металлической шторкой-маскировкой,
с патроном для свечи. А рядом большой и тяжелый, с керосиновым
фитилем и стеклами на два цвета, в одну строну красное,
в другую, к машинисту паровоза — белое. Эти большие
буферные фонари таскал на себе старший кондуктор и
вывешивал на углах последнего в составе вагона. Их называли
«косачи», габариты высвечивали. Ручные легкие фонари
для проводников пассажирских вагонов имели внутри свечи,
там керосин запрещался. И на том же стеллаже-столе
красуются ящички и чемоданчики, паровозники называли
их «шарманки». В них машинисты складывали провизию в
дальние рейсы. Борис Вениаминович принес в музей свою
«шарманку», а сделал этот деревянный шедевр деповской
краснодеревщик Чернышев в 1946 году в подарок Дуняшину,
когда молодой электрослесарь пошел учиться на машиниста
паровоза.

Здесь, где за окнами движутся вагоны, платформы, слышны
сигналы локомотивов, старинные предметы музейного фонда
особенно впечатляют. Внушительно выглядят узлы паровозного
оборудования, тяжелые, чугунные детали. И форменные
кители с фуражками, и многочисленные знаки, и значки под
стеклом рядом с рисунками и фотографиями первых паровозов.

День был для совета ветеранов рабочий, понедельник.
С утра все восемь членов совета собираются и решают
текущие вопросы. Сюда ветераны приходят за советом и помощью,
а то и просто для общения, душу отвести в беседе. Вся
жизнь прошла в движении, в коллективе, и на склоне жизни
легче, когда товарищи рядом. Вместе встречают они праздники.
Собирается до полусотни ветеранов, за столом всем хватает
места. А со стен смотрят на бывалых машинистов и деповских
слесарей их предшественники, ушедшие из жизни, но сохраненные
в музее. Тут и все начальники локомотивного депо, и
почетные железнодорожники, и участники Великой Отечественной.
На стендах — династии локомотивщиков. Все Дуняшины,
Лубнины, Виннеры, Федосеевы. Женщины, заменившие мужчин
в годы войны на паровозах. В таком обществе и мысли
строгие приходят, лукавству места нет.

А много ли подобных общественных музеев открыли первичные
организации советов ветеранов войны и труда? Конечно,
удаленность от жилых районов и автобусных маршрутов
затрудняет посещение этого уникального музея школьниками
и студентами. Конечно, очень нужна музею методическая
помощь в регистрации экспонатов и грамотном оформлении
экспозиций. Да и просто финансовая поддержка требуется
для обновления и реконструкции. Но как же все-таки это
здорово: ветераны собирают историю своего кровного дела,
своей профессии, своего коллектива. Чтобы не затерялась,
не канула в небытие, чтобы потомки помнили и знали.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры