издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всё поделить

Иркутская мэрия и минфин поспорили, кому нужнее деньги фонда финансовой поддержки поселений. Победил минфин

Новый закон о межбюджетных трансфертах может спровоцировать конфликт городских округов и регионального минфина. На этой неделе в Заксобрании и минфине активно обсуждалась инициатива главы Иркутска Владимира Якубовского, который предложил отдать округам 50% областного фонда финансовой поддержки поселений. В свою очередь «Серый дом» уже подготовил свой законопроект, где городским округам достаётся только 10% от этого фонда, а новые методики расчётов отнимают у поселений-доноров не менее 200 млн. рублей доходов.

Дело в том, что в декабре 2008 года Госдума внесла изменения в Бюджетный кодекс РФ (федеральный закон № 310-ФЗ). Он содержит одну любопытную норму, из-за которой между региональным минфином и мэром Иркутска возник конфликт. Как гласит закон, размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется исходя из численности жителей в расчёте на одного проживающего. Под эту норму попадают и городские округа. Однако в новый вариант закона внесены изменения: городским округам теперь оставлен единственный критерий – численность населения. А вот для других поселений варианты разнятся. Можно рассчитать дотацию исходя из численности, а можно – исходя из уровня обеспеченности или применить комбинированный вариант. Городские округа сразу «выцепили»: Бюджетный кодекс дал право забыть, что житель городского округа в среднем обеспечен лучше, чем, к примеру, северянин. В среднем бюджетная обеспеченность жителя Ангарска в этом году составляет 1,4 тысячи рублей, любого менее доходного поселения – не более 891 рубля. Новый вариант позволил ориентироваться при расчёте дотаций для округов на то, что в них просто живёт больше людей. 48% жителей Иркутской области сосредоточены в девяти городских округах, остальные 52% – в 432 городских и сельских поселениях. Именно поэтому финансисты Владимира Якубовского предложили внести изменения в порядок формирования фонда финансовой поддержки городских и сельских поселений. Сейчас городские округа получают около 25% средств из фонда. Якубовский предлагает поделить фонд 50% на 50% между округами и всеми другими поселениями.

Областные финансисты уже заявили, что предложенный вариант «раздует» фонд до 2,3 млрд. рублей, причём сам Иркутск получит не менее 1,3 млрд. рублей (или 40% суммы, положенной всем девяти округам). Со своей стороны чиновники Якубовского заявили, что в их расчёты вкралась ошибка – не хватает одной формулы. «Ни в коем разе мэр Иркутска не хотел обдирать другие муниципалитеты и миллиард с гаком себе в карман положить», – заверила начальник отдела бюджетной политики главного финансового управления комитета по экономике и финансам администрации Иркутска Ирина Занина. Однако конкретную сумму назвать не смогла – пересчёт ошибки ещё не сделан. Впрочем, областные финансисты отметили, что даже с учётом ошибки сумма переваливает за миллиард. При этом, как сообщили «Конкуренту» в минфине, сегодня фонд финансовой поддержки поселений в абсолютном выражении составляет 1,028 млрд. рублей. 25% (257,5 млн. рублей) идёт городским округам, 75% (770,8 млн. рублей) – городским и сельским поселениям.

«Я понимаю желание Иркутска увеличить собственные доходы, – заявила временно замещающая должность министра финансов Иркутской области Татьяна Поронова. – Но надо понимать, что город берёт около 3% региональных межбюджетных трансфертов. Я полагаю, что в условиях кризисного 2009 года говорить о каких-то изменениях в пользу городских округов нельзя. Обсуждение возможно в 2010 году». Отрицательно настроен минфин и в отношении предложений о возврате в муниципалитеты четырёх видов нормативов, изъятых в пользу области в 2008 году (15% НДФЛ, транспортный налог, «упрощёнка» и НДПИ). «58% подоходного налога уходит в городские округа, туда же идёт 70% «упрощёнки», 60% траспортного и 18% НДПИ, – заявила Татьяна Поронова. – Иркутск, Братск, Ангарск и Усть-Илимск берут львиную долю».

В минувший вторник областной минфин впервые обнародовал собственный вариант изменений в закон о межбюджетных трансфертах (проект пока так и не внесён в Заксобрание). Поправки минфина скрупулёзны и методичны. Но суть одна – деньги перераспределяются от доноров в пользу дотационных поселений. Заместитель министра финансов Иркутской области Анна Милицына назвала ряд новых коэффициентов, которые предполагается использовать при расчёте индексов обеспеченности муниципалитетов. Некоторые из них были очень любопытными. К примеру, коэффициент масштаба. Минфин считает, что бюджетные расходы на ряд направлений «несколько ниже» в поселениях, где высока плотность населения. Все изменения позволят сократить разницу между минимальной и максимальной обеспеченностью в разных территориях с 15 до 6 раз, а дотационники отберут у доноров около 200 млн. рублей. В связи с применением новой методики расчёта бюджетной обеспеченности благосостояние бедствующих муниципалитетов увеличится ещё на 1–4%. Минфин в поисках «у кого отнять и кому прибавить» идёт уже на крайние меры. Областные финансисты предлагают при расчёте методики ввести такие критерии, как количество детей в семьях и число стариков.

Минфин дал свой ответ и Владимиру Якубовскому. Анна Милицына заявила, что фонд финансовой поддержки поселений предлагается делить в два этапа. Сначала городским округам отдают дотацию по численности (10% фонда), а затем городские округа исключаются из распределения и остальные 90% фонда делятся между 432 поселениями. Минфин объясняет этот порядок деления благородной целью «выравнивания», в связи с чем городским округам предлагается потесниться.

[dme:cats/]

По информации «Конкурента», вчера в 9 утра Владимир Якубовский отозвал собственный законопроект. Решение это было принято после обсуждения проблемы в региональном минфине. В практике мэра Иркутска это не первый случай, когда градоначальник вносил провокационную инициативу, а потом отзывал её. Источник «Конкурента» в Заксобрании считает, что таким образом Якубовский пытается выбить для областного центра преференции при распределении межбюджетных трансфертов. В том числе и на 2010 год. В любом случае, новая версия закона о межбюджетных трансфертах официально появится только на сессии 16 сентября. При этом проект бюджета на 2010 год должен быть представлен в парламент не позднее 20 сентября. До этого закон о межбюджетке должен быть принят.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры