издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Индейцы из Сибири

Глазковский некрополь – крохотная частичка того, что имеет Иркутск. В городе уже обнаружены объекты, возраст которых за 60 тысяч лет. А первым поселениям на месте города перевалило за 100 тысяч лет. Однако загадка китойской культуры, которая много моложе, волнует не только археологов, но теперь ещё и генетиков. О протомонголоидах «Репортёру» рассказал заведующий лабораторией палеоклимата и эволюции человека кафедры археологии, этнологии, истории древнего мира ИГУ Николай Савельев.

– Зачем китойцы засыпали могилу кровавиком?

– Охра часто использовалась при погребениях. Но у китойцев очень необычный погребальный обряд. Представьте себе, на поверхности вообще ничего не видно. Яма очень глубокая для первобытности – где-то два метра. Копаешь, и появляется пятно ярко-ярко-красного цвета. Вероятно, это была символическая замена крови. Человек же уходил в загробный мир, его сопровождали орудия, инвентарь – охотничий, рыболовецкий. Там вообще масса интересного. Некоторые могилы без черепов. Такое впечатление, что специально где-то переломлены шейные позвонки. Кстати, у примитивных народов вдова сохраняла череп мужа и даже использовала его как пиалу. В Полинезии, к примеру, есть культы черепов. Но мы пока здесь таких аналогов не нашли. Очень много коллективных могил, парных могил, где мужчина с женщиной могут лежать «по антитезе». Иногда труп, ещё при наличии живой ткани, расчленялся. Кости лежат отдельно, рёбра отдельно. Зачем? Можно только предполагать. Загадок тут масса. В Приольхонье, к примеру, когда мы раскапывали древние могилы, было очень много пустых. Все признаки могилы есть, даже погребальные предметы есть, а скелета нет. В Байкале микроорганизмы быстро уничтожают труп. Утонул человек, а ритуал-то надо выполнить – вот и ставили кенотафы, могилы без погребений.

[title=»Как выглядел китоец?» width=»100%»]
Это крепкий, очень сильный палеосибиряк, вероятнее всего, рыбак. Мужчины редко вырастали выше 155 сантиметров, а женщины были не выше 145 см. Лица у них были более круглыми, чем у современных монголоидов. А глаза – более раскосыми. Возраст погребённых не больше 45 лет. Археологи до сих пор не знают, почему – оттого ли, что жизнь была тяжёлой, оттого ли, что стариков не хоронили и они сами, чтобы не мешать племени, уходили и кончали жизнь самоубийством. Такая традиция, кстати, есть у эскимосов. В могилах раннего неолита мало детей. И тут археологи расходятся во мнениях. Одни предполагают, что детей могли хоронить где-то в другом, ещё не найденном месте. Другие думают, что в этот период детская смертность была низкой, да и рождаемость тоже. Мамы кормили детей грудью до 4–5 лет. Больных в могилах находят не часто. Чаще – убитых. Но у многих обнаружены на позвоночниках наросты – китойцы страдали остеохондрозом. Вероятно, им приходилось много ходить, перенося на себе тяжести.

– Когда говорят о китойцах, сразу вспоминают про знаменитые головки лосей.

– Ситуация крайне интересная. На стоянках мы находим в основном мусор, а в могилах – очень специфический состав погребального инвентаря. К примеру, многочисленные крючки. Мы крайне редко обнаруживаем их на стоянках. А в могиле – десятками и сотнями лежат. Возможно, что для погребений делались специальные нефункциональные вещи. А лоси – это да. Поразительные скульптурные изображения, вырезанно из кости! Настолько реалистично головки этих сохатых вырезаны. Самое интересное, охотились китойцы, судя по костям на стоянках, в основном на благородного оленя. Лось крайне редко встречается. И тем не менее – такое знание его изображения, реалистичное до предела!

– Какие версии существуют – чьими предками были китойцы?

– А вот это самое непонятное. Около 4,5–5 тысяч лет назад вся их культура неожиданно исчезла. Этот вывод нам позволили сделать радиокарбоновые датировки. Как исчезла? Почему? Мы не знаем. И с последующей группой погребений, которую мы называем исаковской, получается хронологический разрыв в 300–500 лет. Есть версия, что стали хоронить другим способом – к примеру, делали воздушные захоронения, как северные народы. И могилы не сохранились. А есть и другая версия – сильнейшая катастрофа. Потому что пока генетических признаков китойцев в других народах, населявших эту территорию, мы не находим. И эта версия частично подтверждается. Когда мы копали в бухте Саган-Заба и в районе Бугульдейки, на этих двух разрезах около 4,5–5 тысяч лет назад, как раз когда пропали китойцы, видны несколько катастрофических событий. Видимо, было сильнейшее землетрясение. Перевёрнут весь археологический материал, такие валуны лежат, их даже не поднимешь.

– Вы сказали, что генетически близких китойцам групп здесь не нашли. Значит, тупик?

– Мы можем говорить только о гипотезах. Вот одна из них. Американские генетики, работавшие на наших раскопках, пришли к выводу, что китойцы наиболее близкородственны предкам индейцев Северной Америки. Есть версия, что из Сибири шло заселение этого континента. А ещё в среднем течении Енисея живут кеты – небольшой сибирский народ, очень своеобразный антропологически. Так вот, не исключено, что они – потомки китойцев. Говорят, что китойцы близки современным эвенкам, а то и угро-финским народам, на севере сохранились их возможные потомки – юкагиры. Другое дело, что археологи, этнографы много грешат, но это из-за лакунарности наших знаний. Однако естественники не стоят на месте. К примеру, сейчас уже появились методики определения расовой принадлежности по зубам, генетики научились определять генетический фонд населения различных древностей. И сравнивать его с современными народами. Есть шанс, что мы узнаем, кто такие эти китойцы.

[title=»Почему именно это место Ангары было выбрано для захоронений?» width=»100%»]
Это загадка. Сейчас известно, что хоронили обычно в устьевых участках или на мысах. Версий много: одни говорят, что в устьях было просто и селиться, и хоронить, другие думают, что это элемент магии. Хоронили обычно по течению реки, а в устье располагался «нижний мир». Академик Алексей Окладников, увидев могильник Китоя, расположенный на возвышенности, предположил, что когда-то река разливалась здесь настолько, что бугор становился островом. И это был аналог «Острова мёртвых», Южного Оленьего острова на Онежском озере, где найден огромный неолитический могильник. Погребения в нём, как и в Китое, засыпаны охрой. В могилах нашли жезлы с головками лосей. Некоторые из них очень похожи на «лосиков» китойцев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры