издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Добро пожаловать, Фидель»

Это один из немногих сохранившихся кадров любительской съёмки приезда в Иркутск кубинского лидера Фиделя Кастро Рус. Их сделал в 1963 году учащийся авиационного техникума Николай Бриль. Вместе со своими сокурсниками в результате специального отбора он оказался в группе встречающих легендарного революционера в аэропорту. Николай Михайлович Бриль уже много лет руководит фотослужбой «Восточно-Сибирской правды», а об этих кадрах вспоминает как о первом опыте репортёрской съёмки. Хотя 11 мая 1963 года, может быть, и не знал, что такое репортаж.

«iBienvenido, Fidel! iIrkusk te saludo»! – под этой шапкой вышла «Советская молодёжь» 12 мая 1963 года с репортажем о встрече Фиделя. А вот несколько цитат из этой заметки: «Необыкновенно солнечный день. И улицы в праздничном убранстве, и улыбки на лицах празднично одетых людей. Первые зелёные листочки – весна. Первомай словно не покидал город. Флаги, транспаранты со словами сердечного привета «Вива Куба», «Добро пожаловать, Фидель»…… Как одно бьются сегодня сердца иркутян. Скоро, совсем скоро ступит на иркутскую землю он, овеянный легендами. И вот он перед нами – мужественный, такой родной, такой знакомый».

Об этом визите газеты охотно писали и много лет спустя. До сих пор журналисты пытаются найти всё новые подробности присутствия кубинского лидера на иркутской земле. Относительно недавно сама прочла анекдотичный случай, который якобы произошёл с Фиделем. В ресторане аэропорта его накормили пельменями с начинкой из жирной свинины. Желудок кубинского лидера не был готов к перевариванию такой пищи, и статусный гость часто хватался за живот, приговаривая: «О, эти маленькие русские скользкие пирожки!»… Газетчики пытались даже отследить судьбу медвежонка, подаренного гостю в Листвянке. После рыбалки Фидель там же, на берегу Байкала, повстречался с молодым охотником Геннадием Александровым – студентом ИСХИ. Геннадий подарил кубинцу двухмесячного медвежонка, пойманного в тайге во время последней охоты. По вполне понятным причинам зверь тут же получил кличку Байкал. Потом мишка отправился на Кубу и поселился в Гаванском зоопарке. Кстати, команданте увёз из Листвянки в качестве подарка ещё и рыбацкую сеть.

11 мая 1963 года город находился в состоянии настоящей истерии. Впрочем, все стояли на ушах ещё задолго до приезда Фиделя. С 28 апреля, с момента пересечения Кастро советской границы, газеты ежедневно печатали репортажи о его передвижении по стране. Немудрено, что фотолюбитель и курсант Иркутского авиационного техникума Николай Бриль оказался в числе встречающих в иркутском аэропорту с фотоаппаратом в руках. Надо заметить, что аппарат по тем временам что надо – «Зенит С» с телеобъективом. Перед поступлением в техникум пришлось работать на базе металлолома, чтобы купить его. Заработал 90 рублей, 70 из них потратил на покупку техники. К тому времени он шесть лет занимался фотографией, которая уже стала его страстью, а впоследствии – профессией.

[/dme:i]
[/dme:igroup]

Николай Михайлович Бриль уже много лет руководит фотослужбой «Восточно-Сибирской правды», а об этих кадрах вспоминает как о первом опыте репортёрской съёмки. Хотя 11 мая 1963 года, может быть, и не знал, что такое репортаж. «Встреча в аэропорту показалась мне достаточно скучной и официальной, к тому же толком поснимать было невозможно, я стоял в толпе со всеми. А ведь можно было успеть снять кортеж», – рассказывает он.

Если вход на взлётную полосу был закрыт, то покинуть территорию аэропорта до окончания торжественного митинга оказалось просто. А оттуда бегом до перекрёстка улиц Ленина и Карла Макса. «Везде оцепление, милиция, но я дворами, ноги-то молодые были, – вспоминает автор фото. – Пока бежал, столько милиционеров и людей из спецслужб увидел, сколько в Иркутске в принципе быть не могло. Позже понял, что их специально привозили из других городов». Кое-кто оказался запечатлён на снимках. Фото ранее нигде не публиковались. Правда, Николай Михайлович отдавал их для техникумовской фотовыставки.

[/dme:i]
[/dme:igroup]

Сегодня, глядя на фото кортежа, можно представить, каким был Иркутск 1963-го. На снимках видно, какие были на улицах светофоры. А судя по запрещающим знакам (на фото видны знаки, запрещающие проезд по улице Карла Маркса на велосипедах, мотоциклах, грузовых машинах и конях. – Авт.), можно догадаться, что лошади тогда ещё использовались как тягловая сила. Николай Михайлович признаётся, что работы вполне могли и затеряться. «Этим вещам особого значения не придавал. Не очень-то хранил, – говорит он о своих старых снимках. – Любительская съёмка. Качество не самое лучшее. Только когда пришёл в редакцию, начал архив собирать. Сейчас смотрю на эти фотографии и понимаю: это история».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры