издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пропадают зря?

«Несуществующие адреса» и «исчезнувшие без вести». Звучит, как про город-призрак. А оказалось, что и про Иркутск. Здесь пропадают бесследно целые дома, причём поджог – не самый изощрённый способ избавиться от памятника. «Иркутский репортёр» составил список исторических зданий, которые оказались не в том месте и не в то время. В итоге были или будут утеряны навсегда.

Володарского, 3 

Памятник регионального значения. Был построен по проекту Владимира Рассушина, главного архитектора Иркутска в 1880-х годах. В 2005 году дом был демонтирован под предлогом того, что областная прокуратура якобы сняла его с государственной охраны. Планировалось, что дом восстановят на улице Бабушкина, где автором нескольких зданий тоже является Рассушин. Однако сейчас на месте памятника идёт новое строительство и расширение областной прокуратуры. «Легенда состоит в том, что до сих пор дом хранится где-то в разобранном виде, сохранены и обмерные чертежи, – говорит Надежда Красная, член Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). – В ситуации разбирается территориальное управление Росохранкультуры».

После реконструкции Курбатовских бань вряд ли останется хотя бы один «родной» кирпич

[/dme:img_group]

Борцов революции, 11 

Памятник регионального значения. Его изображение часто встречается на открытках и в книгах на фото вида с Иерусалимской горы. В отличие от других домов, у этого исчез только фасад. Его просто отпилили – и поставили внутрь контейнеры, из которых сейчас ведут торговлю. Саму улицу её жители давно прозвали «грязной» и «шумной» из-за близости рынка. Лет пять назад они наотрез отказались поддержать переименование улицы в «Борцов культурной революции». Хотя это была не шутка: «шанхайка» давно превратила окрестности в китайский квартал. Художники, предложившие в 2005 году переименовать улицу, даже провели символическую церемонию по этому поводу. 

На Борцов революции нашли оригинальный способ использовать памятник

Соседство с областной прокуратурой подвело дом на Володарского, 3 (фото из архива ВООПИК)

[/dme:img_group]

Ангарская, 8

Бывшая иконописная мастерская Старцевых, построенная в 1840-х годах. Имеет федеральное значение. Исчезла в 2006 году. Дом попадал в зону застройки «Нового города», поэтому было решено перенести его на угол переулка Волконского и улицы Тимирязева – в зону комплекса «Декабристы в Иркутске». Казалось бы, все предварительные согласования для этого были получены, не хватало только постановления правительства. Строители долго бились, чтобы получить разрешение. Однако потом памятник исчез в неизвестном направлении. Официальное постановление о переносе так и не появилось. Известно, что дом разобрали и его брёвна пока лежат на складе, хотя восстановлению он уже вряд ли подлежит. «Разбор дома – это, считайте, его утрата. В своё время существовала Ангарская деревня в Братске. Туда вывозили исторические здания 18 века. Брёвна долгое время лежали штабелями. Всё закончилось большим пожаром. Не сохранились ни здания, ни чертежи», – рассказала Надежда Красная. 

Карла Либнекхта, 45

Доходный дом. В Иркутске встречается всего три здания подобной планировки. Дом, как и почти вся улица Карла Либкнехта, горел. В результате было утрачено около 90% здания, хотя считалось, что оно всё равно подлежит восстановлению. Недавно в ВООПиК даже сообщали, что на восстановление памятника нашёлся инвестор. Впрочем, следом он заказал у экспертов исследование, на основании которого памятник можно было бы вывести из списка охраняемых объектов. Если вся процедура будет соблюдена, здание снесут и смогут на его месте построить что угодно.

Дома на улице Борцов революции могли стать визитной карточкой города, уверены собеседники «ИР»
(фото из архива ВООПИК)

[/dme:img_group]

Володарского, 6 

Памятник федерального значения, который, по примеру многих иркутских «деревяшек», горел. Предположительно, под памятником освобождали площадку для нового строительства. Однако пока территория законсервирована, а дом фактически утрачен. «Тихонов (директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Владимир Тихонов. – «ИР») предлагал хотя бы наличники с дома снять и увезти на хранение в «Тальцы», но ему отказали. В итоге от дома ничего не осталось», – отметила Надежда Красная. 

Софьи Перовской, 15а

Дом выкупила частная фирма, которая взяла обязательства его отреставрировать. Потом организация попросила перенести памятник. Вместо него – построить деловой центр. Не дождавшись разрешения, владелец приступил к разборке дома. На хранение его отправили в «Тальцы». Инвестор рассматривал несколько вариантов выхода из ситуации с памятником: передать его по договору пожертвования в областную собственность и перенести на улицу Грязнова либо предоставить его мэрии, которая сможет выделить землю под памятник на одной из центральных улиц Иркутска. Не исключалось, что памятник может вернуться и на «историческую родину», на улицу Софьи Перовской. Но в итоге работы на этой площадке были остановлены до оформления всех документов на уже разобранное здание. 

Пискунова, 138

Четыре здания, известные как Красные казармы. Были построены в начале 20 века для размещения воинских частей 27-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. БТИ присвоило памятнику новые адреса, и частная фирма зарегистрировала право собственности на одну из полуразрушенных казарм. Разумеется, без охранных обязательств. Вскоре здание было снесено, а мэрия позволила сменить вид разрешённого использования земли. Теперь на месте здания ведётся жилищное строительство. Ещё одна казарма сейчас принадлежит физическому лицу, которое получило здание тоже без охранных обязательств. К анализу ситуации подключились надзорные органы и прокуратура. 

Цэсовская набережная, 8 

Архитектурный комплекс «Бани Курбатова и Русанова», известный как Курбатовские бани. Уже 30 лет не используется по назначению, из которых 18 лет разрушается. Площадь бань сохранилась менее чем на десять процентов. Сейчас здание делят официально два арендатора – «Байкальское противораковое общество» главного врача Иркутского областного онкодиспансера Виктории Дворниченко и структуры, подконтрольные первому секретарю Иркутского областного отделения КПРФ Сергею Левченко. Проектная документация на восстановление памятника и создание там поликлиники находится на экспертизе. Финансировать реконструкцию планируется за счёт средств «Байкальского противоракового общества». Тем не менее памятник как таковой восстановить не удастся: согласно инженерным заключениям, кирпич бань поражён биогрибком и помещение не подходит под больницу по санитарным нормам. Вероятнее всего, Курбатовские бани если и будут воссозданы, то в варианте новодела. Их восстановят по чертежам. Новодел сохранит за собой статус памятника. 

Соседство с областной прокуратурой подвело дом на Володарского, 3 (фото из архива ВООПИК)

[/dme:img_group]

Фурье, 1в 

Здание называют «Амурским подворьем» или «Чеховской гостиницей». Памятник федерального значения. В 19 веке входил в пятёрку лучших гостиниц Иркутска. Здесь останавливался Чехов во время своего пребывания в городе. В советские годы здание «Амурского подворья» заселили коммуналками. Иркутский исследователь творчества Чехова Владимир Гайдук предлагал устроить в нём литературный музей с экспозицией по Чехову и даже сумел убедить горсовет признать здание к тому пригодным. Однако с 90-х годов прошлого века здание стоит в полуразрушенном состоянии, площадка перед гостиницей используется как парковка. 

У сгоревшего дома на Карла Либкнехта, 45, появился инвестор, который, впрочем, уже заказал обоснование вывода дома из списка памятников (фото из архива ВООПИК)

[/dme:img_group]

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры