издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первоклассники-пилоты

В регионе начинается внедрение нового образовательного стандарта

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

В России с 1 сентября начинается внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта. Правда, пока только в пилотном режиме. В Иркутской области в этом учебном году участвовать в эксперименте будут всего 25 общеобразовательных школ. Но уже к 1 сентября 2011 года он должен быть внедрён повсеместно. Впрочем, пока эксперимент будет касаться исключительно учеников первых классов и педагогов начальных школ, которым и придётся осваивать новые подходы к обучению.

Не в первый раз

Одним из основных новшеств предстоящего учебного года обещает стать начало внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Об этом на состоявшейся во вторник пресс-конференции сообщил министр образования Иркутской области Виктор Басюк. Впрочем, как он сразу уточнил, пока внедрение ФГОС в регионе будет проходить в режиме эксперимента, точно также, как и в других субъектах федерации. Повсеместная его реализация начнётся с первого класса во всех образовательных учреждениях лишь с 1 сентября следующего года.

– Переход при этом будет происходить постепенно, – объяснил Виктор Басюк. – В 2011 году на новые стандарты перейдут все первые классы, в 2012-м – все первые и вторые. И так далее на протяжении следующих 11 лет. Окончание ввода нового стандарта произойдёт в 2025 году.

Сегодня, напомним, все общеобразовательные учреждения страны работают в соответствии с ФГОС, который был принят в 2004 году. При этом меняться образовательные стандарты по федеральному закону «Об образовании» должны не реже одного раза в течение 10 лет.

Кто крайний

Введение нового ФГОС коснётся, прежде всего, педагогов начальных классов и первоклассников. Правда, в этом году в Иркутской области в пилотном режиме к реализации нового ФГОС приступят лишь 25 школ, расположенные как в крупных городах области, так и в отдалённых территориях. Таким образом, экспериментом будет охвачена лишь небольшая часть первоклассников. Всего же в этом году в первый класс пойдёт примерно 29,5 тыс. школьников. Точную цифру в министерстве образования смогут назвать ближе к 1 сентября, когда завершится процесс комплектования классов. Впрочем, как считает заместитель директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы №67 города Иркутска Анна Сдубина, существенно их численность уже не увеличится и составит около 30 тыс. человек.

– При этом ежегодно количество первоклассников растёт, – рассказала она. – Если в прошлом году у нас было четыре первых класса-комплекта, в которых обучалось 104 ребенка, то в этом году их уже более 110.

По словам Виктора Басюка, увеличение числа учеников первых классов наблюдается в области уже третий год подряд (в прошлом году их было в области 28,8 тыс. человек). Вместе с тем в регионе сегодня есть определённый недостаток педагогов начальных классов, наряду с преподавателями таких предметов, как физика, английский язык и технология. Так, сейчас вакантными остаются примерно 470 педагогических ставок в области.

Впрочем, в министерстве надеются, что проблем с замещением этих ставок не будет, тем более что основной приём специалистов в образовательные учреждения начинается с 15 августа.

– Проблема заключается ещё и в том, что школы не всегда показывают точное количество вакансий, – пояснил министр. – Это обусловлено тем, что многие педагоги работают на две ставки. Это, конечно, связано с невысокой заработной платой. Но говорить о том, что сегодня в школах сложилась ситуация, когда некому преподавать, нельзя.

Директор одной из начальных школ города Ангарска пояснила «Конкуренту», что педагоги действительно часто совмещают работу на полутора или двух ставках. «Потому что зарплата педагога, который работает со стандартной нагрузкой, составляет сегодня около 5 тыс. рублей. В случае если у него есть классное руководство – 6 тыс. Те же педагоги, которые работают более чем на одной ставке, как правило, сильно перегружены. В том числе большим объёмом бумажной работы, связанной с отчётностью», – рассказала она.

Другое качество школы

Введение нового ФГОС в первых классах приведёт к дополнительному увеличению нагрузки педагогов, так как, по словам Виктора Басюка, к стандартной образовательной программе добавится ещё 10 обязательных часов в неделю так называемого «воспитательного компонента».

– При этом количество образовательных часов останется тем же, что и сегодня, – пояснил министр. – Главное новшество заключается в том, что в новом стандарте прописан не только объём знаний, но и направления социального развития и перечень социальных навыков, которыми должен овладеть ребёнок в результате прохождения обучения. То есть помимо конкретного объёма знаний по математике, русскому и литературе, он должен обладать определёнными социальными компетентностями. Все они тоже прописаны.

Деталей министр не уточнил. По версии же разработчика ФГОС, которым является Институт проблем образовательной политики «Эврика», со следующего года основным критерием качества образовательного процесса должна стать «инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса». Именно этот критерий фиксирует в правовых нормах школы новый стандарт, который, как сказано в пояснительной записке к проекту ФГОС, «за много лет убедительно доказал свою практическую целесообразность».

Как пояснила «Конкуренту» директор иркутской школы Леонова, кандидат педагогических наук Ирина Покровская, суть нововведения действительно сводится к тому, чтобы научить учеников самостоятельно получать знания и делать выводы. «Однако одного введения нового образовательного стандарта для этого мало, – уверена она. – Это будет зависеть от того, какие учебные материалы и методики преподавания будут использованы, а также в значительной степени от самих педагогов».

При этом в целом Ирина Покровская положительно оценивает введение нового образовательного стандарта. Однако оговаривается, что всё будет зависеть от качества исполнения новой инициативы.

– Одна моя ученица, которая проучилась несколько лет за рубежом, говорит, что на том уровне, на каком у нас преподают математику, физику и химию, не преподают нигде, – приводит пример она. – А вот, к примеру, изучение истории, напротив, в современных зарубежных школах идёт совсем по другим принципам. Там обучение идёт не по учебнику, а по историческим документам. И вывод в итоге дети делают сами, а не на основании теории, которая высказана в учебнике. Сейчас перед нами стоит примерно та же цель – сделать наших учеников более самостоятельными. Причём с самых первых классов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры