издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бизнес отдыхает

Корпоративный туризм на Байкале снова набирает обороты

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

По итогам летнего сезона выручка иркутских туроператоров от организации корпоративного отдыха увеличилась на 30–50%. Но докризисных показателей они по-прежнему не достигли. Впрочем, именно это даёт основания надеяться на дальнейший рост в данном сегменте. Ограничить его может только недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры в регионе. Тем более что как раз к ней заказчики предъявляют самые высокие требования: одним клиентам на отдыхе обязательно нужен дартс, другим – одновременно 50 одноместных комфортабельных номеров с видом на Байкал.

На порядок выше

Летом 2010 года провести на Байкале корпоративное сафари, выездное совещание или семинар решили в ряде российских компаний. «Если в прошлом году у нас были единичные заявки на деловые туры, то в этом году счёт идёт на десятки», – подтвердил пресс-секретарь компании «Байкальские приключения» Александр Верхозин. Среди их наиболее крупных клиентов в этом году оказались пивоваренная компания «Балтика», организовавшая здесь стратегическое совещание топ-менеджмента, а также дочерняя структура «Газпрома» ООО «Партнёры», автомобильный холдинг «Атлант-М», инвестиционная компании Organic Escape и «GM-АвтоВАЗ», которая решила провести здесь завершающий этап пробега «За сокровищами России на Chevrolet-Niva», и другие.

Об увеличении количества заказов говорят и другие региональные туроператоры, работающие в сегменте делового туризма. Эксперты при этом уточняют, что, по сути, сегодня в регионе есть около пяти компаний, профессионально занимающихся организацией корпоративного отдыха на Байкале: «Байкальская виза», «Байкаль-ские приключения», «Гранд Байкал», «Истлэнд» и Green Express. Показатели роста по корпоративным турам у большинства из них разнятся незначительно и зависят в основном от их специфики. К примеру, компания «Гранд Байкал» по итогам летнего туристического сезона заявила о 25-процентном увеличении заказов по корпоративным турам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

– Когда мы говорим о росте числа заказов в сфере делового туризма, речь идёт преимущественно о пакетах услуг, включающих конференцию либо семинар и последующее постконгрессное обслуживание с выездом на Байкал, – уточняет детали советник генерального директора по связям с общественностью и СМИ компании «Гранд Байкал» Сергей Евчик. – Выручка ряда объектов компании, специализирующихся на организации деловых событий, в отдельные месяцы текущего года превысила показатели аналогичных периодов прошлого года на 30–50%.

Активнее всего в 2010 году, по данным «Гранд Байкала», корпоративный отдых устраивали фармацевтические, косметические и IT-компании, а также производители алкоголя и консалтинговые структуры. Положительно сказались этим летом на росте сегмента делового туризма и такие крупные события в регионе, как Байкальский экономический форум и экспедиция «Миры» на Байкале», каждое из которых также сопровождала организация отдыха.

О двукратном увеличении выручки по итогам летнего сезона говорит и директор компании Green Express Вадим Копылов. Насколько в количественном отношении увеличилось число корпоративных туров, он сказать отказался, сославшись на то, что сейчас меняется прежде всего качественный состав заказчиков. «Если в прошлом году у нас были в основном небольшие проекты по корпоративному отдыху в средней ценовой категории и продолжительностью от нескольких часов до суток, то в этом наметился рост серьёзных заявок прежде всего от крупных компаний», – уточнил он.

Тонкий подход

Проведение корпоративного отдыха на Байкале, будь то однодневный тимбилдинг или недельный семинар, любому заказчику обойдётся недёшево. Поэтому выбирают его компании отнюдь не из соображений экономии.

– В основном руководители исходят из того, что, например, в Африке и Европе они уже были и теперь хотят поближе узнать экзотические места своей страны, такие как Байкал, Камчатка или Алтай, – объясняет Александр Верхозин.

По его словам, такие мотивы в выборе места характерны, как правило, для крупных российских или международных компаний, на долю которых приходится большинство проводимых здесь крупных корпоративов. Средняя стоимость одного дня на человека, по словам Вадима Копылова, составляет сегодня около 10 тыс. рублей. Она может быть как ниже, так и выше в зависимости от того, где и чем будут заниматься участники мероприятия. «Если это семинар, который требует аренды конференц-зала, то стоимость будет одна, если прогулка на теплоходе или рыбалка – совсем другая», – говорит он. 

– Проведение самого простого тимбилдинга на Байкале обойдётся от 7 до 22 тысяч рублей на человека в день, включая проживание и программу, – уточняет порядок цифр Александр Верхозин. – Корпоративное мероприятие класса «премиум» – в среднем 75 тысяч рублей на человека в сутки, но в зависимости от сложности экспедиции может стоить и сотни тысяч в день.

Такая цена обусловлена прежде всего тем, что все корпоративные туры формируются исключительно под предпочтения и программу заказчика, а потому полностью индивидуальны. Организаторы рассказывают, что клиент может указать в условиях всё, что угодно, к примеру, чтобы помимо всего прочего на отдыхе обязательно был дартс, бассейн или высокоскоростной Интернет в любой точке Байкала.

Бывает, что компании выставляют и невыполнимые требования. «В этом году мы вынуждены были отказать  двум-трём заказчикам, так как они хотели, чтобы им предоставили в одном месте 50 одноместных номеров с видом на море или одновременно 300 комфортабельных номеров. Но сегодня на Байкале такое почти не реально», – рассказывает Вадим Копылов.

В то же время участники рынка не считают, что общий невысокий уровень гостиничной инфраструктуры является непреодолимым препятствием для развития корпоративного туризма в регионе. Большую роль, по их словам, играют качественное обслуживание, оригинальная кухня, качественная работа гидов и аниматоров, душевная атмосфера и возможность побывать в удалённых местах Байкала. «Ведь, собираясь сюда, руководители компаний не ожидают попасть в пятизвёздочный «Хилтон». Они едут увидеть нечто настоящее и готовы ради этого провести денёк-другой и в палаточном лагере, если там всё будет устроено по высокому разряду», – комментирует директор по продажам компании «Байкальские приключения» Михаил Ощепков.

«У нас не было кризиса»

Туроператоры, занимающиеся организацией корпоративного отдыха, не скрывают, что данное направление деятельности приносит им существенную долю доходов. Это объясняет их заинтересованность в дальнейшем развитии делового туризма на Байкале. Однако прогнозы, несмотря на восстановление рынка, его участники делают осторожные.

– Сейчас нужно говорить о компенсирующем росте, так как сравнивать 2010 год корректнее с докризисным 2008-м. И пока мы лишь приблизились к показателям двухлетней давности, – считает Сергей Евчик. Заявляет о возврате к докризисным показателям по количеству туров только компания «Байкальская виза», но с одной поправкой – что заказчики по-прежнему экономят на бюджете, отказываясь от всех необязательных услуг. «В 2010 году среднестатистическое бизнес-мероприятие у нас, как правило, сводилось к затратам на проживание, питание, аренду конференц-залов, оборудования и несложные экскурсии», – рассказывает руководитель единого центра бронирования «Байкальской визы» Елена Сидельникова. Впрочем, уже сейчас большинство туроператоров заявляют, что у них идёт заказ туров на следующий год.

При этом у Байкала в борьбе за корпоративных клиентов немало конкурентов. По словам Вадима Копылова, при определении места проведения делового отдыха компании часто выбирают между Сибирью и, к примеру, курортами Краснодарского края или Черноморским побережьем. Там преимуществами являются короткий перелёт и длинный летний сезон, зато у нас больше экзотики и уникальных природных территорий. Проще Байкалу соревноваться с Алтаем или Камчаткой, так как у нас, по мнению Вадима Копылова, элементарно больше качественных гостиниц для размещения гостей.

А вот зимний отдых на Байкале выбирают по-прежнему единицы. Хотя туроператоры не исключают, что заявки ещё появятся, потому что многие компании сейчас как раз утверждают бюджеты на следующий год.

– И не забывайте, что о некоторых из них мы просто не можем говорить – компании не всегда хотят афишировать, где и как они отдыхали, – отмечает Александр Верхозин. – Как, например, не могли в 2008 году говорить об экспедиции, которую организовывала здесь ещё существовавшая тогда компания «РАО ЕЭС». Была она, кстати, как раз зимой.

Дальнейшее развитие делового туризма на территории региона все участники рынка связывают с общим положением в экономике. «У нас не было кризиса. Кризис был у наших клиентов», – объяснил простую зависимость Вадим Копылов. Эксперты при этом считают, что в ближайшие годы деловой туризм станет наиболее динамично развивающимся направлением индустрии в целом. «Байкал и Иркутск здесь не исключение», – уверена Елена Сидельникова. При этом рост в сегменте корпоративного туризма приводит к положительной динамике отрасли в целом: ведь часто люди, однажды попав на Байкал по делам, возвращаются сюда снова и снова для семейного и активного отдыха.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры