издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Патриарх сибирских строек

Заслуженному строителю Российской Федерации, кавалеру ордена Почёта, медали «За вклад в наследие народов России», Почётному гражданину Иркутска, председателю совета директоров ЗАО «Иркутскпромстрой» Антону Иосифо-вичу Шлойдо 75 лет.

Более полувека  посвятил юбиляр строительной профессии. В 14 лет пришёл к отцу, белорусскому крестьянину Осипу Андреевичу Шлойдо,  в Усольское СМУ разнорабочим. Потом был Иркутский политехнический. В те времена в этом вузе ещё не существовало строительного факультета и его определили… в горняки. «С твоим здоровьем только клады искать», – вынесли свой вердикт члены приёмной комиссии. Закончил горный, а работать, добывать слюду и строить продолжал строителем на ГОКе «Мамслюда». Дали ему для начала  сотню сезонников, которых надо было и накормить, и одеть, и организовать на выполнение плана. 

Схема «северной» жизни, в принципе, была проста: работай и живи по справедливости. Антон Шлойдо относится к людям, привыкшим рассчитывать только на собственные силы. Он никогда не просил помощи со стороны, зато умел точно оценить ситуацию и возможности. Именно в «Мамслюде» он приобрёл эти качества вместе с первыми навыками работать с людьми. К разного рода трениям, скандалам и разногласиям относился рассудительно, но отнюдь не безразлично. Доказывал правоту не криком, а деловитостью, убеждённостью, личным примером. 

По служебной лестнице поднимался, не миновав ни одной ступеньки: мастер, руководитель участка, механик, начальник СМУ, директор завода ЖБИ, главный инженер, управляющий трестом, наконец,  генеральный директор и председатель совета директоров ЗАО «Иркутскпромстрой». С каждой ступенькой проблем, ответственности становилось всё больше, а времени на их решение – всё  меньше. Да и объекты пошли на редкость непростые. Умение ориентироваться на конкурентов и компании мирового класса особой гранью высветилось при возведении таких объектов,  как школа №63 в предместье Глазково, Дом-музей художника Рогаля, пивзавод, мебельная фабрика, Ново-Иркутская ТЭЦ, городские очистные сооружения. Одно лишь здание по улице Фурье (дом купца Котельникова) чего стоит! Кстати, за его реставрацию Министерство культуры РФ выдало промстроевцам (в то время единственной за Уралом фирме) лицензию на реставрацию памятников истории и культуры.  

В вопросах строительства равных Антону Иосифовичу сегодня мало. Огромный опыт, многократно проверенный и перепроверенный в различного рода экспериментах, признан  всеми. Окружающие отмечают его умение ухватить суть и, поверив в правильность замысла, максимально поддержать инициатора.

– Меня в нём всегда поражала  смелость в принятии управленческих решений, – говорит заместитель  министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Игорь Щёголев. – Эти его качества особо проявились при реставрационно-строительных работах на драмтеатре имени Охлопкова. Спор возник,  когда приступили к штукатурным работам на фасаде здания. Архитектор настойчиво советовал строителям, где что срубить и где что оставить в прежнем виде. Антон Иосифович выслушал его, потом подошёл ко мне, в то время главному инженеру СМУ «Отделстрой», и сказал: «Поезжай в Питер и разузнай, как штукатурятся подобные фасады».

Щёголев съездил, походил по разным организациям, полазил по лесам строек, выудил необходимую документацию. По возвращении сделали фасад заново, но по старым чертежам. И как сделали! Величественный, обновлённый, уникальный  памятник истории и архитектуры предстал во всей своей первозданной красе. Многие зрители идут на спектакль, чтобы полюбоваться внешним великолепием фасада здания, его залами и лоджиями, благо-устройством. И всё это было исполнено за два года вместо плановых трёх! 

Из-за кулис драмтеатра строительная  симфония промстроевцев донеслась до подмостков   областной детской клинической больницы на бульваре Гагарина, Дворца бракосочетаний, комплекса Института инженеров железнодорожного транспорта, кафедрального собора Непорочного Сердца Марии в районе Студгородка, здания бывшего штаба 30-й Воздушной армии по улице Чехова, гостиницы «Горняк» на улице Ленина, Новонукутского завода по производству гипсокартонных  плит фирмы «Кнауф» и других объектов,  на которых были применены нестандартные технические решения, новые материалы и технологии. «Иркутскпромстрой» первым в области применил совершенно новую технологию отделки фасадов – из алюмопласта, что позволило уйти от «мокрых» процессов. 

Антон Шлойдо оставался бессменным дирижёром этого оркестра. Окружающим импонирует его невероятная работоспособность. Крепкий, крутолобый, весь начинённый энергией, он, казалось, никогда не устаёт. Подтянутый, идеально выбритый, в модном костюме и галстуке, он как бы олицетворяет собой мощь и величие предприятия, вошедшего в сотню лучших по России. 

– Это всё день вчерашний, – усмехнётся недоверчивый читатель. – А что сегодня, с переходом экономики на рыночные рельсы?

Да, сейчас строителям  живётся не сладко. Одни фирмы обанкротились, другие еле концы с концами сводят, но «Иркутскпромстрой» имеет настолько прочную базу основных фондов, что не только удерживается на плаву, но и продолжает поступательное движение, хотя далеко не прежними темпами. В должности председателя совета директоров Антон Иосифович в поисках работы, новых инвестиционных технологий. В коллективе частенько вспоминают, как на заре перестройки Шлойдо и его заместители ходили по подразделениям треста и буквально вдалбливали рыночную истину: «Хочешь добиться большего – сокращай сроки и цену, улучшай качество продукции. Наша первейшая задача – добиться того, чтобы эти параметры устраивали любого заказчика». Сегодня это стало аксиомой в работе каждого СМУ, каждой бригады. 

– У нас этот год сложился, можно сказать, довольно неплохо, – говорит Антон Иосифович. – Загруженность 100%, по объёмам выходим на 900 миллионов рублей. Чтобы спасти коллектив, пошли работать в Красноярский край. Нынче сдаём пожарное депо на Богучанской ГЭС,  завершаем первую очередь полуторакилометрового электролизного цеха и  АБК Богучанского алюминиевого завода. Есть приглашение в Читу и Якутию обустраивать урановые шахты. Сейчас вот вылетаю в Москву, будем  договариваться с заказчиком.

Дальновидность и точный расчёт Антона Шлойдо повлекли за собой перемены в деятельности  фирмы. В Иркутске и области промстроевцы  заняты в основном на мелочах. Нынче завершают работы на операционном блоке Ивано-Матрёнинской больницы, смонтировали  металлоконструкции  супермаркета «Метро» в Ново-Ленино, заканчивают возведение фундаментов под новую турбину на Ново-Иркутской ТЭЦ. Есть ещё  несколько небольших объектов по достройке и реконструкции цехов на Иркутском авиазаводе. Серьёзная потеря объёмов произошла в Усолье-Сибирском, где они вели строительство корпусов завода поликристаллического кремния. Два года назад сдали в эксплуатацию опытное производство на 300 тонн и подготовили к пусконаладке вторую очередь на 5000 тонн. 

В связи с отсутствием перспектив на строительство производственных мощностей политика промстроевцев переориентирована на возведение жилья. В Иркутске-2 приступили к монтажу дома по улице Красный путь. Уже забили сваи, сделали ростверки, сейчас монтируют цокольную часть. В плане – строительство четырёх блок-секций на 11 тыс. кв. м. «Работать в нынешних условиях сложно, но можно, – сказал в заключение Антон Шлойдо. – Наши люди это доказали и сделают всё, чтобы и впредь радовать земляков прекрасными новостройками».

Сегодня, в канун 75-летия юбиляра, коллеги желают Антону Иосифовичу творческого успеха, здоровья и счастья в личной жизни. Творите и создавайте во имя процветания нашего города, региона, страны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры