издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зеркало для журналиста

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Михаил Булгаков, вложивший в уста своего профессора Преображенского известный пассаж о вреде советских газет, и не подозревал, как долго будет гулять эхо этой проходной для сюжета фразы. Прошло много десятилетий, прекратил существование строй, породивший специфическую советскую журналистику (не самую плохую в мире, кстати сказать), появились новые технические средства – представляю, что бы сказал профессор, увидев «Пусть говорят»! Интернет даёт возможность любому желающему писать своё и комментировать чужое, а значительная часть жителей нашей страны строит свои отношения с печатными изданиями всё по тому же принципу: если хочешь быть здоров – не читай. И совершенно напрасно. Просто нужно относится к печатному слову с лёгкой иронией.

Как много значит одна буква

Заместитель декана историчес-кого факультета Иркутского государственного университета Алексей Петров, известный большим количеством успешно реализованных общественных и краеведческих проектов, мог бы послужить примером того, как нужно организовывать взаимодействие с журналистами и после каждого мероприятия проводить мониторинг публикаций. 23 апреля, например, на сайте Hushome появился и тут же был отрекламирован Петровым отчёт о первой в 2013 году лекции из серии «Прогулки по старому Иркутску». Лекция заведующего кафедрой современной отечественной истории ИГУ Сергея Кузнецова была посвящена недолгому, но яркому пребыванию в столице Восточной Сибири Ярослава Гашека – автора бессмертного Швейка, редактора первой газеты на бурятском языке, сотрудника газет «Штурм» и «Власть труда» (переименованной позднее в «Восточно-Сибирскую правду»). Казалось бы, при таком лекторе качество гарантировано, испортить мероприятие отчётом практически невозможно. Но нет таких храмов Артемиды, которые не смогли бы спалить иркутские Геростраты!

Автор заметки «По следу Гашека» Наталья Папенко и некто, считающий себя редактором сайта, с первого абзаца и первой иллюстрации дали понять, что они думают об Иркутске: бедная Наталья пожаловалась на карманников и «неслабый поток пафоса» (в каких единицах измеряется сила пафоса?), а редактор воткнул кадр из чёрной комедии про стриптизёрш-зомби и прокомментировал тезис о популярности «Прогулок» словами «правда, что ли?». В нормальных изданиях за такое увольняют сразу и без раздумий, потому что несколько сотен зрителей на каждом уличном мероприятии, проведённом без рекламы и поддержки властей, – это реальная и неоспоримая популярность, сомневаться в которой признак крайней глупости. Для сайта Hushome такое сомнение скорее примета фирменного стиля. Весьма, надо сказать, своеобразного. С одной стороны, вы сразу понимаете, что читать это не нужно, потому что написано глупо и безграмотно («успевший полюбиться многим иркутянам»), с другой – хочется стиснуть зубы и дочитать до конца. Выяснить, чем же это всё кончится. 

Небольшой пример (большого, боюсь, никто не выдержит): «На сей раз «выгуливал» иркутян Сергей Ильич Кузнецов, заведующий кафедрой современной отечественной истории Иркутского государственного университета и страстный поклонник предмета его нынешней лекции – пребывание писателя Ярослава Гашека в Иркутске». Вот и скажите: Сергей Кузнецов является поклонником Гашека или факта его пребывания в Иркутске? Загадка. Вот вам ещё один фрагмент опуса Н. Папенко: «Погуляв по улицам и улочкам, пошатавшись по различным культовым местам, понаблюдав, мне показалось…». Ничего не напоминает? Даю ещё одну подсказку со страницы «Вакансии» того же сайта: «Программист. Требования: хорошый (именно Ы. – Авт.) навык работы». Всё ещё не узнали? Рассказ Роберта Шекли «Рыболовный сезон», перечитайте на досуге. Сайт Hushome – небрежная подделка, имитирующая СМИ и пригодная только для того, чтобы один раз обмануть читателя. Рыб, сказано у Шекли, можно обманывать искусственными насекомыми много раз, потому что они не могут объяснить друг другу признаки подделки. Мы вас только что предупредили. 

Сайт «Бабр.ру» на минувшей неделе стал первым иркутским СМИ, принявшим участие в увлекательном и бесплодном (см. в Интернете слово «холивар») споре вокруг акции «Георгиевская ленточка». Проблема, возникшая уже в первый год проведения акции, заключается в том, что в Советской Армии, подвиг которой страна будет чествовать 9 Мая, использовалась схожая с георгиевской, но всё-таки другая лента – и это была лента ордена Славы. Принципиальным этот вопрос стал именно потому, что в СССР во время войны было разрешено ношение императорских наград, полученных во время первой мировой войны, а во вспомогательных подразделениях Третьего рейха, сформированных из русских эмигрантов, в 1941–1945 годах производилось награждение георгиевскими крестами – в том числе и за участие в боевых действиях против СССР. Если бы организаторы акции с раздачей ленточек в своё время точно и ясно сказали, что это лента ордена Славы, вопросов бы не возникло. Раз уж этого не случилось, спор о допустимости ношения именно «георгиевских лент» будет бесконечен. 

«Бабр» в очередном безымянном материале «Эмблема шуцкоровцев как символ показного патриотизма» в очередной раз на ровном месте создал в мозгах читателей небольшую путаницу. Дело в том, что слово «Шуцкор», обозначающее Русский охранный корпус, действовавший в годы второй мировой войны в Югославии, всего на одну букву отличается от слова «Шюцкор» – так называлась добровольческая организация (ополчение) в Финляндии. Несмотря на это отличие, обе организации одинаково яростно сражались в рядах вермахта против Советской Армии. Резонно было бы объяснить всё это и только потом задавать вопрос: какому патриотизму можно научить на спорном примере «Шуцкора», состоявшего из несомненных патриотов «России, которую мы потеряли», но воевавших почему-то на стороне Германии? Правильный ответ – такому же сомнительному. Лучше бы активисты, занятые раздачей ленточек, прошлись по школам и рассказали, сколько всякой сволочи пришлось уничтожить ветеранам за годы войны. Заодно и сами что-то узнали бы. 

Кафки на вас нет

Настоящие мастера журналистики, впрочем, наносят массовые разрушения всего двумя-тремя словами, причём не теми, что написаны и опубликованы, а теми, которых в тексте нет вообще. Вот вам пример умолчания с далеко идущими последствиями. Газета «МК Байкал» (или, по крайней мере, сайт газеты) 24 апреля опубликовала коротенькую, на три абзаца, заметку о том, что некоммерческое партнёрство «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» обратилось в Законодательное Собрание Иркутской области «с просьбой инициировать на федеральном уровне включение производства строительных материалов в перечень работ, для которых требуется специальный допуск». Ну, казалось бы – корпоративная новость, борются люди за дальнейшее расширение сферы влияния, бывает. Но вот вам последний абзац заметки: «По словам гендиректора СРО, в Иркутске работает около сорока установок по производству бетона, и лишь 4-5 из них производят бетон соответствующего качества. «Мы совместно с НИ ИрГТУ проводим исследования. Не хочу никого пугать результатами – они не для широкой публики, – но с бетоном у нас всё не очень хорошо», – подчеркнул Александр Домбровский».

То есть, простите, как это – «не для широкой публики»? Так можно сказать, приглашая друзей в баню. Если же вы обвиняете изготовителей бетона в низком качестве продукции, а организации, контролирующие качество строительных материалов и принимающие готовые здания, – в неисполнении профессионального долга, то тут надо бить во все колокола. Нужно проводить экспертизы, возбуждать (если найдётся за что) уголовные дела, а по итогам разбирательств сносить некачественное жильё. Или уже выросло поколение людей, забывших слово «Спитак», и можно спать спокойно, пока какое-нибудь восьмибалльное землетрясение не испытает на прочность иркутские многоэтажки? Да не дай бог. 

Сотрудники «МК Байкал», надо отдать им должное, сумели в один день поразить воображение читателя дважды. Второй материал, безусловно заслуживающий пристального рассмотрения, начинался смелым заявлением: «Председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева заявила о невозможности правительства Приангарья произвести с 1 мая 2013 года повышение на 20% ставок работников образовательных учреждений, не относящихся к категории педагогических, как того требует профсоюзная организация». Из дальнейшего рассказа выясняется, что требует профсоюз сущую ерунду (повышения окладов на 540 рублей), но как сформулировано – «Федосеева заявила о невозможности правительства Приангарья»! Уверяю вас: правительство области не только возможно, оно на самом деле существует. Многие сталкивались с плодами его деятельности, некоторые даже видели членов правительства вживую. Оно реально! Другое дело, что сейчас правительство способно увеличить оклады непедагогических работников только на 10%. Так ведь бюджет не скатерть-самобранка, просят подождать до ноября. 

Не отстают от старших товарищей и сотрудники РИА IrkutskMedia. В отчёте о депутатских слушаниях, состоявшихся 24 апреля, сказано сначала, что вопрос строительства нового аэропорта пока не стоит. Память – пока ещё надёжная – подсказывает, что этот вопрос стоит очень давно и иной раз (после пары суток ожидания, пока очистят обледеневшую полосу) становится крайне болезненным. Что подтверждает и коммерческий директор ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Алексей Рендоровский: «Строительство нового аэропорта было включено в федеральную целевую программу, и эта строчка имеется в бюджете». Если бы точка после кавычек была последним знаком в строке, всё было бы понятно: депутаты то ли сами стали жертвой заблуждения, то ли дезинформируют избирателей, потому что если строительство включено и в программу, и в бюджет, то вопрос не просто стоит, он практически решён. Но сотрудник IrkutskMedia продолжает цитату из выступления Рендоровского, и всё окончательно тонет в тумане: «На сегодняшний день вопрос строительства или начала строительства не стоит». Как в таком случае предполагается исполнять федеральную (то есть находящуюся под контролем как минимум Дмитрия Медведева, а то и самого Владимира Путина) целевую программу и что станет с бюджетными средствами – из заметки абсолютно невозможно понять. 

Завершить этот поверхностный (к сожалению) обзор иркутских изданий хотелось бы свежим номером газеты «Копейка». Корреспондент Елена Русских в статье «Мистер Питер» открыла для читателя небольшой фрагмент огромной мозаики, составлявшей когда-то внешнюю политику СССР: «В городе Бени-Валиде, который в 2011-м стал последним оплотом Каддафи, во времена Советского Союза находилось профессиональное училище, где обучали арабов». Тут всё по-своему прекрасно: и периодизация чужой истории по нашему внутреннему хронографу, и «араб» как профессия. В отечественной истории, впрочем, корреспондент Русских разбирается откровенно плохо: «В 1996 году, в самый тяжёлый перестроечный период…». Увы и ах – перестройка, объявленная генеральным секретарём ЦК КПСС Горбачёвым в мае 1986 года, к 1996 году уж пять лет как перестала существовать вместе с проводившей её партией. А как вам такой перл: «Когда в 1987 году силы НАТО бомбили Триполи и Бенгази, Пётр Глызин как раз находился в горячей точке – в Бени-Валиде, в 200 километрах от бомбёжек». Уверяю вас, Елена, на 200 км даже от атомной бомбы осколки не разлетаются и жители Бени-Валида вряд ли могут рассчитывать на компенсации от своего правительства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры