издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Минздрав предупреждает, а Колумб ни в чём не виноват…»

Прошло десять дней действия нового закона об ограничении курения, и можно, не теоретизируя, подвести первые итоги. Итоги, скажем прямо, неутешительные – результатов нет. В буддизме есть такое понятие – хлопок одной ладонью. Так вот, новый закон получился таким очень громким хлопком одной ладонью. Просто бурными аплодисментами, переходящими в овацию, но одной рукой.

Сразу определимся с позициями в этой шахматной партии – я курю, я считаю, что это плохо и вредно и что закон, во-первых, бесполезный, а во-вторых, позорный. Озвучить последнюю часть моей гражданской позиции мне стоило некоторых душевных сомнений. Потому что в защиту закона выступило множество людей, которых я уважаю и чьё мнение для меня важно. Но в этом случае, я убеждён, они ошибаются. Они утверждают, что с принятием не только этого закона, но и последующих мер (ещё несколько законодательных решений по противотабачной пропаганде на государственном уровне будут действовать до 2018 года) общество станет здоровее. Аргументируют это страшной статистикой умерших от сопутствующих заболеваний – от рака лёгких до импотенции. 

Я уверен, что проблема нового закона значительно глубже и она не имеет никакого отношения к здоровью нации. Что есть закон? Закон должен быть работающим, иначе, если выполнить его невозможно, люди потеряют уважение и к другим действующим законам. Закон должен быть справедлив для всех, иначе он будет вызывать неприятие, раздражение и даже ненависть людей, а учитывая наш своеобразный менталитет – и желание его нарушать назло, вопреки. Новый закон не отвечает обоим этим корневым критериям, более того, он им противоречит. 

В тексте закона сказано, что он вводит ограничения для курильщиков и направлен на уменьшение количества курящих людей на территории России. А согласно данным Минздрава, сейчас в стране курят около 40% жителей. То есть закон призван не регулировать отношения между людьми, для чего и существуют законы, а ограничить в правах почти половину населения страны. Может, для этого есть особые причины? Курильщики травят здоровых людей? Но в законе перечислены места, где теперь нельзя курить, и половина из них – это места, где и раньше никто не курил: любые помещения, в которых оказываются образовательные услуги – школы, вузы, детские сады. Также курить будет нельзя в учреждениях культуры и органах по делам молодёжи. То есть – почувствуйте разницу – в помещениях, где оказываются услуги. В классе курить нельзя. А то до этого там дым коромыслом стоял! Может, нельзя курить и в школьном туалете? Нет, отчего же – там ведь образовательные услуги не оказываются! 

То есть большая часть регламента в новом законе заведомо бессмысленна. Но давайте возьмём какой-нибудь повседневный случай, прикладной пример. Теперь можно курить лишь за 15 метров от остановок. Во-первых, почему не за 20 или 10? Во-вторых, кто их считал, эти метры? А в-третьих, это указан радиус или расстояние по обе стороны от дороги? Потому что и до этого застенчивые девушки курили «за остановкой», где никто не видит и никому не пахнет. А теперь им что – шаги считать от остановочной коробки и торчать посреди пешеходной дорожки к ней, как памятник Ленину на одноимённой улице? 

Забавно и вот ещё что. Во всех местах, где запрещено курение, должны немедленно появиться запрещающие знаки. А если их нет, то что? А если и так запрещено, то зачем знаки? То, что они за эти десять дней не появились, это и так понятно (когда у нас что-то исполнялось сразу?). Логика у нашего человека такая, линейная: «Нельзя курить? А где это написано?  Знаков-то нет!» А если не исполняется одна часть закона,  то почему вторую должен кто-то исполнять? Вы повесьте знаки, как сказано в законе, а потом поговорим, как себя вести нам, курильщикам.

Курение разрешается исключительно в специально выделенных местах, находящихся на открытом воздухе, либо в оборудованных вентиляцией курилках. Стоп, а почему тогда оно запрещается на вокзалах и в аэропортах – там ведь были эти самые «оборудованные вентиляцией курилки». Сам текст закона полон внутренних противоречий, которые ставят под сомнение его рациональную составляющую. 

В ещё большем недоумении находятся сотрудники полиции – а им-то что теперь делать? Закон не регламентирует карательные меры при нарушениях – патрульным ППС предложено делать «устные замечания». Но закон должен быть незыблем и силён, а нарушение его – неотвратимо. Здесь же при самом издании закона закладывается его старческая немощь. Сотрудник полиции со своим устным замечанием может надеяться не на силу законодательной базы государства, а на совесть нашего населения. А вот с совестью у нас в государстве дефицит и перебои. Недостаток у нас по совести, ответственности и сознательности. Как говорил герой одного бандитского фильма, не мы такие, жизнь такая.   

В результате имеем то, что имеем. Закон лишён какой-либо силы, никто его не исполняет, да и вообще необходимость его существования вызывает сильное недоумение – у нас что, остальные проблемы в государстве уже решены? Итоги первой декады действия закона неутешительны. Люди курят там, где курили раньше: на остановках, потому что покурил – и в автобус, на работу, не отбегать же на 15 метров; на детских площадках – потому что там лавочки и удобно. Запрет вступил в действие только в аэропортах и на вокзалах. Там уничтожили курилки. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры