издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из эпохи Жюля Верна

Эти восхитительные вещи были сделаны на рубеже 19 и 20 веков. Часы-паровоз, часы – паровой двигатель, часы-скелетоны. Их можно завести, и закрутятся колёса, начнут двигаться всевозможные устройства, шестерёнки… Интереснейшая коллекция подобных часов демонстрировалась недавно в Государственном историческом музее в Москве. Но и у нас тоже есть на что посмотреть. В Ангарском музее часов хранится несколько экземпляров той эпохи, зари индустриального дизайна. Техника далеко ушла вперёд с тех пор, когда были изобретены паровой двигатель, дирижабль, паровоз. Однако первые дирижабли и паровозы были не просто шедеврами инженерной мысли, они представляли собой своеобразные произведения искусства, поскольку тираж, массовость и серость ещё не стали законодателями мод. Странный мир стимпанка, занимающий умы современных режиссёров, художников и сценаристов, вышел из таких моделей.

Стимпанк, или «паровой панк», – субкультура, направление научной фантастики, воспевающее несуществующий мир, где технологии основаны исключительно на механике, в частности на паровых двигателях. По этим мирам летают дирижабли, ездят паровозы, дома там оборудованы сотнями причудливых механизмов, блестящих латунью и медью. Направление настолько популярно, что в стиле стимпанк рисуют картины, снимают фильмы, делают суперуспешные компьютерные игры (наиболее известная из них – Syberia француза Бенуа Сокаля). Статус этой субкультуры настолько высок, что в 2009 году для искусства стимпанка открыл свои двери Музей науки Оксфорда, выставку посетило более 80 тысяч человек. Сейчас стимпанк – полноправное направление и дизайнерского искусства, а когда-то в 19 веке первые миниатюрные модели паровозов, дирижаблей, автомобилей, кораблей, насосных станций, качающих нефть, созданные в эпоху бурного расцвета механики, заложили основы современного индустриального дизайна. Когда листаешь страницы дореволюционного журнала «Человек и природа», перед тобой встаёт мир, наполненный духом Жюля Верна, восхищением мощью человеческого разума, исполненный веры в силу удивительных машин. 

В конце 2012 – начале 2013 года в Государственном историческом музее с большим успехом прошла выставка «В лабиринтах времени», посвящённая французским часам 18-19 веков. Один из разделов этой выставки пользовался особой популярностью как у взрослых, так и у детей – французские часы механического и индустриального дизайна 1840–1890-х годов. Ежедневно в один и тот же час приходил профессиональный часовщик, часы заводили, и взорам людей открывалось чудо – работающие маховики, крутящиеся колёса, часы-скелетоны, демонстрирующие кинематику часового механизма. Часы, изображающие паровоз, часы – паровой молот, дирижабль-часы, часы-торпеда, часы-мельница, маяк. И каждый механизм – с подвижными частями, чтобы продемонстрировать чудеса инженерной мысли. 

В конце 19 века в моду вошло изготовление
настольных копий больших паровых двигателей

Иркутск начала 20 века, как и весь мир, находился под обаянием техники. «Всемирный цементъ! – кричали местные газеты рубежа веков. – Для склеивания фарфора, стекла, дерева… За стклянку 25 коп.». «Последняя новость! Туалетныя часы с зеркалом и музыкой! Вы доставите многое удовольствие себе, семейству и гостям, приобретая самоиграющие туалетные часы с хорошей музыкой «Симфония», играющие очень громко и долго разныя красивые пьесы… как то: «Преображенский марш», вальс «Ожидание», «Невозвратное время», «За Дунай», «Боже, царя храни». Состоятельные иркутяне ставили на двери «электрические секреты, уберегающие от воров». «Лучшая в мире пишущая машинка «Монархъ» обладает следующими важными преимуществами: видимым шрифтом с необыкновенной прочностью и простотой конструкции!», «Технический и электротехнический складъ И.Н. Плотникова извещает о полученных паровых турбинах, паровых турбо-динамо-машинах, паровых турбо-центробежных насосах акционерного общества паровых турбин Де Лаваля в Стокгольме… Находятся в действии и могут быть осматриваемы при желании», – писала газета «Восточное обозрение» в 1899 году. Газеты были заполнены изображениями чудесных паровых машин. У публики популярны были волшебные фонари с движущимися картинками. В Общественном собрании Иркутска впервые в 1902 году дал представления «движущийся парижский фотосинемакалейдотеатр» с электрическим освещением, с 80 «поражающими сюжетами» – от пароходиков на Сене до «неподражаемых превращений, исполняемых первоклассными артистами и артистками парижских театров». А наиболее статусным людям в те годы было принято преподносить маленькие модели больших паровозов, парогенераторов, локомобилей и дирижаблей. Возможно, когда строилась железная дорога в Сибири, в Иркутск и попадали такие сувениры. К примеру, часы-паровоз были бы отличным подарком какому-то статусному чиновнику или служащему дороги.   

Конечно, живя в пяти тысячах километров от Москвы, трудно попасть на выставку в ГИМ или в тот же Политехнический музей. Но уникальные экспонаты, представляющие эту эпоху, есть и в наших музеях – в Иркутском областном краеведческом музее и Ангарском музее часов. В ИОКМ хранятся чудо-часы варшавского часовщика и механика Якова Гольдфадена в виде настоящего железнодорожного вокзала с прибывающим поездом, движущимися фигурками, планетами. Правда, сейчас механизм часов неисправен, но ещё в 1990-х годах подвижной состав ремонтировали и вагончики бегали по кругу. До революции в Иркутске и других городах России выстраивались очереди, чтобы посмотреть на такое чудо техники, хотя кроме эстетического наслаждения и знакомства с достижениями механики пользы от этих часов не было. Хотя нет, время они всё же показывали. По России «гастролировали» несколько моделей таких часов, и им всегда сопутствовал успех. 

Ангарский музей часов обладает несколькими экземплярами французских часов конца 19 – начала 20 века, представляющими эпоху зарождения индустриального дизайна. Особенно ценно то, что эти часы хранятся в общедоступном музее. На выставке в ГИМ, к примеру, значительная часть представленных часов индустриальной эпохи – это экспонаты из частных антикварных салонов. Один раз увидел на выставке, а потом трудно будет когда-либо посмотреть вновь. ИОКМ и Ангарский музей часов открыты всегда. 

Миниатюрный паровой двигатель в работе вызывает неизменный восторг посетителей

«Обычно такие часы изготовлялись в единственном экземпляре», – рассказала директор Ангарского музея часов Нина Крылова. Среди экземпляров, хранящихся в музее, – часы-паровоз, часы – паровой двигатель, часы-скелетоны (от греч.  skeleton  – «скелет, каркас») – часы, где движущиеся механизмы оставлены открытыми, чтобы продемонстрировать внутреннюю красоту механизма или же принцип его действия. «Все часы из коллекции Павла Васильевича Курдюкова. Часы-паровоз были переданы иркутянами, скорее всего, это был подарок людям, которые работали на железной дороге», – пояснила директор. Она заводит часы, и «паровой двигатель» начинает работать, движутся крохотные детальки, и кажется, сейчас из машины пойдёт пар. «Жаль, на фото движения не будет видно», – вздыхаю я. «На подобных часах, кроме собственно циферблата, размещали термометр, барометр, – продолжает Нина Крылова. – Они монтировались прямо в корпус, тогда это было очень популярно. Конец 19 – начало 20  века – время бурного развития техники и научных открытий. Это была своеобразная дань моде, которую с удовольствием платили и состоятельные иркутяне». 

Интересно, что подобные модели обычно достаточно скрупулёзно и точно копировались с их реальных больших аналогов. Конечно же, «паровая машина» внутри устроена вовсе не как паровой двигатель, но внешне её детали и корпус повторяют реальный аналог, это касается и движущихся механизмов. Нина Крылова рассказывает, что именно «движущиеся» экспонаты  всегда привлекают и маленьких, и взрослых посетителей музея. Конечно, за их сохранностью следит часовой мастер, но и сделаны они настолько прочно, что даже спустя столетие после изготовления могут изумлять публику. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры