издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оставить памятник

Культурное наследие будет легче защищать, говорят профильные чиновники

Ужесточение уголовного и административного наказания за нарушение законодательства об охране памяников должно улучшить иркутский городской пейзаж. По крайней мере, на это возлагают большие надежды в региональной Службе по охране объектов культурного наследия. Чиновники уже составили предварительный список объектов, к чьим собственникам в первую очередь могут быть применены санкции, предполагающие крупные штрафы и тюремное заключение сроком до шести лет. В лидерах этого списка физические лица, которые ведут строительство по адресам: Тимирязева, 4 и 15.

 «Мы все в шоке. Купил две сотки и хочет возвести такую махину»

По Тимирязева, 15, над тротуаром нависают строительные леса. Уроженцы Средней Азии возводят здесь трёхэтажное здание, которое имеет к тому же огромный цоколь. Работа кипит, несмотря на существующее предписание Службы по охране объектов культурного наследия (СООКН), запрещающее строительство. Застройщик развернулся серьёзно, пытаясь по максимуму использовать доставшийся ему земельный участок, отчего новостройка вплотную примыкает к возведённым здесь давно домам. 

Соседи новостройки вызывают сочувствие у жителей всего района, но предпочитают никому не жаловаться. «Мы все в шоке. Купил две сотки и хочет возвести такую махину, людей запугал, – говорит проходящая мимо женщина. – Рассказывают, предложил им за усадьбу 800 тысяч рублей, если не нравится соседство со стройкой, а будут жаловаться – обещал поджечь».  

Кем здесь ведётся строительство, на месте определить невозможно. На вопрос «Кто у вас главный?» рабочие пожимают плечами, мол, не знаем. Аналогичная реакция – на «Когда он здесь бывает?». Но не надо думать, что найти человека, имя которого в околотке Киевской и Тимирязева не принято называть, крайне трудно. В иркутской мэрии прекрасно знают, о ком идёт речь, поскольку здесь в марте прошлого года застройщик получил разрешение на возведение индивидуального дома со служебно-хозяйственными постройками. 

Объясняя суть претензий к возводимому зданию, заместитель руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Григорий Ивлев заметил, что разрешение выдавалось на строительство одноэтажного дома. При этом он опасается, что стройка может навредить находящимся поблизости памятникам. В скором времени ведомством будет организована проверка. 

В отделе земельного контроля администрации города даже обрадовались новости, что СООКН готова инициировать судебный процесс в отношении застройщика. У сотрудников этого отдела тоже имеются к нему претензии. «Мы передали документы на него в юротдел, – говорят чиновники. – Конечно, в суде поддержим службу, готовы выступить в процессе третьим лицом».

А вот на стройку по Тимирязева, 4, разрешение вовсе не выдавалось, что подтвердили в пресс-службе администрации Иркутска. Но кого это останавливало? Здесь высятся уже четыре этажа. Что будет в результате, не знает даже «ДубльГис», обозначивший участок на стрелке Тимирязева и Подгорной просто строящимся зданием.

Ещё в начале года специалисты Службы по охране объектов культурного наследия обратились в Кировский районный суд. Застройщик не представил документы на согласование, а должен был, поскольку участок соседствует с двумя зданиями, являющимися памятниками, один из которых имеет статус памятника федерального значения. Суд тогда принял решение в пользу застройщика (он одновременно является и собственником земельного участка), теперь по этому делу предстоит апелляция. Попытки прокуратуры приостановить стройку также пока оказываются тщетными. 

«Раньше за неисполнение такого предписания санкций не существовало»

Несмотря на запрет СООКН, строительные работы на Тимирязева, 15,
не прекращались

Разбирательство предстоит сложное, признаёт Ивлев, но не теряет при этом оптимизма. В августе было ужесточено уголовное и административное наказание за нарушение законодательства по охране памятников. Увеличились и штрафы, и сроки, а также добавились новые инструменты для работы с нарушителями, говорит он. Всё это должно дисциплинировать иркутян.  

– Уголовный кодекс раньше предусматривал всего одну статью за повреждение и уничтожение памятников со штрафной санкцией до 30 тысяч рублей и наказанием до двух лет лишения свободы. Сегодня эта статья переработана. Штрафная санкция выросла до 3 миллионов рублей, срок лишения свободы – до шести лет, – говорит наш собеседник. – Более того, в УК введены несколько составов, миллион рублей и два года лишения свободы за нарушение правил использования объектов культурного наследия. Теоретически под эту статью мы можем подвести любого собственника, который так или иначе нарушает правила использования объектов культурного наследия, прописанные в охранном обязательстве, которое он оформляет при регистрации права собственности. 

Изменения в КоАП привели к  беспрецедентному увеличению штрафов, констатирует Григорий Ивлев. Максимальный – 60 млн. рублей – налагается за повреждение объектов историко-культурного наследия, включённых в список ЮНЕСКО. Правда, на территории Иркутской области таких объектов нет. Но и для столицы Приангарья санкции могут быть значительными: если ранее для физических лиц штраф составлял до 30 тыс. рублей, юрлиц – 50 тыс., то теперь придётся выложить до 300 тыс. и 20 млн. рублей соответственно. 

Однако сейчас служба, чтобы определить размер штрафа, должна будет пойти в районные суды. «В полномочиях ведомства остаётся составление протоколов на нарушения, – отметил Ивлев. – Но при этом службе дано новое полномочие – административное расследование. Мы получаем дополнительную помощь в нашей работе». Ранее деятельность службы попадала под закон о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Ведомство было строго ограничено в сроках проведения проверочных мероприятий, на которые требовалось обязательное согласование прокуратуры. Сегодня оно отменено. «Это положительно с точки зрения оперативности работы в области охраны памятников», – считает Ивлев. 

За проведение работ без разрешения органа охраны памятников предусмотрен штраф до 1 млн. рублей (раньше данный вид нарушения карался суммой от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей). Законодатель усилил  полномочия органов охраны памятников правом выдачи предписания об остановке работ. «Компания, которая его получила, должна немедленно исполнить, – говорит Григорий Ивлев. – Раньше за неисполнение такого предписания санкций не существовало, наши предписания во многих случаях игнорировались. Теперь за неисполнение этого документа может грозить штраф до 5 миллионов рублей». 

В Иркутске охраняется 1150 объектов архитектуры. В шорт-лист «чёрного списка» СООКН  входят, кроме Тимирязева, 4 и 15, ещё Степана Разина, 38, и здание бывшей гостиницы «Сибирь» по Ленина. «Конкурент» будет следить за развитием ситуации. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры