издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Параллельное наказание

Ангарчанин Андрей К. сейчас отбывает параллельно сразу два наказания. За покушение на кражу мировой судья приговорил 27-летнего наркомана к исправительным работам с удержанием из заработка пяти процентов в доход государства. Замечаний со стороны уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей поведение осуждённого, Андрей не имел: исправно ходил на работу в строительную бригаду индивидуального предпринимателя, являлся на отметку как условник, не попадал в поле зрения участкового. Но любой, кто имеет представление о тяжёлом психическом заболевании, каким является наркомания, мог бы с точностью предсказать, чем завершится такая исправительная мера: очередным имущественным преступлением.

Так и получилось. Андрей К. увидел в магазине «Аппетит» в 189-м квартале Ангарска коробку с водкой «Кремлин Авард». Это, конечно, не доза героина, но хоть какой-то кайф: алкогольный напиток крепостью 40% хорошего качества по 1026 рублей за бутылку ёмкостью 0,75 литра. Парень убедился, что никто за ним не наблюдает, сунул приглянувшуюся бутылку под курт­ку и двинулся мимо кассы. Он ведь не знал, что магазин оборудован системой «Антивор». Когда она сработала, воришка кинулся со всех ног, игнорируя требования погнавшихся за ним охранников. Он так и не выпустил из рук добычу, пока сотрудники не застигли его с похищенной бутылкой уже на приличном расстоянии от места преступления. 

На сей раз наркоману пришлось отвечать по статье 161 УК РФ за покушение на грабёж – открытое хищение чужого имущества, не доведённое до конца по независящим от виновного обстоятельствам. Андрей К. согласился с предъявленным ему обвинением и просил приговор в особом порядке – без разбирательства по делу, приглашения в суд свидетелей и анализа улик. Такой порядок позволяет надеяться на снижение срока и размера наказания. Конечно, Ангарский городской суд учёл склонность наркозависимого к корыстным преступлениям, как и тот факт, что он не смог удержаться от посягательства на чужую собственность даже в период испытательного срока по приговору мирового судьи. На сей раз городской суд назначил наркоману-грабителю наказание в виде лишения свободы на один год. Но опять условно, с двухлетним испытательным сроком, в течение которого осуждённый должен доказать своё исправление. Так и получилось, что Андрей К. сегодня ходит в уголовно-исполнительную инспекцию отмечаться сразу по двум делам: за попытку совершить кражу и неудачный грабёж. 

В этом и заключается его наказание. 

Конечно, было бы странно упекать за колючую проволоку больного парня, который хотел всего лишь украсть бутылку водки, чтобы напиться, да и то не смог. Но если, отбывая свои параллельные условные наказания, 

Андрей К. не пройдёт курс реабилитации и не избавится от психической зависимости от наркотиков, несложно предсказать, чем закончится такое «исправление». Очередным сроком, возможно, уже реальным. А нар­комания, как известно, сама по себе не проходит и в изоляции – это тяжёлое хроническое психическое заболевание. Шанс сойти с криминальной тропы больному человеку могут дать только реабилитационный центр и осознанное желание избавиться от пагубного пристрастия к наркотикам. В системе уголовного преследования за совершённое преступление – в органах дознания, отправления правосудия и исполнения наказания – не хватает важного звена. Никому нет дела до мотивации таких преступников, как Андрей К., на избавление от причины их криминального поведения, увы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры