издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Родовое гнездо

После реставрации открыт Дом-музей святителя Иннокентия (Вениаминова)

В селе Анга Качугского района в рамках фестиваля «Сияние России» состоялось торжественное открытие Дома-музея святителя Иннокентия (Вениаминова). В церемонии открытия приняли участие первый заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин, руководитель cлужбы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Литвиненко, мэр Качугского района Павел Козлов. Настоятель Князе-Владимирского храма отец Алексей Середин провёл молебен. После церемонии открытия состоялась встреча жителей села Анга Качугского района с писателями, которые стали гостями Дней русской духовности и культуры «Сияние России». Завершило встречу выступление ансамбля «Сполох».

На самом деле нынешний музей не является домом самого святителя Иннокентия. Однако к его жизни всё-таки имеет самое непосредственное отношение. Это семейное гнездо диакона Дмитрия Попова, дяди будущего митрополита Московского и Коломенского. Именно здесь святитель Иннокентий, а тогда ещё просто мальчик Иван Попов, провёл несколько лет до поступления в Иркутскую духовную семинарию. 

Иван Попов остался без отца шести лет от роду. Мать мыкалась одна, кроме Вани на руках было трое детей. Чтобы помочь вдове, брат покойного мужа взял к себе на воспитание маленького Ваню, продолжая учить его грамоте, как то делал отец, служивший пономарём. Уже в семь лет Ваня читал в храме «Апостол». Мать даже пыталась устроить мальчика на место отца, упирая на крайнюю нужду семьи, однако из её усилий ничего не вышло. Много лет спустя святитель Иннокентий понял,  что иначе и быть не могло, потому что у Бога были на мальчика другие планы. «Пусть мой пример будет новым доказательством той истины, что от Господа исправляются человеку пути его и что все мы, служители церкви Его, ничто иное, как орудие в руках Его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке — и это исполнилось, несмотря даже на противление воли моей», – писал святитель в «Автобиографической записке».

Вскоре девятилетний отрок поступил в Иркутскую семинарию. Однако в те годы в ней училось сразу несколько мальчиков по фамилии Попов. Ректор решил некоторым из них изменить фамилии, и в 1814 году  Иван становится Вениаминовым. Был в его судьбе ещё один случай, который мог бы отвернуть его судьбу от Америки, но и ему не суждено было состояться. Когда Иван Вениаминов уже окончил семинарию, ректору пришло указание отправить в Московскую академию двух выпускников. Как потом признавался ректор, одно из этих мест предполагалось для Ивана Вениаминова. Однако неожиданно для начальства он оказался… женат. 

Дело в том, что на Ангаре начался ледоход и Вознесенский монастырь, в котором жил ректор семинарии, оказался отрезанным от города на несколько дней. Именно в ту пору Ивану пришла охота жениться, и он получил вид на женитьбу и даже посватался без благословления ректора, не поставив его в известность. Так и вышло, что вместо женатого диакона Иоанна Вениаминова в Москву отправился другой счастливчик. 

Когда церковное начальство бросило клич по епархии в поисках желающих ехать за тридевять земель, чтобы повторить подвиг апостолов, добровольцев не нашлось. Иоанн Вениаминов служил в то время в одном из лучших приходов города в сане диакона, а потом и пресвитера – в Градо-Иркутской Благовещенской церкви, он тоже отказался от подвига миссионерства и даже дал в этом объяснительную. Сам он подробно описывает тот момент, когда решение его изменилось. Внешней причиной для этого стал некто Иван Крюков, который 40 лет жил с алеутами и потом прибился к приходу отца Иоанна. Они были достаточно коротко знакомы, более того, молодой священник стал духовным отцом всей семьи Крюковых. Необычный человек пленил молодого священника рассказами о ревности в вере далёких алеутов, о чистоте их сердец. 

На остров Уналашка в Русской Америке священник прибыл, чтобы прослужить там 15 лет, а потом ещё годы и годы в Камчатской епархии.  Кстати, сама Камчатская епархия была образована по его прошению и во многом благодаря его трудам. Через год после  смерти супруги, в 1840-м, он принял монашество с именем Иннокентий в честь Иннокентия Иркутского.  Постриг проводил митрополит Московский Филарет (Дроздов). А через много лет, в 1868 году, Иннокентий Вениаминов сменил Филарета (Дроздова)  и стал предстоятелем всей русской церкви.  

Он крестил тысячи людей, строил храмы, открывал при них школы, где лично учил детей. А ещё он сам делал алеутам прививки от оспы, чем остановил страшную эпидемию среди северных народов. Создал алфавит алеутского языка, написал несколько научных трудов, в которых систематизировал свои наблюдения о природе и жизни края. Также оставил удивительные миссионерские записки,  из которых видно, что рассказы Ивана Крюкова оказались правдой и святитель искренне полюбил далёкий северный край и его людей. 

Любовь эта была взаимной. В тех местах до сих пор чтут апостола Сибири и Америки. Недаром туристы из Русской Америки и сейчас приезжают в Ангу, чтобы поклониться местам, где вырос их любимый святой. Не пугают изнеженных иностранцев ни наши расстояния, ни дороги. Поэтому министр культуры Иркутской области Виталий Барышников уверен, что Анга может стать необычным туристическим центром. 

В настоящее время в музее развернулась экспозиция, созданная в сентябре 2014 года. Восстановленный дом постройки первой половины XVIII века даёт представление о начальном периоде жизни Иннокентия Московского. Экспозиция воспроизводит жизнь деревенского священника начала XIX века. В ней два раздела – тематическая выставка о святителе Иннокентии, расположенная в сенях, и мемориальная часть, воссоздающая исторический облик жизни сельского священника. В экспозиции использованы предметы из фондов Иркутского областного краеведческого музея.  Реставрация дома завершена в начале осени. Интересно, что в  работе были задействованы  добровольцы – жители села Анга. 

Создание культурно-просветительского центра в Анге – это часть масштабного национального проекта «Путь святителя Иннокентия», приуроченного к 220-летию миссионера. Проект, разработанный по инициативе губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко и поддержанный правительством РФ, получил благословение Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он вошёл в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». В проекте участвуют Иркутская, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Хабаровский, Камчатский, Забайкальский края, Чукотский автономный округ, а также Япония, Аляска и Калифорния.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры