издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ветеранов спустили с балкона. И увезли в музей

В минувшую среду, 3 декабря, случайные прохожие на углу улиц Карла Либкнехта и Энгельса в Иркутске стали свидетелями необычной сцены. К торцу «дома с мастерскими», где живут и работают иркутские художники, подогнали коленчатый подъёмник, в простонародье называемый «пожарная машина с лестницей», и сотрудники МЧС стали готовить экстренную эвакуацию – натягивать страховочные тросы, поднимать на последний этаж выдвижную лестницу. Дыма и огня не было видно, и, как обычно, «город подумал – ученья идут». На самом деле так проходила доставка второй части триптиха «Сибиряки – защитники Отечества» в художественный музей. Замысел был столь грандиозен, а полотна – столь объёмные, что они просто не проходили в двери.

Идея необычной картины возникла четыре года назад у ветеранов органов безопасности Игоря Непомнящих и Сергея Казакова. В 2010 году проходила одна из традиционных встреч ветеранов, на которой присутствовали вдовы, дети и внуки сотрудников ФСБ, погибших при исполнении служебного долга. Глядя на окружённого людьми разных поколений 90-летнего ветерана ФСБ, фронтовика Моисея Вишнякова, кто-то заметил, что это готовый сюжет для картины – ветеран самой страшной войны, окружённый потомками тех людей, которые воевали уже в настоящее время в разных горячих точках планеты. 

Инициаторы, Игорь Непомнящих и Сергей Казаков, создали общественную организацию, целью которой было появление этого огромного полотна – практически сразу стало понятно, что на одной картине вместить всех участников невозможно, поэтому было решено заказать иркутским художникам триптих. Воплотить замысел доверили художнику Геннадию Кузьмину. 

Спустившись на грешную землю, произведение искусства было погружено
в машину и транспортировано в художественный музей…

– Герои картины – наши соотечественники, иркутяне. Сначала для меня это предложение было неожиданным, я даже подумывал отказаться, у нас есть другие хорошие художники – например, Анатолий Алексеев, который всю жизнь писал такие тематические картины, ему ближе эта задача. Боялся, что не осилю, не было уверенности. Потом решил сделать эскизы – карандашные, угольные, цветовые. Сначала думали сделать на одном большом холсте 2 на 3 метра всех героев сразу, фигур 25–30 – на эскизе были и ветераны Великой Отечественной войны, и «афганцы», и ветераны Чечни… Потом решили разделить. Первая часть триптиха была готова год назад. На ней были собраны фронтовики – самому старому 99 лет, – рассказывает Геннадий Юрьевич.

Однажды пятеро ветеранов пришли в мастерскую художника. Они сидели, разговаривали, пили чай, Кузьмин делал наброски – так и оформилась основная идея всех трёх полотен: люди, сидящие вместе за столом, вспоминающие былое. Полотно наполнялось героями постепенно, они приезжали и позировали по одному. Работа началась над двумя частями одновременно – они назывались «Добровольцы» – посвящение ветеранам войны, и «Шурави», на которой запечатлели иркутских воинов-«афганцев». Однако сначала было решено сделать центральную часть триптиха, «Добровольцев», главным героем которой стал сам Вишняков, уже 25 июня 1941 года ушедший на фронт. Всего на ней изображено одиннадцать ветеранов. В прошлом году эта часть триптиха была закончена и выставлена в художественном музее. Недавно Геннадий Кузьмин нанёс последний мазок на вторую часть.

«Спасение картины» стало заметным культурным событием в жизни города

– Первым ко мне пришёл отец Александр, в полном облачении священника, очень яркая личность, фактурная, – рассказывает художник про эту часть работы. – Я его спрашиваю: «Отец Александр, вам же, наверное, ордена нужно надеть для картины». А он мне показывает на крест и говорит: «У меня только один орден». Он на картине расположен чуть справа, хотя сразу притягивает взгляд и является центром композиции. 

– Кроме людей на картине изображено много предметов – газеты, фотографии, радиоприёмник. Это случайные предметы или их специально приносили?

– Ну что вы, на картине нет случайных предметов! Все вещи принадлежат «афганцам». Пустой стол для композиции художнику мало интересен, его нужно чем-то заполнить, насытить пространство. И мы с организаторами оговаривали каждую мелочь. Например, такие радиоприёмники действительно привозили из Афганистана. Забавно, что сам приёмник найти не удалось, и мне принесли изображение на ксерокопии, откуда я его и срисовал. Панама цвета «хаки» – это реальная панама воинов-«афганцев». Газета «Красная звезда» – это тот самый выпуск, в котором было опубликовано решение правительства о выводе войск с территории ДРА. Фуражка, фляжка, планшет – всё военное.

– Когда вы работали над картиной, вы наверняка разговаривали со своими героями. Эти рассказы как-то повлияли на сюжет картины? 

– Ну, вот, например, Татьяна Сакович, единственная женщина, медик. Она рассказала, как её встретили дети, когда она вернулась из Афганистана после полутора лет командировки. Она идёт по перрону, похудевшая и почерневшая, ни грамма жира не осталось, а её родные дети не узнали – так высушивает человека климат. А может быть, и война.

Вторую часть триптиха спускали с 15-метровой высоты с применением спасательных спецсредств…

Когда будет готова третья часть картины, сейчас не может сказать даже сам художник. По замыслу, на ней будут изображены герои мирного времени – сотрудники правоохранительных органов и МЧС. В среду, третьего декабря, вторую часть триптиха тщательно упаковали и совместными усилиями сотрудников МЧС, ФСБ и военной комендатуры, при посильном содействии журналистов, вынесли на балкон и приготовили к спуску. Для полной безопасности полотно, висящее на крюках выдвижной лестницы пожарной машины, с земли страховали двумя стропам, отводящими живописное произведение от стен и не дающими ему биться на пронизывающем зимнем ветру.

В тот же день картина была установлена в художественном музее вместе с первой частью триптиха.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры