издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вкладывать и экономить

  • Беседовал : Михаил ВАЛОВ

Общий объём инвестиций компании «Байкалэнерго» (ГК «ЕвроСибЭнерго») в жилищно-коммунальную сферу города Саяногорска к 2016 году превысит 110 миллионов рублей. По словам директора обособленного подразделения «Саяногорские тепловые сети» ЗАО «Байкалэнерго» Михаила Алфёрова, эти средства не только окупятся, но и станут залогом дальнейшей стабильной работы энергетиков в самом промышленно развитом городе Хакасии.

– Михаил Алексеевич, сферу ЖКХ часто сравнивают с «чёрной дырой»: сколько в неё ни вкладывай денег – они исчезают бесследно. Ваша компания в Саяногорске работает уже ровно 3 года. Есть отдача от вложений?

– Действительно, в январе 2012 года компания «Байкалэнерго» впервые появилась на рынке коммунальных услуг города Саяногорска. Местной сферой ЖКХ мы начинали управлять с договора аренды, а спустя год подписали одно из первых в Сибири концессионных соглашений на управление муниципальными коммунальными сетями и объектами инфраструктуры ЖКХ. В соответствии с ним на ближайшие 30 лет мы взяли на себя ответственность за жизнеобеспечение города с населением в 60 тысяч человек. На тот момент мы понимали, что говорить о быстрой отдаче вложений нам долго ещё не придётся.

– Всё было так плохо?

– Ком проблем в Саяногорске накапливался годами. Десятилетиями, можно сказать. Ветхость сетей была просто ужасной, было довольно много порывов – что на тепловых, что на водопроводных сетях. Горячая вода из кранов бежала коричневого цвета. Городские предприятия ЖКХ – МУП «Енисейводоканал» и МУП «Тепловые сети» – находились в процедуре банкротства. Ремонтом и обновлением оборудования они уже не занимались. И только в капитальный ремонт оборудования, не считая текущего, «Байкалэнерго» сразу вложило 20 миллионов рублей. Это был рекорд для Саяногорска. Лето здесь хоть и длиннее, чем в Иркутске, но для подготовки города к зиме времени катастрофически не хватало. И всё же нам тогда удалось в корне переломить ситуацию. Мы восстановили качество горячей воды, поменяли почти 1,5 километра тепловых сетей, сформировали аварийные бригады и оснастили их. Лучше решать все эти проблемы летом, чем отключать целые микрорайоны зимой. 

– Считается, что безаварийное прохождение отопительного сезона – один из главных показателей в работе ресурсоснабжающих компаний. Как в этом году обстоят дела с готовностью к зиме?

– Постучим по дереву. За всё время нашей работы в Саяногорске серьёзных аварий при подаче тепла в город в зимний период не возникало. Уже в 2013 году мы вошли в зиму более спокойно. В плановом порядке провели ремонты и полностью заменили ещё 1,5 километра тепловых сетей. Стоит отметить, что до нас в Саяногорске никто не менял трубы, их просто бесконечно латали. Причём мы не просто меняли старые трубы, но и перешли на новый, более качественный тип изоляции, чтобы снизить потерю тепла в сетях. Некоторые работы в городе вообще проводились впервые. К ним относится, например, замена привычных стальных труб на полиэтиленовые. Начиная с 2012 года ежегодно мы планируем менять по 4 процента сетей.

– И как же окупаются все эти расходы?

– Здесь много факторов. Бывает дешевле один раз всё хорошо откапиталить, чем несколько раз тратиться на мелкие ремонты. Мы и дальше будем вкладывать деньги в замену сетей, но при этом мы научились ещё и экономить, снижать свои издержки. Это очень важно. 

– Как это – экономить на коммуналке? Вы же только что говорили, что средства в городское хозяйство вам приходится дополнительно инвестировать. Так экономить или тратить?

– И то, и другое. Вот возьмём, к примеру, наш проект по рабочему посёлку Черёмушки, который входит в состав Саяногорска и находится в 30 километрах от него, у самого подножия Саяно-Шушенской ГЭС. Теплоснабжением посёлка с момента его основания там занимались две электрокотельные. Как это ни странно звучит для посёлка, где живут работники крупнейшей в России ГЭС, электроэнергия там сегодня является самым дорогим видом топлива, дороже, чем уголь. Местность в Черёмушках, к сожалению, не по­зволяет там поставить другие источники тепла. Мы проанализировали ситуацию в посёлке, проанализировали загрузку на обоих источниках. Анализ показал, что одна электрокотельная может полностью обеспечить качественное теплоснабжение всего населённого пункта. Но так как контуры котельных были абсолютно независимыми, нам пришлось построить так называемую 500-метровую перемычку между сетями этих двух электрокотельных. Это позволило всю нагрузку по снабжению посёлка теплом и горячей водой переключить на одну котельную. Мы уже год отработали в данном режиме. И за прошедший отопительный период 2013-2014 годов мы ни разу не включали вторую котельную. Эффект от экономии электричества и прочих расходов, связанных с обслуживанием уже не двух, а одной котельной, по году составил почти 20 миллионов рублей. Причём размер общих капитальных вложений в проект составил всего 19 миллионов. Срок окупаемости получился чуть больше года.

– А можете привести ещё подобные примеры?

– В этом году мы совершили ещё одну маленькую техническую революцию в Саяногорске – приобрели 20 новых импортных насосов для фильтровальных станций города. Кстати, впервые за 40 лет. С 1972 года насосное оборудование в Саяногорске не менялось. Так вот, новый насос благодаря автоматике сам регулирует свою производительность. Если потребление воды жителями растёт, насос повышает свою нагрузку, если потребление воды падает – нагрузка снижается. То есть, на холостом ходу, как это было раньше, насос уже не работает. Необходимое давление в системе поддерживает автоматика. В результате перегрузок больше нет, а это, естественно, продляет срок службы оборудования и снижает затраты на его ремонт и замену. Причём новое оборудование не требует уже и постоянного присутствия обслуживающего персонала – ручной труд высвобождается. В общем, только прямая экономия от замены старых энергоёмких насосов на новые составляет для нас по одному миллиону рублей ежемесячно. Для города и его жителей это ещё и повышение надёжности водоснабжения, повышение качества услуг.

– Известно, что в финансировании этого проекта вам помогали городские власти. Как дорого обошлась вам покупка новых насосов?

– Нам не только городские власти помогали, но и республиканские. Мы с самого начала участвуем практически во всех программах: федеральных, республиканских и городских. Мы же управляем муниципальным, городским имуществом, несём за него ответственность. Администрация Саяногорска это понимает и активно подключается ко всем программам, в том числе и федеральной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», которая успешно работает в 

Республике Хакасия. По данной программе в период 2014-2015 годов мы планируем потратить в общей сложности 43 миллиона рублей. 29 миллионов выделены из бюджетов различных уровней: это бюджет муниципального образования «город Саяногорск» и республиканский бюджет. 14 миллионов – это  собственные средства нашей компании, компании «Байкал­энерго». И это всего лишь один из наших совместных проектов. Кстати, первый опыт был именно с электрокотельными посёлка Черёмушки. Там тоже было софинансирование с бюджетов всех уровней. Так что администрация Саяногорска в нашем лице только союзника нашла.

– А горожане, рядовые потребители, что при этом чувствуют? Если в результате такой экономии себестоимость вашей продукции снижается, то и коммунальные тарифы для населения должны снижаться? 

– Скажем так: реализовав конкретный проект в Черемушках, сложив мощности двух электрокотельных, мы ушли от так называемых выпадающих доходов. В данном случае хорошо сэкономил бюджет Республики Хакасия – он вложил в перемычку 8 миллионов рублей, но сохранил при этом порядка 30 миллионов. Выпадающие доходы по теплоснабжению посёлка Черёмушки теперь исключены, и мы их из бюджета уже не получаем. Подходим к экономически обоснованному тарифу. Но в любом случае, наш тариф не растёт резко, держится даже ниже уровня инфляции. Население от этого тоже выигрывает. Ну, а самым наглядным примером того, как потребители оценивают сейчас нашу работу, является, например, скорость ремонтов. Мы же не только в оборудование вкладываемся, мы покупаем новую спецтехнику. На момент нашего прихода в Саяногорске даже самой необходимой не было, то есть кранов, экскаваторов, манипуляторов. Мы всё это приобрели, и сейчас скорость устранения каких-то непредвиденных дефектов значительно выросла. Далее, жители оценили то, что мы сократили время останова тепловых сетей. Такие остановы необходимы для ремонта не только сетей, но и котельного оборудования, которое без остановки нельзя отремонтировать. Раньше срок таких «каникул» без горячей воды для саяногорцев затягивался, бывало, и до месяца. Сейчас мы этот период сокращаем – две недели, десять дней.

– Остались ли в Саяногорске проблемы, которые вам решить так и не удалось?

– Мы работаем постоянно, и проблем хватает. Например, пресловутые неплатежи населения по квартплате. Они растут с каждым годом, несмотря на все наши старания. До прихода компании «Байкалэнерго» в Саяногорск горожане все свои жилищно-коммунальные платежи осуществляли в кассы управляющих компаний. А те, в свою очередь, потом платили нам за коммунальные услуги. Деньги, скажу прямо, до нас доходили не в полном объёме и не в срок. Мы внедрили в Саяногорске систему, которая себя достойно зарекомендовала в Иркутске. Для расчёта оплаты и сбора денежных средств за коммунальные услуги  был  создан единый «Саяногорский расчётно-кассовый центр». Все потребители сейчас рассчитываются с нами напрямую. И если на момент нашего прихода собираемость платежей была ориентировочно 65 процентов, то на сегодняшний день мы добились собираемости в 92 процента. На следующий год планируем выйти на 94. 

– Неужели горожане только из-за этого задумались о дисциплине платежей?

– Люди просто понимают, за что именно они платят. Хотя злостные неплательщики никуда не делись. В этом году для борьбы с ними мы были вынуждены пойти на кардинальные меры – стали производить отключения внутри многоквартирных домов. То есть если раньше люди надеялись и думали, что мы этого не можем сделать, то теперь мы всех убедили в обратном. Кстати, это мероприятие буквально за неделю нам реально повысило процент сборов.

– Возвращаясь к вопросу об инвестициях и окупаемости. Какие планы на следующий год у вашего предприятия?

– К настоящему времени инвестиции, то есть капитальные вложения в предприятие, составили 86 миллионов рублей. Для сравнения, все доходы бюджета Саяногорска в 2015 году составят 825 миллионов. В 2015 году мы планируем потратить на инвестиции ещё 25 миллионов рублей. Скажу сразу, мы оцениваем инвестиции не в разрезе «много» или «мало», а столько, сколько нужно. Если проект эффективный, если проект окупаемый, то неважно, сколько он стоит. Главное, чтобы он укладывался в рамки окупаемости в нашей компании «Байкалэнерго». Если проект, условно, стоит 200 миллионов, и он окупается в течение 5 лет, значит, он будет реализован. Этот наш подход, кстати, разделяет и глава республики Хакасия Виктор Зимин.  Нам поступило предложение от него взять в управление сферу ЖКХ ещё одного города республики – города Сорска. Там сейчас очень низкое качество теплоснабжения. Сейчас мы плотно прорабатываем этот вопрос, детально его изучаем. Как видите, нам доверяют! А значит, мы и дальше будем закрепляться в Хакасии. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры