издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Большие перемены

За 10 лет в Иркутской области будет построено 67 школ

Совсем скоро начнётся новый учебный год и вместе с ним – новый этап в жизни мальчишек и девчонок, которые сразу же перестанут быть просто детьми и станут школьниками. А в регионе стартует новый долгосрочный проект «Большая перемена», в рамках которого за 10 лет будет построено 67 школ. В нынешнем учебном году начнётся строительство 13 новых школ и будет завершено три долгостроя – в Ангарске, Усть–Уде и Новочунке. Об этом сообщила и.о. министра образования Иркутской области Елена Осипова.

В Иркутской области стартовал долгосрочный  проект «Большая перемена», который регион будет реализовывать совместно с федеральным центром. Он будет реализовываться с 2016 по 2025 год при условии федерального софинансирования. В рамках этого проекта, по всей стране планируется направить 3 трлн. рублей на введение новых мест в школах. 

С 2015 по 2020 год во всех школах страны должна быть отменена третья смена, там, где она имеется. Кроме того, 1–4 классы и 10–11 классы должны будут учиться только в одну смену. Проблема с местами в школах наиболее остро стоит в городе Иркутске и Иркутском районе, поэтому основные усилия региональных властей, в первую очередь, будут приложены на улучшение ситуации именно в этих муниципалитетах. Второй этап  – 2021–2025 год, когда на обучение в одну смену должны перейти школьники 5–9 классов. 

Одной из основных задач проекта остаётся строительство новых  школьных зданий, взамен ветхих, износившихся строений. На первом этапе будут заменены здания, степень износа которых превышает 70%, на втором – 50%. 

– Эти задачи уже сегодня обсуждаются при формировании бюджета Иркутской области, – отметила Елена Осипова. – На ближайшие десять лет нам необходимо 5,6 млрд. рублей. Эта задача ещё более сложная, более глобальная, чем обеспечение местами в детских садах дошколят. 

Анализ действующей сети образовательных учреждений показал, что региону требуется более 30 тысяч новых школьных мест. Всего в рамках проекта «Большая перемена» за десять лет планируется  построить 67 школ, из них 41 – в городах и 26 – на селе. Ещё 12 школ подлежат реконструкции с сооружением новых пристроев, капитальный ремонт запланирован в 135 школах. В итоге, в течение 10 лет будет введено 30260 ученических мест. 

Если говорить о ближайшей перспективе, в 2016 году начнётся строительство 16 школ, включая три долгостроя, которые будут завершены. На повестке дня  завершение строительства  школы в 7–м микрорайоне Ангарска,  в посёлке Усть–Уда, в Новочунке. Кроме того, планируется построить четыре новые школы в Иркутске. Участки выделены  в Юбилейном, Радужном, на Синюшиной Горе и в Нижней Лисихе.  

По одной школе запланировано построить в Черемхово, посёлках Покосный и  Усть–Ордынский.  В Иркутском районе запланировано строительство школы в Хомутово, Марково, Молодёжном и посёлке Горячий Ключ. В Шелеховском районе здания будут возведены в посёлках Подкаменный и Шаманка. В Бодайбинском районе будет построена школа в Мамакане. 

– В Ангарске мы вышли на конкурсные процедуры, – заметила Елена Осипова. – Думаю, они будут завершены к концу ноября. Средства на начало работ по реконструкции в объёме 55 млн. рублей предусмотрены в местном и региональном бюджетах. Надеюсь, в следующем году мы школу, наконец–то сдадим.

Елена Осипова рассказала, что одним из условий вступления в программу является наличие демографического прогноза в конкретном населённом пункте и устойчивый рост числа школьников. Ещё одно требование – применение типовых проектов быстровозводимых зданий. На селе будут отдавать предпочтение строительству зданий–трансформеров, которые могут служить и школами и детскими садами, в зависимости от необходимости, либо сочетать в себе обе функции. В регионе такой опыт уже есть, именно по принципу трансформеров работают школы в Тургеневке и Булусе. 

Школы в Булусе и Тургеневке известны не только более гибким подходом, но ещё и тем, что возведены они были в рекордно короткое время. По словам и.о. министра образования, теперь такой подход будет применяться к любому строительству. Ожидается, что здания будут возводиться максимум в течение одного года. Кстати, школьные спортивные залы и стадионы должны будут стать спортивными центрами посёлков. В качестве примера можно привести школу в Мамакане, которая проектируется именно с таким прицелом. А пока, осенью этого года новые школы откроются в Качуге и Заларях. 

Что касается  других нововведений, которые уже с 1 сентября изменят жизнь школьников,  основным из них остаётся введение нового федерального стандарта для учебной программы пятых классов. 

– Ребята, которые с первого класса начали учиться по новым образовательным стандартам, подошли к пятому классу. К этому мы готовились долго. Повышали квалификацию педагогов, закупали новые учебники, меняли оборудование в школах, потому что основная задача новых стандартов – научить ребёнка успешно встраиваться в нынешнюю социально–экономическую ситуацию, строить коммуникации, работать с информацией. 

С этого учебного года вступают в силу некоторые изменения санитарных норм. Например, это требование к наличию парковки около школы, прежде всего, если в ней учатся ребята–инвалиды. Однако, это «задача на перспективу», по выражению Елены Осиповой. Выполнять её придётся совместно с руководством муниципалитетов. Кроме того, нужно серьёзно увеличить площадь раздевалок при школьных спортзалах.  

Из новых тенденций также можно назвать разворот в сторону нормирования и снижения учебной нагрузки на школьников. Более предметно речь идёт о начальной школе. Например, у первоклассника должно быть не больше четырёх уроков в день и лишь один раз в неделю может быть добавлен пятый урок, если он изучается «по выбору». Теперь санитарными нормами ограничивается использование интерактивной доски. В начальной школе каждый ребёнок должен работать с ней не  более пяти минут в течение одного урока.  

Объём домашних заданий также снижается. Ученики 2–3 классов теперь должны тратить на него не более 1,5 часов, ученики 4–5 классов – не более 2 часов, дети из 6–8 классов – 2,5 часа, и наконец старшеклассники – 3,5 часа и не более того. «Расписание уроков рекомендуется составлять таким образом, чтобы самые сложные предметы не дублировали друг друга и не перегружали наших школьников», – добавила Елена Осипова. 

Отдельная тема – школьная форма. На сегодня школьный костюм из полиэстера стоит от 2800 до 3500 рублей. Если костюм сшит из тканей, рекомендованных для школьной одежды санитарными нормами, стоимость его будет ещё выше, примерно 4700 рублей. 

– Мы работаем в тесном контакте с нашими местными производителями, – говорит Елена Осипова. – У большинства из них есть бонусные программы для поддержки тех школьников и родителей, которые в этом нуждаются. Кроме того, региональный бюджет компенсирует малообеспеченным группам населения 1000 рублей на приобретение формы один раз в два года. Конечно, эта мера не может компенсировать все затраты в полном объёме, но она стабильно работает. 

На приобретение учебников из бюджета в 2015 году было направлено 416 млн. рублей. Кстати, в этом году норматив на учебные расходы в Иркутской области был увеличен в два раза. По статистике министерства образования, более 300 млн. рублей муниципалитеты уже направили на обновление фондов школьных библиотек. Можно сказать, что повышение нормативов – это суровая необходимость, ведь  после повышения цен на бумагу, стоимость одного комплекта учебников для старшеклассников приблизилась к 6000 рублей. 

– Держим эту тему на контроле, – говорит Елена Осипова. – Министерством образования РФ уже рекомендовано использовать электронные версии учебников, которые сейчас прилагаются к обычному бумажному его варианту. 

На сегодняшний день не найден механизм защиты авторских прав на электронную версию учебников. «Это не диск, это электронный учебник, который вкладывается в планшет, – рассказала Елена Осипова. – Очень сложно проследить за соблюдением авторских прав. Именно эту проблему сейчас решают на уровне министрества образования. В любом случае, у нас не будет перекоса только в одну сторону, дети смогут выбирать – использовать им электронный учебник или бумажный». 

По данным регионального министерства образования, школы Иркутской области почти на 98% обеспечены традиционными, бумажными учебниками. Сейчас в  библиотеках  идёт замена книг, которые служат детям более пяти лет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры