издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не эксперимент, а жизненная необходимость»

ПАО «Иркутскэнерго» принадлежат три дочерние компании, которые занимаются управлением многоквартирными домами, – УИ «ЖКХ-2008» в Усть-Илимске, УК «ТВК» в Усолье-Сибирском и УК «Энергия» в Иркутске. Зачем энергокомпании понадобилось заходить на рынок управления жилищным фондом, как происходит переход на прямые расчёты за услуги ЖКХ, рассказал в прямом эфире радио «Комсомольская правда» начальник отдела по работе с предприятиями ЖКХ ПАО «Иркутскэнерго» Константин Маркелов.

– Константин Геннадьевич, расскажите о масштабах вашей работы?

– У «Иркутскэнерго» три дочерние управляющие компании, самая молодая из них – УК «Энергия» – показывает хорошую динамику развития, в её управлении на сегодняшний день находятся 62 многоквартирных дома в Иркутске, УИ «ЖКХ-2008»занимает 90% всего рынка управления МКД в Усть-Илимске, УК «ТВК» обслуживает около 40% всех многоквартирных домов в Усолье-Сибирском. Все наши компании выполняют стоящие перед ними задачи в разных условиях, но наиболее успешная модель, на мой взгляд, сложилась в Усть-Илимске, считаю ООО «УИ «ЖКХ-2008» одной из лучших компаний в сфере управления многоквартирными домами в области.

– С какой целью «Иркутскэнерго» создавало эти компании?

– Здесь причин несколько. Это, во-первых, желание сосредоточить процессы в одних руках, начиная с выработки коммунальных ресурсов и заканчивая расчётами с конечными потребителями. В частности, Усть-Илимская управляющая компания выгодно отличается от других ещё и тем, что там сети, ТЭЦ, ГЭС, «Водоканал» и управляющая организация – всё сосредоточено в одних руках. К примеру, подрядные работы по обслуживанию внутридомовых систем выполняет УИ ТЭЦ – и это положительно сказывается на регулировке всей системы теплоснабжения в целом, способствует оптимизации и экономии ресурсов.

Вторая, не менее важная, причина – расчёты, финансовая дисциплина. Известно, что некоторые управляющие компании вольно обращаются с собранными за тепло и горячую воду деньгами. В частности, в Усолье-Сибирском в своё время была сложная ситуация с ростом долгов, жители одного дома получали по две-три платёжки от разных управляющих компаний. Пытаясь как-то повлиять на ситуацию, приобрели компанию «ТВК». Тогда, это были 2012–2013 годы, удалось изменить ситуацию и остановить передел рынка управления жильём, прекратить коммунальные войны, можно сказать. Не говорю, что это исключительно наша заслуга, все приложили усилия – и министерство, и администрация, но и мы тогда немало для этого сделали. И это, в свою очередь, и на укрепление финансовой дисциплины повлияло.

Если говорить об «Энергии», то она была учреждена в конце 2012 года для замещения по мере возможности и способностей проблемных управляющих компаний. В качестве примера могу привести такие организации, как «Сибирская» и «Приморская», которые накапливали просто сотни миллионов долгов, и бороться с этим было достаточно сложно. В настоящее время все три наши компании свои основные задачи выполняют, и всё идёт своим чередом.

– Чем ваша управляющая компания, к примеру, УК «Энергия», отличается от десятков других, которые в том числе работают в Иркутске?

– «Энергия» работает по всем стандартам «Иркутскэнерго» – полностью прозрачная, все планы, основные организационные моменты утверждаются правлением компании. Деятельность контролируется не только контролирующими органами, но ещё и самими учредителями. То, что «Энергия» входит в группу компаний «Иркутскэнерго», во многом помогает ей в повседневной работе, но и спрос с неё соответствующий.

– Как вы относитесь к тенденции перехода на прямые расчёты платежей, минуя управляющие компании?

– Здесь надо уточнить: речь идёт не о прямых расчётах, а о прямых договорах, это немного разные вещи.

В любом случае, я, как жилищник, к этому очень положительно отношусь и думаю, со мной согласится любой руководитель УК. Ведь по общему правилу в части снабжения населения коммунальными ресурсами управляющие компании являются посредниками. Но здесь уже в самой системе заложена убыточность УК – они должны покупать ресурсы, к примеру, за сто рублей, продавать их за столько же и отдавать поставщикам те же сто рублей, а по факту получается, что часть оплаты уже теряется хотя бы на той же банковской комиссии. Кроме того, управляющая компания несёт затраты, связанные с разными сопутствующими мероприятиями – начислениями, взысканием задолженности и другими. Но основная проблема в том, что добиться стопроцентной оплаты крайне сложно, и в итоге копятся долги. Для добросовестной и прозрачной управляющей компании это серьёзная головная боль.

– Вопрос от слушателя: «Наш дом обслуживает УК «Приоритет». Счётчики, которые у нас установлены, показывают 3,5 кубометра горячей воды, а УК ещё добавляет к этому объёму 2,4-2,5 кубометра воды». Скажите, как эксперт, почему так происходит?

– Прежде всего вопрос нужно адресовать УК «Приоритет», почему она это делает, но я всё-таки прокомментирую, потому что такого рода вопросы поступают очень часто. Надо сказать, структура начисления платы за ОДН (общедомовые нужды) менялась с 2006 года пять раз, и потребителям стоит знать, что по действующей на сегодняшний день методике управляющая организация не может начислять и распределять всю эту дельту, разницу между показаниями общедомового счётчика и суммой показаний индивидуальных приборов в доме. Начисление ОДН ограничено нормативом, то есть нельзя начислить оплату выше установленного предела, и здесь надо выяснить, не превышен ли этот предел. Можно обратиться с жалобой в региональный Госжилнадзор – но надо понимать, что это крайняя мера. Я бы призвал не торопиться писать жалобы, потому что это может закончиться штрафными санкциями, и эти штрафы выплачиваются из вашей же квартплаты, так как своих денег у УК нет. Поэтому лучше сначала сходить в свою УК, поговорить с ними, выяснить всю ситуацию, если не найдёте взаимопонимания, тогда уже можно обратиться в жилищную инспекцию. Тем более ей сейчас даны полномочия по проверке начислений, они всё проверят, проанализируют и дадут ответ, правильно или неправильно вам начисляется оплата.

– В 2014 году в Усть-Илимске вы решились на эксперимент, когда собственникам квартир предлагалось самим выбрать тариф – «эконом», «средний» и «люкс». Что это был за эксперимент и что он показал?

– Это был не эксперимент, по сути это была жизненная необходимость.

В 2013 году Усть-Илимск жил по тарифам, утверждённым городской администрацией ещё в 2008 году, там была своя история с индексациями, перерасчётами, но тем не менее в итоге вернулись именно к такому размеру оплаты. В нашей отрасли, единственной из всех, действует подход, при котором, как я говорю для простоты понимания, цена утверждается общим собранием покупателей. Покупатели вообще не спешат утверждать новые цены, и Усть-Илимск в этом отношении ничем не выделялся, и если бы всё оставили, как есть, то так и жили бы на этом тарифе. Но жизнь идёт, все цены выросли в разы, вот и было принято решение выйти с предложением к собственникам жилья об установлении новых тарифов. Конечно, это была инициатива управляющей организации, чего уж здесь скрывать? Разработали три варианта тарифов, мы не называли их «средний», «люкс» или «премиальный», нет, всё было проще: первый, назовём его «базовый», второй и третий. «Базовый» тариф предусматривал, по большому счёту, только содержание общего имущества: это был такой основной набор работ и услуг по содержанию – типовые услуги по управлению домом, уборка, вывоз мусора, обслуживание внутридомовых систем и так далее, текущий ремонт в этот тариф не входил. Второй тариф – это, так скажем, «базовый плюс», в этот тариф уже входили работы по текущему ремонту: по выбору заказчиков это частичный ремонт кровли либо ремонт одного подъезда. Третий тариф – «базовый плюс» текущий ремонт, плюс элементы благоустройства: детские площадки, тротуары, скамейки и так далее. В итоге часть населения осталась на «базовом» тарифе, часть выбрала второй вариант, ну и небольшая часть выбрала третий тариф. Что из этого получилось? В качестве примера можно привести сильные дожди прошлым летом, помните, когда кровли протекали? Так вот там, где собственники выбрали второй тариф или третий, у них ни одна кровля не протекла, а те, кто остались на «базовом», столкнулись с проблемой протечек крыши. Ну и, конечно, удалось не допустить обветшания жилищного фонда. К слову, этот опыт был повторён: в конце прошлого года индивидуальный тариф был утверждён собственниками 70 многоквартирных домов Усть-Илимска.

 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер