издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мария Пастухова: «Судьба сама определила, кем мне быть»

  • Автор: Мария НИКУЛЬШЕЕВА

Труженица тыла, ветеран Великой Отечественной войны и энергетики Мария Пастухова готовится 7 июля праздновать 90-летний юбилей. Чуть меньше полувека она проработала на ТЭЦ-12 в Черемхове (станция в июле тоже отметит красивую дату – 85-летие). Вся история теплоэлектростанции тесно и неразрывно связана с судьбой нашей героини, которая сейчас живёт в Иркутске. Подробности тех страшных военных и послевоенных дней в интервью «Сибирского энергетика».

Мария Пастухова родилась 7 июля 1927 года в селе Масляногорск, что в 60 километрах от станции Зима. Выросла она в крестьянской семье, где помимо неё было еще семеро детей. Одна из сестёр Марии – Валя – умерла в трёхлетнем возрасте от скарлатины. Образование детям семьи Пастуховых досталось очень сложно – в деревне работала лишь начальная школа, дальше они продолжали обучение в школе-семилетке, до которой приходилось добираться пешком 12 километров.

В жизнь семьи Пастуховых война внесла свои коррективы. «Я, как сейчас, помню тот день, когда объявили войну, – вспоминает Мария Егоровна. – Единственное радио на всю деревню разнесло страшную весть. В тот же день со всех дворов собрали лошадей, запрягли и молодых парней повезли в зиминский военкомат. Старшего брата, Сергея, который только в ноябре 1940 года закончил службу в армии, сразу забрали на фронт, второй, Николай, и третий, Пётр, отправились на фронт вслед за братом. Живым никто не вернулся».

В семье Маша осталась за старшую, так что в военные годы на её плечи легла обязанность следить за младшими.

– Очень тяжело было жить в войну, – рассказывает Мария Пастухова. – Одна за другой пришли похоронки, и мама, которая и без того была изработанная, совсем сдала и стала всё время болеть. Колхоз наш был очень бедный, за всё это время я не помню, чтобы колхозники что-нибудь получали доброе. Отца моего на фронт не взяли, потому что он не подходил по возрасту, но мобилизовали в трудармию восстанавливать мосты.

Через некоторое время девушку взяли в шахтовую школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) в Черемхове. «Получается, судьба сама определила, кем мне быть, я не хотела уезжать из родительского дома, но разве тогда спрашивали? Было военное положение, стране нужны были трудовые силы. Со временем я втянулась, кормили нас тогда хорошо, учиться было интересно», – вспоминает наша собеседница.

И в ноябре 1943 года, получив профессию горэлектромеханика, девушка начала работать на шахтах Черемховской ЦЭС (переименована в ТЭЦ-12 в 1963 году, когда ЦЭС была принята на баланс РЭУ «Иркутскэнерго». – Авт.). Молодой девушке доверили работу на лебёдке: мужчины грузили вагонетки углём, выводили их из забоя, а после этого наша героиня спускала вагонетки вниз, отправляя их на центральную линию. Работа эта была грязной. Лицо, руки и одежда постоянно были чёрными из-за угля.

В апреле 1945 года, когда война близилась к концу, в семье Пастуховых произошла трагедия. Отец погиб при строительстве Зиминского моста, на него упала балка. Чтобы как-то помочь семье, Мария Пастухова сменила шахту на зольную (горячий цех) – вычищала печи от золы и получала за это 1,2 килограмма хлеба. Она экономила хлеб, из которого сушила сухари и отправляла их родным в Зиму, договариваясь с проводниками. После смены девушка помогала в столовой – чистила картошку, за что ей отрезали краюхи от хлебных булок, которые она тоже отправляла семье. Так, находясь далеко от дома, пусть немного, но помогала девушка своим младшим братьям и сёстрам.

Самым сложным для Марии Пастуховой было работать на водосмотре, где она трудилась с 1945 по 1951 год. Приходилось стоять на самой высокой точке ЦЭС и регулировать количество воды в котлах. Это очень ответственная работа, нельзя было даже немного отвлечься: «Мне до сих пор иногда снится, что я упустила или перекачала воду. А ведь, если упустишь эту воду, котлы могли взорваться, а если перекачаешь – турбины могли сломаться. Всё было вручную, это сейчас везде автоматика. Любая мелочь могла привести к аварии».

Неженский труд в энергетике

Военные годы, конечно, были тяжёлыми, но и послевоенные не легче. Центральная электростанция долгое время находилась на военном положении. «В других городах сняли военное положение, а у нас оно было ещё года три после войны: опасались, что могут шахты взорвать, тщательно проверялся персонал, чтобы никто не смог пронести взрывное устройство. Года три после окончания войны в Черембасе был бардак. А объясняется это просто: не хватало рабочих рук, сюда отправляли много людей, в том числе бывших заключённых, – вспоминает Мария Егоровна. – Я тогда была добровольным народным дружинником по охране общественного порядка».

Женщина показала красную корочку – удостоверение, которое давало ей право при задержании нарушителей порядка требовать предъявления документов, составлять акты и даже доставлять нарушителей в сельский совет или в милицию. «В 1962 году с моей помощью удалось разоблачить три банды, которые нападали на людей и грабили их», – смеётся маленькая хрупкая женщина.

Рабочий день вместо восьмичасового был по 12 часов, а то и больше, работать было некому, так что приходилось стоять по две смены, без выходных. Когда война закончилась, многие женщины пошли в декрет. «Ночь отработаю, приду, лягу спать, приходят и говорят снова выходить на дежурство, потому что у тех или иных заболели дети. Ходишь по площадке и стараешься не садиться, как сядешь, так тебя в сон клонит. Я брала с собой бочонок с водой, обольёшься, обмоешь себя, и сон пропадает».

С 1944 по 1951 год на площадку электростанции поступали энергопоезда производства американской фирмы «Вестингауз» для снабжения электроэнергией предприятий города. Установленная мощность электростанции вместе с энергопоездами выросла до 17000 кВт. Параллельно с монтажом энергопоездов проводились работы по расширению и реконструкции стационарной электростанции.

Со своим будущим мужем наша героиня встретилась, уже работая на ТЭЦ. Они познакомились, полюбили друг друга, а позднее у них родилась дочь Наташа. Когда дочке было восемь лет, муж умер, и женщина так и не вышла больше замуж.

«В 1951 году я окончила дополнительные курсы повышения квалификации, сдала на «отлично» все экзамены, и меня перевели на щит управления станцией. Там было чисто, при этом, хоть и было легче, работа была такой же опасной», – говорит собеседница издания.

Новая работа показалась женщине настоящим отдыхом по сравнению с шахтами и котлами. В обязанности дежурной главного щита управления входило следить за мнемонической схемой, контролировать все приборы и записывать показания, подсчитывать электроэнергию и тепло. На этой работе от Марии Пастуховой требовались крепкие нервы. Любая неполадка – и система переключалась в аварийный режим, оглушая всё вокруг громкими сигналами и приглушая освещение. К такому было тяжело привыкнуть, поэтому многие не задерживались на щите управления.

В 1963 году Черемховская ЦЭС была принята на баланс РЭУ «Иркутскэнерго» и переименована в ТЭЦ-12. Именно Марии Пастуховой доверили готовить молодых специалистов для работы в котельных и родном электротехническом цехе. И неспроста, ведь у женщины был большой стаж и пятая – высшая – группа по технике безопасности. Стажировку проходили студенты-практиканты из Ангарского энергоколледжа и политехнического института. Кроме того, женщина активно участвовала в общественной деятельности. Так, на ТЭЦ её выбрали общественным контролёром торговли. Мария Пастухова имела право проверить работу любого магазина, реагировала на жалобы, связанные с обсчётами.

Праздник со слезами

Так получилось, что единственная дочь Марии Егоровны Наталья, геолог, младший научный сотрудник лаборатории, заболела и умерла от рака 9 мая 1988 года. Зять, не оправившись от потери, ушёл из жизни спустя два года, прихватило сердце. Поэтому внучку Ирину с шести лет женщина воспитывала одна. В 1988 году уволилась с ТЭЦ-12, переехала в Иркутск и устроилась паспортисткой в кооператив, проработала ещё 20 лет и посвятила себя внучке. Они до сих пор живут вместе, только в семье появились муж Ирины и правнук Вадим.

Из братьев и сестёр остался у Марии Пастуховой только один брат, живущий в Саратовской области. «Мы с братом остались одни, сейчас общаемся по компьютеру, слава богу, у него и у его семьи всё хорошо», – говорит Мария Егоровна.

Нервная работа и печальные события в жизни не проходят бесследно. Праздник Победы уже много лет омрачён для Марии Пастуховой настоящей трагедией. Но всё-таки праздник есть праздник. Руководство «Иркутскэнерго» всегда поздравляет бывшую сотрудницу с 9 Мая, также о ней не забывает и коллектив ТЭЦ-12. Мария Пастухова с гордостью показала нам удостоверения «Ветеран войны», «Ветеран труда», «Ветеран энергосистемы», юбилейные медали Победы в ВОВ, а ещё письмо от президента России Владимира Путина ко Дню Победы.

Мария Пастухова вспоминает, как раньше ветераны, живущие в микрорайоне Первомайский, часто собирались, общались. Сейчас же от прежней компании осталась она одна. Но сильная духом женщина не унывает. «Одно меня беспокоит, что я не успела получить квартиру для внучки», – говорит Мария Егоровна.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры