издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Туда, где мёдом намазано

14 августа отмечался Медовый спас, народный и православный праздник, знаменующий начало Успенского поста. В наших краях живёт немало пасечников, что разводят пчёл и кормят нас вкуснейшим медом. Кстати, считается, что самый полезный мёд – «свой», то есть собранный на родной земле. Наши корреспонденты отправились на пасеку близ села Оёк – понаблюдать за пчёлами, за процессом качки мёда, послушать занятные рассказы о бытоустройстве пчелиной семьи. Заниматься пчеловодством в Сибири не так уж легко – и из-за климата, поздней весны и короткого лета, и из-за недостатка, например, донниковых полей. Но, фанаты своего дела, пасечники не сдаются и так же верно и преданно служат пчёлам, чтобы мы зимой кушали вкусный мёд, вобравший все волшебные ароматы лета.

«Снять» рой

– Вот эти яйца маточка снесла сегодня, – иркутский пасечник Иван Бойцов осторожно показывает нам крохотные, хрупкие личинки, из которых вскоре «прорежутся» новые пчелиные жизни. – Матка одна на весь улей, пчёлы её берегут. 

– И она ничего не делает? Только рожает?

– Это тоже большой труд. Матка – царица, королева, она единственная, её кормят, поят, чистят, греют. Но вся её жизнедеятельность подчинена интересам семьи. Матка может жить 5–7 лет, но через год-два её необходимо менять. В активный период матка несёт в сутки до 2 тысяч яиц, за жизнь – несколько миллионов, и она быстро вырабатывается. А когда стареет, яиц начинает нести мало. Наиболее продуктивный возраст матки – 1 год, хотя и на второй год жизни матка ещё хорошая. А когда пчёлы решают сменить матку, то строят мисочку, куда матка кладёт яйцо. Пчёлы заливают это яйцо огромным количеством маточного молочка, в котором оно практически плавает. И перед тем, как выведется новая маточка, новая королева в этой семье, старую матку пчёлы уничтожают и всё. Они просто все свои вопросы решают. А новая уже летит на спаривание с трутнями. Отношения у них полигамные – партнёров-трутней у матки может быть несколько. Примерно неделю созревают яйца и затем она начинает откладывать их в ячеечки. И самое страшное для пчеловода – матку придавить. Поэтому работать необходимо бережно и аккуратно. 

Пчелиный улей – целостный биологический организм, по такому же принципу живут и муравьи. Корпоративные интересы или интересы большой трудолюбивой семьи – на первом месте. Но человек, пасечник – это у пчёл своего рода представитель небесной канцелярии. От пасечника зависит, как перезимуют пчёлы, не вымрут ли насекомые от голода и холода, пасечники лечат пчёл и при необходимости сокращают или увеличивают количество рамочек в улье. 

У каждого свой путь к пчеловодству – кто-то наследует дело от родителей, кто-то неожиданно для самого себя обращается к увлекательному непрерывному процессу разведения пчёл. Иркутянин Иван Кириллович Бойцов вспоминает:

– В детстве мой отец держал пчёл, это было в Нукутском районе, в 17 километрах от Кутулика. И я после выхода на пенсию тоже начал готовиться к пчеловодству. Завёл немного ульев, мучил пчёлок, сам мучился, но постепенно дело пошло. Сегодня у меня 20 ульев. У нас даже сформировался свой коллектив пчеловодов из четырёх человек, мы на три летних месяца съезжаемся на одну пасеку, работаем посменно. Пасека у нас не стационарная, а переносная, перевозная, если можно так выразиться. 

В Приангарье последняя качка мёда приходится на середину августа

– Главные функции сменщиков-партнёров в чём заключаются?

– В первую очередь нужно охранять пчёл. Не так давно в Урике в усадьбу забрались воры и украли 6 ульев, а это ущерб на 60–70 тысяч рублей. Второе – в округе близ наших ульев нет воды, а пчёлкам вода необходима. В-третьих, в «ройливый» период (роевое состояние пчёл) мы следим за роями. Если увидим рой, свой или соседский, мы его «снимаем», есть соответствующие методики. Так друг другу постоянно и помогаем. 

Зачем в улье дармоед?

Пасека Ивана Кирилловича стоит близ жёлтых донниковых полей за селом Оёк. Считается, что донник – один из лучших медоносов в Сибири. 

– Когда мы в прошлом году искали место, то я спросил у тракториста, где они в прошлом году сеяли донник. Мы на это место съездили, посмотрели, нам всё понравилось. И мы уже знаем, где будем стоять на будущий год. При выборе места для пасеки мы обычно смотрим и окрестности, чтобы по долинкам и лощинкам росли дикоросы – дикие медоносные травы. Это может быть иван-чай, луговая мята, ещё одно интересное растение называется «зопник». Когда донник скосят, пчёлы летят уже на дикорастущие травы. Кстати, в пчелиной семье предусмотрено жёсткое разделение труда – есть пчёлы, которые занимаются только разведкой, они находят цветочные массивы, прилетают домой и рассказывают о них сородичам посредством танца. У пчёл хорошее обоняние, они цветочный массив чувствуют на расстоянии нескольких километров.

Если присмотреться к пчёлам в улье, то можно увидеть, как у некоторых особей по бокам словно крохотные ведёрки болтаются. Так выглядит собранная пыльца, которую пчёлы принесли с полей. Пыльца и нектар – два главных продукта, что пчёлы тащат в свой улей. Пыльца необходима пчёлкам для создания перги, это  смесь цветочной пыльцы, нектара и мёда. Добавляя чуть-чуть водички в эту смесь, пчёлы получают кашку, которой кормят своих маленьких деток в течение первых трёх дней. Затем те начинают питаться уже самостоятельно – нектаром. 

Пчёлы – товарищи на редкость трудолюбивые и вся их жизнь подчинена размеренному, распланированному, прописанному века и тысячелетия назад труду.  Исключение составляют лишь трутни, чья единственная функция – оплодо­творение матки. 

Иван Кириллович умело вычисляет такого парня в общем «котле». 

– Вы его уничтожили?!

– Да это ж дармоед! Таких пчёлы обычно сами из улья изгоняют. 

Повседневная жизнь улья – непрерывный, ни на минуту не затихающий процесс. Со стороны это движение кажется броуновским, и если человек с улицы видит здесь лишь суетливо копошащихся пчёл, то специалист наблюдает чёткую слаженную работу. В одном улье живёт около 30 тысяч пчёлок. Первые 3-4 дня после рождения пчела приводит себя в порядок – чистится, осматривается, затем приступает к общественно-полезному труду. В возрасте 3–6 дней пчела уже способна обогревать расплод и кормить взрослые личинки, помогать в постройке сот. С 6-дневного возраста она поит молочком личинок, а с 12–18 дней пчела интенсивно выделяет воск и сама строит соты. В пчелином улье есть уборщицы, сторожа, сборщики, распределение обязанностей жёсткое, кастовое, так уж устроен пчелиный социум. Одно из преимуществ такого расклада – стабильность, никаких тебе революций, дипломатических неувязок и санкций! 

Не хватает медоносов

Работа пчеловода длится круглый год, но особо напряжённый период – летний

Ни один пасечник не выйдет на пасеку без униформы и гостя не выпустит. Плотной ткани штаны и куртка, перчатки, маска с защитной сеткой – без этого к пчёлам лучше не показываться. Есть свои правила – например, нельзя вставать напротив лёта пчелы. Вообще, пасека – это место, где лучше быть предельно осторожным, не стоит совершать резких движений и тем более паниковать. 

– Всё лето мы следим, чтобы матка в улье была в целости и сохранности, чтобы шло развитие, чтобы хватало места и для пчелы, и для новой поросли, – говорит Иван Кириллович и при этом достаёт из улья рамки – одни из них на треть заполнены мёдом, другие наполовину, третьи – почти полностью. – А вообще работа  с пчёлами ведётся круг­лый год. И 2015-й год начался у меня на прошлой неделе, потому что вовсю идёт подготовка пчелиной семьи к зимовке. Очень важно, чтобы пчёлы хорошо перезимовали – с кормом, на соответствующих соках. Потому что если посередине рамки останется  очень белый, свежеотстроенный, холодный сок, то пчёлы могут разделиться во время зимовки и погибнуть. Дополнительно на зиму мы даём им сахарный сироп, потому что того мёда, что у них есть, им просто не хватит. За количеством рамок в улье мы следим, а свою численность они сами регулируют. Примерно 10 сентября мы отсюда уедем, полностью снимемся. Уже дома каждый из пасечников пчёл прокормит и пролечит, а 5–10 но­ября мы уберём их в зимовник, где они будут находиться примерно до Благовещенья (7 апреля). Кстати, вопреки представлениям обывателей, пчёлы в спячку не впадают. Зимой температура внутри гнезда – плюс 27 градусов и выше. Пчёлки в холодное время года в улье создают каплевидный клуб, в котором матка всё время находится в центре. Сейчас в улье 12 рамок, весной их количество можно сократить до 8. В апреле мы проводим первичный осмотр каждого пчелиного улья – нужно оценить состояние пчелиной семьи, вышедшей из зимовки. Вес­ной же я своих пчёл пересажу в чистые продезинфицированные улья и начнётся новый летний медоносный и медосборный сезон. 

Иван Кириллович продолжает осматривать рамки из улья. Считается, что если треть рамочки запечатана, мёд  созрел. Но лучше, если рамка будет запечатана полностью. Далее рамки с мёдом поступают на качку, в Приангарье последняя качка приходится на середину августа. 

– Вот рамочка со зрелым мёдом, перед качкой его надо распечатать, он у пчёл законсервирован. Эта печатка ещё называется забрус, очень полезная для здоровья вещь. Забрус мы снимаем ножом, горячим и острым. Зимой пчёлы это делают сами, а чтобы откачать мёд, это должен сделать пчеловод, – поясняет наш герой. 

В одном улье живёт семья численностью около 30 тысяч пчёл.

– А количество мёда зависит от очень многих составляющих: как перезимовали пчёлы, какой была весна, как семья развивалась. Нынче пчёлы развивались плохо, март был тёплый, а апрель холодный и в июне было прохладно. Развитие же пчёл во многом зависит от обилия весенних медоносов. Наши основные медоносы  в разные периоды весны – это ива и верба, затем начинает цвести одуванчик, после немножко жимолость и смородина. Это тоже медоносы, но они неказистые. А потом зацветает малина, это отличный медонос, если рядом с пасекой есть малинники, на развитие пчёл это всегда положительно влияет. Когда с весенними медоносами ситуация благоприятна, то и пчела развивается в численности, достаточной для обилия мёда. А в целом количество мёда, приносимого в улей, зависит от нескольких факторов – увлажнённости почвы и воздуха, температуры воздуха, количества солнечных дней и освещённости. Если на улице как в парилке – влажно и жарко, пчёлам и пчёловоду хорошо. Как и с другими культурами, урожайность мёда бывает неравномерной. Считается, что из десяти лет два бывают высокопродуктивными, четыре – так и сяк, а ещё четыре – откровенно плохие. Наша сегодняшняя беда – мелкие фермеры не в состоянии засеять большое количество полей, ведь семена очень дорогие. И нам не хватает медоносов. Я общался с коллегами из Поспелихинского района Алтайского края, так там директор совхоза специально приглашает их к себе на поля, задаёт вопросы, спрашивает, чем помочь. Он прекрасно знает, что при наличии опылителей-пчёл урожайность всех культур повышается как минимум на 30 процентов. У нас такой заботы о пасечниках нет, да и сезон в разы короче. 

Несмотря на эти трудности, пасечники разводят пчёл, ставят пасеки, качают мёд, словом, занимаются любимым делом. Потому что любовь к пчеле и мёду, она такая. На всю жизнь. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры