издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Книгу точно можно рекомендовать»

Чем больше читаешь, тем сложнее назвать единственную книгу, когда-то повлиявшую на твою жизнь или просто ставшую любимой. Гости нашей рубрики, многие из которых называют сразу несколько романов или повестей, а то и писателей, это подтверждают. Но программный директор музея и международной сети галерей современного искусства Эрарта Денис Рубин назвал одну книгу, заметив, что она была прочитана сравнительно недавно, врезавшись, тем не менее, в память.

«Естественно и понятно, что у тебя очень много любимых книг, когда ты много читаешь, – замечает мой собеседник, когда мы разговариваем в кулуарах фестиваля «Культурная столица». – Крайне сложно выделить ту из них, которая в большей степени повлияла на тебя, особенно в раннем возрасте. Поэтому я расскажу о книге, прочитанной относительно недавно, четыре-пять лет назад». Предмет разговора – роман Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко». Книга, завоевавшая несколько престижных зарубежных премий, ставшая бестселлером и в итоге экранизированная в 2011 году. 

Она повествует о девятилетнем мальчике – сыне одного из тех, кто погиб во время теракта 11 сентября 2001 года. Главный герой Оскар Шелл, разбивая вазу в кладовке с бережно хранимыми папиными вещами, находит странный «короткий толстый ключ в маленьком конверте». Стараясь найти замок, к которому он подходит, мальчишка, по сути, ищет своего отца в тщетной надежде на то, что тот каким-то невероятным образом остался в живых. «Книга интересна прежде всего тем, что её надо не только читать, но и рассматривать, – говорит Рубин. – Очень большая часть её сюжета зависит как от самого текста, так и от того, как он оформлен и какие там картинки». Например, частью задачи, которую старается решить главный герой, является листок из блокнота, исписанный названиями цветов: «синий» – синей ручкой, «красный» – красной, «зелёный» – зелёной. Что-то подобное было у Курта Воннегута в «Завтраке чемпионов», но Фоер не просто вплёл в повествование иллюстрации, а сделал их составной частью сюжета – загадки, над которыми поневоле начинает ломать голову читатель. 

Такой художественный приём когда-то и привлёк моего собеседника, по привычке зашедшего в книжный магазин в поисках чего-то нового. «Это чем-то похоже на рыбалку или сбор грибов – идёшь по магазину и просто ищешь какие-то вещи, которые, тебе кажется, могут быть интересными, – объясняет он. – Мне понравилась обложка, я заглянул в книжку, увидел те самые картинки, прочитал первый абзац и понял, что обязательно должен прочесть её целиком». Действительно, «пьеса, которую сочинила мама» главного героя, перекликающаяся с историей его отца и письмами деда, увлекает невероятно. Как и включённые в неё рассказы невольных помощников главного героя – городских чудаков, стариков, водителя лимузина. 

Конечно, подобная история не может кончиться хеппи-эндом – в итоге лишь подтверждается, что отец главного героя действительно погиб при обрушении одной из башен-близнецов Всемирного торгового центра. Но Оскар Шелл, решая логическую задачу, взрослеет. И в последнем абзаце всё-таки остаётся место несколько наивному, но оттого ещё более искреннему и щемящему чувству надежды: мальчик перелистывает фотографии падающего безымянного человека, в отчаянном порыве выбросившегося из окна обречённого небоскрёба, в обратном порядке, так что возникает иллюзия, будто тот взлетает. «Это та книга, над которой – мне не стыдно в этом признаться – я плакал в финале, – говорит Рубин. – Я считаю, что книгу, которая так воздействует на человека, точно можно рекомендовать прочитать».

Викторина 

«Он рассказывал, как Земля обращается вокруг Солнца, а Солнце, в свою очередь, обращается вокруг центра огромного скопления звёзд, которое называют нашей Галактикой. Когда лекция подошла к концу, из последних рядов зала поднялась маленькая пожилая леди и сказала: «Всё, что вы нам говорили, – чепуха. На самом деле наш мир – это плоская тарелка, которая стоит на спине гигантской черепахи». Снисходительно улыбнувшись, учёный спросил: «А на чём держится черепаха?» – «Вы очень умны, молодой человек, – ответила пожилая леди. – Черепаха – на другой черепахе, та – тоже на черепахе, и так всё ниже и ниже». Оскар Шелл, главный герой романа «Жутко громко и запредельно близко», замечает, что ему очень нравится процитированный отрывок из книги-бестселлера одного учёного. Чуть позже он вспоминает, как написал этому учёному письмо с просьбой сделать его своим протеже, на которое неожиданно получил ответ. Назовите этого учёного. 

Правильный ответ на вопрос викторины, заданный в выпуске газеты  № 430 от 5 июня 2015 года: Луи Буссенар. Первой на него правильно ответила специалист по учебно-методической работе кафедры автоматизации производственных процессов Иркутского национального исследовательского технического университета Регина Курец.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры