издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Резервации памятников

Иркутские чиновники предлагают решение проблемы сохранения деревянных памятников

Иркутск наравне с Тобольском и Вологдой считается специалистами городом с уникальной деревянной архитектурой. Однако в последние годы современная застройка всё плотнее обступает исторические памятники, угрожая их сохранности. Никто пока не может дать чёткого ответа, есть ли возможность уберечь старинные постройки – даже если они находятся в удручающем состоянии. Историческая застройка должна быть коммерчески привлекательна – только тогда она может побороться за существование, настаивают иркутские чиновники.

Сегодня перед городскими властями как никогда остро стоит вопрос, как развивать территории, где расположены  памятники архитектуры. Со всех сторон этот вопрос обрастает кучей сложностей: стоит ли пытаться реконструировать исторические постройки и на какие деньги, нужно ли восстанавливать утраченные дома и как защитить те, что ещё стоят.  По подсчётам Агентства развития памятников Иркутска, учреждённого мэрией в 2012 году, только в центре города расположено более сотни  объектов культурного наследия, представляющих историческую ценность.

Больше всего памятников архитектуры было обнаружено в последние годы. «За счёт программы по переселению из ветхого аварийного жилья было расселено около 40 объектов культурного наследия,  – говорит руководитель Агентства развития памятников Иркутска Ирина Кравец. –  Сносить их было нельзя, но восстановительные работы оценивались в 500 млн рублей – это слишком высокая сумма для городского бюджета. Продать здания в аварийном состоянии мы тоже не могли». Так перед горадминистрацией встал вопрос, как привлечь инвесторов, готовых вкладываться в реконструкцию исторических памятников. 

Именно с этой целью и было создано АРПИ, которое занимается работой по развитию ценных архитектурных проектов со времени их обнаружения вплоть до передачи инвестору-собственнику. Кроме того, эта городская структура в отличие от банков не только предоставляет частникам денежную рассрочку на срок до трёх лет, чтобы стимулировать приток инвестиций, но и готова взять на себя все обязательства по реконструкции здания. «Когда инвестор сам начинает реализовывать проект, ему приходится нанимать целый штат людей:  проектировщиков, юристов, строителей; самостоятельно получать разрешительную документацию, – объясняет Кравец. – Всю эту работу  Агентство берёт на себя. По сути, инвестор может ещё на начальном этапе обсудить с нами итоговый результат: сумму вложений, назначение и будущую цель здания. После выполнения  всех работ по реконструкции, которое проводит Агентство, он просто регистрирует право собственности». 

Это позволяет городской структуре провести  контроль за реставрацией на каждом этапе. «Такой подход  гарантирует, что в конечном результате мы получим объект, который планировали с самого начала, – отмечает руководитель Агентства. –  Работы выполняет муниципальная структура, у неё нет шанса отклониться от согласованного проекта». Первым проектом, восстановленным и реализованным по такой схеме, стало здание по адресу: улица Горького, 24 – теперь в отремонтированном памятнике архитектуры расположен ресторан китайской кухни. 

Сейчас компания, организованная мэрией, занимается реставрацией 16 объектов, которые находятся на разной стадии ремонта. Ещё на четырёх памятниках восстановительные работы завершены – здания ждут документов на ввод в эксплуатацию.  

Несмотря на заверения, что налоговые отчисления от восстановленных зданий приносят в городской бюджет неплохой доход, в мэрии подтверждают, что доход отдельных исторических памятников намного ниже, чем у комплексной исторической застройки: «Мы  пришли к выводу, что точечные объекты не дают той капитализации, которую даёт среда, – признает Ирина Кравец. – Мы попытались  сформировать некое подобие единой среды с двумя объектами по адресу:  улица Байкальская, 25 и 27 (в одном из этих зданий, отданном Агентством в аренду, расположился магазин фермерских продуктов).

Между тем сегодня на городской карте очень сложно отыскать комплекс­ную историческую застройку – исторические объекты поодиночке рассыпаны по всему городу. «К примеру, речь идёт о памятнике, расположенным за отелем «Мариотт», – рассказывает Кравец. – Найти ему применение там очень сложно: мы долго думали над назначением постройки и решили, что это будет выставочное помещение».

Довольно часто объектам исторического архитектурного наследия и вовсе не находится места на прежней территории, которая, например, должна пойти под комплексную жилищную застройку. «С памятниками нам очень тяжело работать, – соглашается заместитель мэра – руководитель аппарата администрации Иркутска Юлия Ефимова. – Сейчас перед нами поставили задачу  провести инвентаризацию памятников истории и архитектуры, а также найти для них зоны перемещения». 

Сам перенос зданий если и будет осуществлён, то только с разрешения федерального правительства. Среди территорий, куда могут попасть исторические объекты со всего города – квартал Декабристов  и «Иркутская слобода», которую в таком случае будет ждать значительное расширение. «Сложность состоит в том, что весь центр города, а также два участка в районе  Глазковского некрополя считаются зоной исторического поселения регионального значения, это значит, что мы не можем переносить здания за границы центральной части Иркутска, – говорит и.о. заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Иван Готовский. – Здания можно размещать только на этом отрезке». Первым к переезду уже готовится дом-памятник с улицы Полины Осипенко, который хотят разместить в квартале Декабристов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры