издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Вдвое старше египетских пирамид»

В Иркутске открылась выставка уникальных предметов из Глазковского некрополя

Нуклеусы, костяные иглы, рыболовные крючки, рыбки и трогающие сердце изящные головки лосей. Около трёх сотен археологических объектов были представлены вчера на выставке «Глазковский некрополь: время и люди» в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. Эта выставка – один из первых шагов к реализации проекта музейного комплекса «Глазковский некрополь», создана она ИОКМ совместно с учёными-археологами Иркутского госуниверситета. На выставке демонстрировались и эскизы здания будущего комплекса, выполненные Даши Намдаковым. Необычную форму здания художник выбрал, рассматривая костяки давно ушедших людей, найденных археологами.

«Что такое Глазковский некрополь? Это комплекс могильников. Первый – могильник «Локомотив». Где-то примерно 7 тысяч лет назад сюда, на место современного Иркутска, пришло китойское население. С 6 до 7 тысяч лет назад сформировался ранненеолитический могильник Глазковского некрополя, – рассказал руководитель раскопок 1980–1984 годов, связанных с реконструкцией парка Парижской коммуны, исследователь Глазковского некрополя Владимир Базалийский. – Он охватывал территорию по распадку от Райсовета к улице Пушкина. От улицы Касьянова примерно до северной трибуны стадиона «Локомотив» шли захоронения. Около трети было раскопано археологами, ещё треть сохранилась и может пойти под музеефикацию, треть была разрушена градостроительством. Часть могильника на восточном склоне была полностью разрушена, удалось раскопать всего две могилы. Второй могильник был на территории со­временной городской больницы № 5. Начало его разрушения – 1887 год, немного материала на этом могильнике собрал Николай Иванович Витковский, остальное было уничтожено при строительстве железной дороги. Это были сидячие погребения от 4 до 4,5 тысячи лет назад. Третий могильник – это то, что собственно и получило название «глазковская культура», располагался он по восточному склону горы над Ангарой, примерно от вокзала до остановки «Джамбула». Это были вытянутые захоронения с кучами камней в ногах». 

Огромный могильник подвергся столь же огромным разрушениям при строительстве железной дороги. От него почти ничего не осталось, рассказал Базалийский. Материал на этом могильнике собирал Михаил Павлович Овчинников с 1895 по 1903 год. «Последние погребения с этого могильника нам удалось раскопать в 2002 году», – говорит учёный. Ещё один некрополь располагался там, где сейчас стоит глазковская церковь. Это более поздний могильник, возраст его где-то от 3 до 3,4 тысячи лет. Он тоже разрушен при строительстве железной дороги, но ещё в 1925 году  Михаил Михайлович Герасимов раскопал там несколько могил, после чего там никто уже ничего не находил. 

«Что такое Глазковский некрополь? Это комплекс могильников», –
рассказывает Владимир Базалийский

Если развитие Иркутска пошло бы в другом направлении, может быть, сохранилось бы что-то более интересное со всего огромного комплекса Глазковского некрополя. Однако сегодня объект, более века известный мировому научному сообществу, разрушен на 90%. Но и то, что осталось, имеет ценность в мировом масштабе. «Подобного количества захоронений в одном месте с большим числом сохранившихся предметов не так много на планете», – сказал министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. Могильник действительно уникальный, поскольку количество могил определённого периода на «Локомотиве» равно количеству могил этого же времени, раскопанных на всей территории Восточной, Западной Сибири и Дальнего Востока. «Очень важно, чтобы люди воспринимали историю того места, где живут, не через призму 400–500 лет, а через призму тысячелетий. А Глазковский некрополь по возрасту вдвое старше египетских пирамид», – сказал министр. 

Изучение глазковской культуры и культур, близких глазковской по периоду и по технике материалов, позволяет судить, что Восточная Сибирь была перекрёстком цивилизаций, местом, где формировалась монголоидная раса, добавил директор ИОКМ Дмитрий Люстрицкий. «В каком-то смысле глазковцы не являются прямыми предками бурят, монголов или эвенков, но они являются той ветвью человечества, которая впоследствии сформировала эти национальности», – сказал Люстрицкий. Велико значение этого памятника не только как культурного, но и как потенциального туристическо-рекреационного объекта, убеждён директор ИОКМ. «Если люди готовы ехать смотреть находки долины Неандерталь, то почему они не могут ехать в Иркутск, в Глазково? – сказал Дмитрий Люстрицкий. – Но для этого нужно «раскрыть» погребение, сделать его доступным и понятным. Нужен археологический парк, который показал бы эту культуру во всём её мощном разнообразии». 

На выставке представлена, по словам Дмитрия Люстрицкого, «крайне небольшая часть» того, что собрано археологами на Глазковском некрополе. Эти артефакты хранятся в фондах ИОКМ, лаборатории археологии и палеоэкологии ИГУ. Это стержни, рыболовные крючки, костяные иглы, рыбки-приманки, ложки с головками лосей, отдельные головки лосей, нефритовые кольца, гарпуны. Можно увидеть портреты и прочитать биографии тех, кто сохранил эти вещи для нас – Николая Витковского, Михаила Овчинникова, Павла Хороших, Михаила Герасимова, Алексея Окладникова. На выставке были учёные, которые лично раскапывали могильники в 1980-е годы, – археологи Николай Савельев и Владимир Базалийский. И увидеть вещи, извлечённые ими из раскопов, к примеру, рыбку-приманку, головку лося, вырезанную из рога в раннем неолите.  

Археология очень сложна для неподготовленного зрителя, заметил Дмитрий Люстрицкий. «То, что может оценить историк, археолог с большим стажем полевой археологической работы, рядовому зрителю, нам с вами, бывает непонятно и неясно», – считает он. Именно поэтому выставка является первым, пробным шагом к организации музейной работы с таким археологическим материалом. «Современный показ археологии предусматривает реконструкции, создание мультипликационных, графических объектов, чтобы в максимально доступной форме рассказать не только взрослым, но и детям как о предмете, так и о том, как этот предмет использовался, создавался, в каких условиях жил человек. Для нас эта выставка – научный конспект для будущей работы по археологии Глазковского некрополя», – заявил Дмитрий Люстрицкий.

На выставке представлена «крайне небольшая часть» того, что собрано археологами на Глазковском некрополе, например, ложки с головками лосей, отдельные головки лосей

Как сообщил Виталий Барышников, по заданию губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко сегодня «достаточно подробно» ведётся работа по созданию музея Глазковского некрополя. Это не первый проект музея, самый ранний появился ещё в 20-е годы XX века. И многие археологи, лично участвовавшие в создании нескольких проектов в разные годы, сейчас уже ушли из жизни. К примеру, Герман Иванович Медведев так и не увидел построенного музея Глазковского некрополя, а он отдал этой идее много лет жизни и сил. «До сих пор, и это я могу сказать чётко, нет безупречных технологий сохранения этого удивительного объекта архео­логии. С одной стороны, он должен сохраниться в первозданном виде, с другой – быть интересным и понятным не только специалистам. Работа идёт», – сказал Виталий Барышников. 

На открытии были презентованы слайды с эскизами проекта здания Глазковского некрополя, выполненными известным скульптором Даши Намдаковым. «Почему именно Даши? Потому что есть уверенность: здание, которое претендует на звание жемчужины мирового культурного значения, не должно быть типовым, оно должно выделяться, шокировать, привлекать внимание», – сказал Дмитрий Люстрицкий. Фантастическое здание необычной формы, по словам самого скульптора, возникло на эскизах после просмотра зарисовок и фотографий костяков, обнаруженных археологами в разные годы. Виталий Барышников подчеркнул, что в будущем комплексе хотелось бы связать традиции и самые современные архитектурные технологии. «Это должен быть музей о прошлом, обращённый в будущее», – считает министр. «Мы должны обеспечить базу для будущих исследователей. Может быть, через 100–200 лет появятся новые методы анализа сохранённого в музее материала. Мы должны видеть родные непотревоженные предметы в естественной среде и видеть, как работают учёные над ними. Таким должен стать будущий музей», – сказал Барышников. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры