издательская группа
Восточно-Сибирская правда

133-я выходит на полигон

133-я
выходит на полигон

Это в прежние годы страницы
газет пестрели публикациями о
вводе в строй промышленных
гигантов, дорог и мостов, школ и
детских садов. Теперь чаще пишут и
говорят о сокращениии
производства, выживании,
банкротствах. Тем значимей событие,
которое произошло на Веселяевском
карьере вблизи п.Маракан: запущена
в строй 400-литровая драга (заводской
номер 133) усовершенствованной
конструкции. Последний раз
подобное событие золотодобывающая
отрасль отмечала в августе 1994 года,
когда на Дальнетайгинском прииске
была введена драга N13.

Красиво и
мощно смотрится 133-я. С высоты
птичьего полета она в обводненном
котловане, словно белая лебедушка,
и кажется невесомой. Даже не
верилось, что в этом
"грациозном" создании 3,5 тыс.
тонн металла.

Десятки
конструкций, узлов и агрегатов надо
было перебросить по бездорожью за
сотни километров, а затем собрать
эту груду металла в
сверхсовременную, высотой с
многоэтажный дом, плавучую фабрику.

Собрали.
Хотелось по привычке добавить — "
в рекордно короткие сроки". Но не
было этих сроков, не было рекордов.
Была трехлетняя изнурительная
работа коллектива ЗАО
"Маракан", конструкторов ИЗТМ,
других смежников. На монтаже ее
трудились ветераны, собиравшие еще
крупнейшую в мире 600-литровую, —
Геннадий Рождественский, Юрий
Лю-Доцай, бывшие драгеры Владимир
Пученков, Федор Попов…И удивляться
тому не приходится. На Маракане вы
встретите целые династии
золотодобытчиков: Пастушенко,
Куницыны, Чирковы, Якимовы,
Никитушкины, Сычевские… Это во
многом благодаря их вере, опыту и
мастерству удалось воплотить
оригинальные проектно —
конструкторские решения в
черпаковый аппарат, обогатительное
оборудование, маневровое
устройство, электроприводы.

Мало кто
знает, сколько времени, душевных и
физических сил отдал драге и всему
прииску исполнительный директор
ЗАО Валерий Константинов,
назначенный сюда три года назад.
Это с его приходом была
сформирована новая команда,
разработан и принят старательский
метод золотодобычи, внедрена
отработка дражной мараканской
россыпи открытым раздельным
способом.

Время
показало, что путь был избран
верный. За три года сделано,
казалось, немыслимое — коллектив
увеличил добычу в 3-5 раз, доведя ее
до трех и более килограммов на
работающего. Появились деньги,
рассчитались с задолженностью по
зарплате, стали заниматься
проектно-конструкторской
документацией по строительству
400-литровой драги, ее монтажом. В
середине августа она приобрела
строгий законченный вид, была
принята государственной комиссией
и вошла в работу.

По своим
габаритам, водоизмещению, мощности,
глубине черпания она является
уникальной и конструктивно
отличается от всех виденных мной
раньше. 133-я может работать как в
режиме 400 литров, так и 380. Столовая,
раскомандировочная, бытовые
помещения, сущилка — все отделано
аккуратно, на совесть.

Мы обошли все
ее палубы и агрегаты, а затем
поднялись в драгерку — большое
светлое помещение с пультом
управления.

— Будто на
крейсере, — не то в шутку, не то в
серьез заметил член совета
директоров ОАО "Лензолото"
Виктор Ситников.

Конечно,
скорость здесь измеряется не
узлами и минутами. Но
ответственности, разносторонних
знаний требуется не меньше, чем на
большом современном корабле.
Неспроста ее доверили людям,
"просидевшим" в кресле драгера
по два десятка лет — Федору Попову и
Павлу Шевереву.

— Эта
плавучая фабрика — мечта любого
драгера,- говорит Шеверов. — И
оснащение что надо, и условия
комфортные.

Драгер
попеременно нажал ряд кнопок на
пульте управления, и легкий
механический гул затопил устье
Дагалдына, проник в близлежащие
ущелья, горы.

Из окна
драгерной видно, как выныривают из
мутной воды черпаки-великаны,
медленно унося содержимое в чрево
золотоизвлекательной фабрики. Там,
в опрокинутой набок многотонной
бочке, порода будет разрушена и
размыта. Пульпа с размытыми
частицами стечет через отверстия
на специальные шлюзы, дно которых
застлано золотоулавливающими
резиновыми ковриками. Золото, как
более тяжелая масса, выпадет в
осадок, а пустая порода вынесется
водным потоком в отвал.

— Ну а каков
конечный результат? — интересуемся
у Константинова.

— В
плане-задании значилось 50 кг
металла, намыли — 83,- не без
удовольствия ответил Валерий
Федорович. — Кстати, сейчас идет
генеральная зачистка
обогатительного комплекса, не
желаете взглянуть?

Спустились к
доводчикам. Бригадир Сергей
Фомичев встретил нас ковриком с
последним, как он выразился,
золотом сезона. На немой вопрос
сколько здесь, ухмыльнулся:
"Граммов 850-900".

— С выходом
на р.Маракан 133-я будет добывать по
300 и более кг за сезон,- добавляет
Константинов. — Там хорошее золото,
и запасов лет на 20.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры