издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поднять тарифы до мировой планки?

  • Автор: Елена ЗВЕРЕВА

11 июля 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ "О реформировании электроэнергетики". Согласно ему, планируется создание конкурентных рынков электроэнергии, федеральной сетевой компании, генерирующих компаний и реформирование АО-энерго. Прежде всего, под реформированием электроэнергетики подразумевается выравнивание тарифов на энергию на территории всей России.

Согласно Постановлению Правительства РФ N526,
предусматривается реструктуризация РАО «ЕЭС России»,
а в ее рамках — разделение энергосистемы по видам
бизнеса: на генерацию, транспорт и сбыт. Также
появится федеральная сетевая компания и системный
оператор на базе центрального диспетчерского
управления. В итоге возникнут генерирующие компании,
в которые войдут федеральные АО-энерго. Состав этих
компаний пока еще определяется, но известно, что они
будут создаваться на базе электростанций разных
регионов с целью создания для них равных условий.
Непрофильная сфера, социальные учреждения выделятся
в отдельные дочки в рамках холдинга. Таким образом,
цена на электроэнергию в генерирующих компаниях РАО
станет равной. Также подразумевается создание
конкурентного оптового рынка электроэнергии (он
должен начать свою работу уже во второй половине
2002 года), на котором цена будет устанавливаться в
условиях регулирования спроса и предложения
поставщиков и покупателей. Ожидается, что конечная
цена на электроэнергию на рынке будет приближена к
стоимости электроэнергии последней станции,
закрывающей поступившие на рынок заявки. Таким
образом, цена на оптовом рынке, по прогнозам РАО,
возрастет более чем в 2 раза. Следовательно,
повысятся цены и на розничном рынке, так как оптовые
потребители будут покупать энергию на оптовом рынке.
В итоге, когда энергия дойдет до конечного
потребителя, он заплатит за ее потребление еще в 2-3
раза больше. Возможно, что многие энергокомпании
ничего на этом не потеряют, но всегда надо учитывать
уровень платежеспособности своего региона. К
примеру, в Иркутской области есть кризисные
территории, такие как Черемхово, Усолье-Сибирское,
Мамско-Чуйский район, где очень низкая
платежеспособность населения. В этом случае у
потребителей энергокомпании, имеющей высокий
энерготариф, возникнет большая и стабильно растущая
дебиторская задолженность.

Рост тарифов может привести и к тому, что стоимость
электроэнергии скажется на ее конкурентоспособности
на внешнем рынке. Соответственно, это повлияет и на
уровень потребления энергии, что негативно отразится
на финансовом положении генерирующих компаний. В
целом, тенденция к росту энерготарифов, по мнению
РАО «ЕЭС России» будет продолжаться, так как их
уровень значительно ниже, чем в мире. Только в
развитых странах, кроме высокой цены за
энергоресурсы, уровень дохода населения гораздо
выше, чем в России, а, соответственно,
платежеспособность лучше. Но в случае вступления
России во Всемирную торговую организацию,
«отечественные» энерготарифы придется поднять до
мирового уровня. А это уже пахнет кризисом…

Тарифная политика разных АО-энерго существенно
отличается друг от друга. Цена на электроэнергию
варьируется от 15 коп. за кВт-ч (ОАО
«Иркутскэнерго») до 2 рублей за кВт-ч (ОАО
«Камчатскэнерго»), за теплоэнергию — от 97,77 руб.
за Гкал.(ОАО «Карелэнерго») до 802,51 руб. за
Гкал.(ОАО «Чукотэнерго»), и зависит от экономики
региона и уровня платежеспособности населения.
Например, стоимость электроэнергии в ОАО
«Бурятэнерго» равна 68,50 коп. за кВт-ч,
теплоэнергии — 342,70 руб. за Гкал., в ОАО
«Читаэнерго» цена электроэнергии — 80 коп. за кВт-ч,
теплоэнергии — 318,83 руб. за Гкал., в ОАО
«Дальэнерго» — 80 коп. за кВт-ч и 501,60 руб. за
Гкал. Выравнивание энерготарифов на территории
России приведет к тому, что АО-энерго,
вырабатывающим дорогую энергию, придется сбрасывать
цену до средней стоимости, а это отразится на
экономике компании. АО-энерго, производящим дешевую
энергию, как ОАО «Иркутскэнерго», придется
значительно повышать свои тарифы, но, учитывая
низкую платежеспособность населения Иркутской
области, это может негативно повлиять на экономику
уже региона.

— Пока реформирование электроэнергетики идет только
на словах. Ее детали очень неясны и размыты. Этот
процесс должен проходить с учетом интересов разных
групп потребителей, — комментирует заместитель
генерального директора по корпоративной политике ОАО
«Башкирэнерго» Анверт Каринос. — Наши энерготарифы
далеко не самые высокие — 50 коп. за кВт-ч для
городского населения, 35 коп. — для сельского
населения и средняя стоимость теплоэнергии — 144,10
руб. за Гкал. ( прим. авт.: сравните с тарифами ОАО
«Иркутскэнерго»). ОАО «Башкирэнерго» не
заинтересовано в безоговорочном повышении тарифов,
так как хочет продавать энергию за реальные деньги и
на реальных условиях. Мы не хотим не заработанных
денег, потому что это искажает экономику компании в
целом, и мы, выигрывая в цене, можем потерять своих
потребителей.

С 1 марта 2002 года тарифы на электроэнергию,
отпускаемую на ФОРЭМ, увеличены на 20%. По прогнозам
РАО «ЕЭС России», только 20 АО-энерго, входящих в
эту структуру, закончат год с положительной
рентабельностью. Все остальные энергокомпании,
гидроэлектростанции и федеральные ГРЭС станут
убыточными. Разве есть какие-то гарантии (после
реформирования электроэнергетики), что такая
ситуация не повторится, и что все АО-энерго будут
рентабельны? Нет, таких гарантий никто дать не
может. Кроме этого, по расчетам Минэкономразвития
увеличение энерготарифов на 10% дает 0,8% инфляции.
В случае, если среднегодовой рост тарифов составит
40-50%, цены в стране в среднем вырастут еще на
3-4%. Таким образом, пытаясь догнать уровень
энерготарифов, сложившийся в развитых странах мира,
РАО ЕЭС не учитывает, что у России есть огромное
преимущество перед ними — за счет большого и
дешевого гидропотенциала.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры