издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Куда пойдет большая нефть?

  • Автор: Татьяна ЛУКАНКИНА

Еще вчера ответ на этот вопрос казался очевидным. Куда же еще,
если не в Китай? Правда, прорваться за Великую стену российским
нефтяникам стоило не меньших трудов, чем в свое время политикам
разрушить железный занавес между Россией и Западом. Не зря
еще не начавшееся строительство нефтепровода Ангарск — Дацин
уже получило оценку эпохального в истории двух стран события.
В 2005 году китайцы должны получить вожделенную российскую
нефть, а наша «нефтянка», год от года наращивающая добычу,
— рынок сбыта.

Казалось бы, что еще для счастья надо? Ан, нет. Нужно всего
и побольше. Не успела осесть пыль за китайским премьером,
подписавшим соглашение о разработке ТЭО трубы до Дацина,
как во весь голос зазвучала тема нового нефтепровода. Акционерная
компания «Транснефть» предложила идею строительства нефтепровода
до Находки в обход Байкала с севера. Людям несведущим может
показаться, что речь идет об одном и том же. Нет, эта карта
из другой колоды. Обе трубы объединяют лишь отправная точка
— Ангарск да общая ресурсная база. Учитывая, что такой
грандиозный объект, как нефтепровод, по трудо- и времязатратам
сравним с БАМом, нетрудно догадаться: строительство двух сразу
не потянут даже все вместе взятые российские нефтяные компании.

Откуда деньги, Зин?

Северный проект «Транснефти» предполагает перекачку 50 миллионов
тонн нефти в год. Протяженность нефтепровода по маршруту
Ангарск — Казачинское — Тында — Хабаровск — Находка составит около
4 тысяч километров. По предварительным оценкам, в него будет
вложено более 5 миллиардов долларов.

Китайский вариант скромнее, а потому и реалистичнее. Его пропускная
способность 30 миллионов тонн нефти в год. Длина — 2247 километров,
в том числе по российской территории — 1452 километра. Инвестиционные
затраты — 2 миллиарда долларов. Причем в эту сумму по настоянию
китайской стороны проектировщик включил 20 процентов
на непредвиденные расходы. Необходимые средства НК ЮКОС
без труда может привлечь на международном рынке в виде кредитов
под гарантии поставок своей нефти. Не вызывает сомнений
и инвестиционная способность китайской стороны. В Поднебесную
ежегодно вливаются колоссальные инвестиции. По объему
привлеченных вложений в экономику наши «младшие» братья
держат второе место в мире после США. На строительство своего
участка трубы они намерены потратить 800 миллионов долларов.

А вот с финансированием северного проекта могут возникнуть
проблемы. На китайцев в этом деле рассчитывать не приходится.
У самой «Транснефти» таких денег нет. По опубликованным
данным, основные средства компании стоят примерно столько же,
сколько требуется на строительство нефтепровода. Можно,
конечно, взять кредит. Но кто даст, под какие гарантии
и проценты? Кроме того, нужно учитывать, что 5 миллиардов
долларов — цифра не окончательная, а, скорее, весьма приблизительная.
Известно, что проектировщики Трансаляскинского нефтепровода
изначально планировали уложиться в 900 миллионов долларов,
а в итоге едва вместились в 8 миллиардов. Стоимость китайской
трубы тоже была значительно ниже, но при детальной проработке
ее пришлось увеличить.

Свистать всех в трубу!

Может статься, что на осуществление находкинского проекта
не найдется не только денег, но и нефти. По идее нефтепровод
Ангарск — Находка должен дать мощный толчок к развитию
углеводородных месторождений Иркутской области и Якутии.
Для северных районов нашей губернии это могло бы стать
грандиозным прорывом в экономике. Однако до промышленного
освоения Верхнечонского и других более мелких залежей
Приангарья — как до Луны пешком. А по Талаканскому (Якутия)
только планируется провести повторный лицензионный конкурс.
Но и в будущем эти месторождения погоды не сделают. Даже
вместе с наиболее крупным — Юрубчено-Тахомским (Эвенкия)
— запасы нефти в Восточной Сибири составляют 680 миллионов
тонн. Причем значительная часть из них — недоказанные
и трудноизвлекаемые. Тогда как на заполнение трубы в течение
четверти века требуется в два раза больше сырья.

Авторы проекта ведут переговоры о поставках нефти для будущего
трубопровода с НК ЮКОС. Эта нефтяная компания интенсивнее
других наращивает добычу и к тому же владеет крупнейшими
сибирскими месторождениями. Тем не менее к 2007-2010 году,
когда планируется запустить трубопровод, она может обеспечить
лишь 20 миллионов тонн нефти в год. Более того, представители
НК ЮКОС заявили о том, что они не намерены принимать участие
в этом проекте. Председатель правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский
заявил по этому поводу: «Я уверен, что трубопровод на Дальний
Восток не будет построен».

Как считает Михаил Ходорковский, труба на Дальний Восток не будет
построена «Транснефтью» не из-за злого умысла конкурентов,
а по элементарным экономическим соображениям. В «Транснефти»
рассчитывают окупить ее в течение 15 лет. Однако, по подсчетам
специалистов НК ЮКОС, для этого понадобится не менее 20 лет.
Для вывода ее на рентабельность необходимо ежегодно загонять
в трубу 50 млн. тонн нефти. За 15 лет «Транснефти» понадобится
750 млн. тонн . Такого количества сырья у «Транснефти» нет.
Поэтому недостачу инициаторы проекта рассчитывают получить
у НК ЮКОС. Последняя, конечно же, не станет делиться нефтью
в ущерб своему бизнесу. По мнению Михаила Ходорковского,
для вывода проекта «Ангарск — Находка» на самоокупаемость
потребуется 1 млрд. тонн нефти. Запасы Верхнечонского месторождения
составляют 140 млн. тонн, Талаканского — 120 млн. тонн.
Как сделать миллиард тонн из имеющихся в Восточной Сибири
260 миллионов, председатель правления НК ЮКОС не представляет.
Кроме того, он подчеркнул, что везде в мире принято сначала
осваивать месторождение, а потом строить от него трубу,
а не наоборот.

Стоит ли овчинка выделки?

«Транснефть» обещает построить трубу до Находки за три года,
что маловероятно. Но предположим, что, изрядно поднатужившись,
она это сделала. Российская нефть пришла в Находку, а дальше?

Главным достоинством предлагаемого проекта считается выход
на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую
очередь Японии и Кореи. Это действительно перспективные
рынки, но не стоит забывать, что и нефти там тоже очень
много: целых три сахалинских шельфа, активную разработку
которых на протяжении уже нескольких лет ведут американцы.
Совершенно ясно, что себестоимость нефти, добытой на шельфе,
будет во много раз ниже, чем себестоимость нефти,
доставленной по трубе из Восточной Сибири.

Даже при благополучном сценарии тариф на прокачку нефти от Ангарска
до Находки вряд ли опустится ниже 40 долларов за тонну. А если
на полную загрузку трубопровода не хватит нефти или ее придется
гнать из Западной Сибири с месторождений Томской области,
тариф, естественно, возрастет до 60-65 долларов. При этом
«железка» перевезет ту же тонну на то же расстояние за 37 долларов.
Не получится ли так, что на Восток мы придем с нефтью, которая
никому не нужна? Японские корпорации уже заявили о том,
что намерены на 100 процентов использовать возможности
импорта сахалинской нефти.

Китайский рынок выглядит в этом смысле куда более привлекательным.
Потребности КНР в углеводородах растут быстрее, чем потребности
Японии, Тайваня и Кореи, вместе взятых. К 2010 году Сhina будет
потреблять 320 миллионов тонн нефти. Из них 160 миллионов
составит импорт. Сейчас нефть приходит в Поднебесную морем.
Китайцы всеми силами пытаются защитить свою быстрорастущую
экономику от неприятностей, связанных со столь ненадежным
способом доставки стратегического продукта, и диверсифицировать
импорт. Наша нефть нужна им не только по экономическим,
но и геополитическим соображениям. Трубопровод «Ангарск
— Дацин» даст им возможность получать нефть самым надежным
и куда менее затратным способом.

Лучше синица в руке

Спору нет, японский рынок углеводородов также важен для России,
как и китайский. Но сегодня, по мнению специалистов, об этом
думать еще рано. Это вопрос весьма далекой перспективы.
Представители НК ЮКОС предлагают двигаться к этой цели
поступательно. Выйти на рынки Китая, а уж затем начинать
разработку сырьевой базы для экспорта нефти через Находку.

Переговоры с китайской стороной Россия начала еще в 1998
году. А первое межправительственное соглашение, в котором
одной строчкой была прописана идея сооружения нефтепровода
из сибирских регионов в КНР, завизировано еще в 1996 году.
Четыре года длился сложный переговорный процесс. Сегодня
достигнуты договоренности по формуле цены, по которой
китайская сторона обязуется покупать нашу нефть. Если
Россия, по каким-либо соображениям откажется от этого
проекта, Китай может начать переговоры по строительству
нефтепровода из другой нефтедобывающей страны. К примеру,
такую услугу своему соседу с радостью может оказать Казахстан.
Разве мы настолько богаты, чтобы упускать подобную возможность?

Пытаясь перетянуть нефть НК ЮКОС в свою трубу, разработчики
северного проекта кивают на экологов, грудью вставших на защиту
Тункинского национального парка, по которому предлагается
протянуть трубопровод. Однако северный проект куда более
экологически рискованный, чем китайский. Трасса Ангарск
— Находка должна пройти по территории мирового природного наследия
и местами она приблизится к берегу Байкала. Около полутысячи
километров нефтепровода будет проложено в зоне повышенной
9-бальной сейсмичности. На территории Амурской области,
Еврейской автономии, Хабаровского и Приморского краев труба
заденет десятки заповедников, заказников, парков.

Что касается Тункинской долины, то нефтепровод Ангарск
— Дацин, и такой вариант просчитывается разработчиками, может быть
проложен и за границами национального парка. Но в этом случае
население района, большинство которого живет за чертой
бедности, не получит новые рабочие места, отчисления в бюджет
и развитие инфраструктуры территории. Это как раз тот случай,
когда приходится выбирать между журавлем в небе и синицей
в руке. Планы «Транснефти» амбициозны. Но не получится
ли так, что в угоду чьим-то амбициям мы потеряем то, что
реально уже сегодня? Что предпочтительнее: заглядываться
на журавля в небе или держать в руках синицу?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры