издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутская рулетка

  • Автор: Артур УМАРОВ, директор казино «Золотой Лев», член Ассоциации деятелей игорного бизнеса Восточной Сибири

На апрельской сессии Законодательного собрания Иркутской области губернатор А. Тишанин внёс законопроект о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр. Проект принят в первом чтении. Согласно Федеральному закону №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» вердикт по данному вопросу должен быть вынесен до момента вступления его в силу 01.07.07, то есть на майском заседании ЗС.

Этот закон в п.7 ст. 16 даёт право регионам самим определять судьбу игорного бизнеса на своей территории: быть или не быть и в каком виде быть. Иркутский губернатор предложил ликвидировать деятельность операторов игровых автоматов и сохранить работу казино. По мнению фракции «Единая Россия», нужно запретить весь игорный бизнес в Иркутской области. Причём председатель единороссов С. Мутовин определил это решение как «продуманное и осознанное», подчеркнув, что просчитаны все экономические и, особенно, социальные последствия. По его словам, из бюджета области 2007 г. при одобрении предложения фракции выпадает 178 млн. рублей, а поскольку закон вводится в действие со второго полугодия, то выпадающие доходы составят ровно половину этой суммы – 89 млн. руб. «С учётом того, что в мае в областной бюджет планируется внести поправки и, по предварительным данным, доходная часть будет пополнена больше, чем на 4 млрд., я думаю, выпадающая сумма от принятия закона на запрет игорного бизнеса будет незначительной», — заявил С. Мутовин.

Давайте разберёмся с незначительностью «выпадающей из бюджета» суммы. Как сегодня, так и на ближайшую перспективу.

Запретный плод сладок!

Человеческие пороки существуют с тех пор, как Адам съел яблоко. Есть три пути взаимодействия с ними: попустительство, запретительство, легализация. Первые два ведут к их про-цветанию и криминализации общества. Доказательство тому – история азартных игр в других странах. Запретительные меры в Австрии, Германии, Америке и т.д. привели к уходу игорного бизнеса в подполье и резкому росту преступности. Третий вариант – введение регулирующих законов и контроля государства — дал стабильный, постоянно увеличивающийся многомиллиардный источник дохода в бюджеты, оздоровление обстановки в странах. Плод сладок, когда он недоступен!

По материалам журнала «Профиль» (октябрь 2006), в десятке самых азартно играющих стран – самые благополучные: Австралия, Сингапур, Норвегия, Канада, Дания, Швеция, Новая Зеландия, Финляндия, Гонконг, США. В России оборот игорного бизнеса за 2005 г. оценивается в 5-6 млрд. долларов. В нём занято около 500 тыс. человек. Поступления в бюджет превысили 22 млрд. рублей. И это при полулегальном положении этого бизнеса в РФ!

Под одну гребёнку

Общий стереотип отношения иркутян к игорному бизнесу – «зло, которое должно быть уничтожено!» — возник из-за отсутствия подробной и объективной информации по данному вопросу. Он сформирован зарубежными фильмами, криминальными хрониками и слухами. В разговорах с земляками выяснилось, что под «злом» подразумеваются игровые автоматы. И это возмущение справедливо! Компьютерными «однорукими бандитами» напичканы магазины, кинотеатры, остановки, жилые дома. Их общедоступность привела к тому, что любой хомо сапиенс оказывается вовлечён в эту индустрию выкачивания денег. Яркие картинки, звуки, надежда на пресловутый выигрыш магнитят детей и стариков, вызывают игроманию, которую врачи определяют как болезнь. Исход игры с автоматом определяется не госпожой удачей, а чипом, запрограммированным владельцем. И если по закону выигрыш должен составлять 90%, то на практике это соотношение вряд ли выдерживается. Окупается такой «столбик» за 2-3 недели! Налоги с игровых автоматов платятся минимальные, т.к. подсчитать их количество зачастую невозможно. А проверить настройку чипов – тем более.

Общедоступность, бесконтрольность, психическое зомбирование, экономическая нечистоплотность хозяев компьютерных автоматов-рэкетиров породили людской гнев против игорного бизнеса вообще.

На мой взгляд, в данном вопросе действовать «под одну гребёнку» и поддаваться общему эмоциональному порыву, как это сделали единороссы, неразумно. Ведь есть ещё цивилизованный игорный бизнес – казино. Законопроект, предложенный губернатором, учитывает эту разницу и экономическую целесообразность существования в области казино.

Казино – что это?

Федеральный закон №244-ФЗ жёстко диктует нормы, которым должно соответствовать такое заведение. Это: наличие чистых активов не менее 600 млн. рублей по результатам 2006 г.; в собственности владельца — отдельно стоящее или обособленное здание капитального строения с игровым залом площадью не менее 800 кв. м и количеством игровых столов не менее 10; обязательно наличие зон отдыха для персонала и сопутствующих развлечений в виде ресторанов, баров, танцплощадок и т.п. для посетителей. В Иркутской области из 9 казино этим требованиям соответствуют лишь два – «Золотой лев» и «Энтузиаст», работающие на иркутском рынке с 1996 г. и легально.

Здесь введён строгий фейс-контроль на входе, доступ только при наличии документа, лица до 18 лет не допускаются, ведётся картотека посетителей, сведения о выигрыше определённого законом размера декларируются заведением в налоговую инспекцию. Гарантируется безопасность посетителей и работников казино: заведение охраняется, выигрыш можно положить на депозит, оставить на хранение в сейфе, указать расчётный счёт, куда он будет перечислен. Основной контингент играющих – иностранцы (60%), командированные, обеспеченные иркутяне, имеющие собственный бизнес. Здесь выигрыш определяется фортуной. Персонал, а в основном это студенты, проходит специальную подготовку за счёт заведения на курсах Ассоциации деятелей игорного бизнеса. Документооборот прозрачен и в любой момент может быть проверен фискальными органами. Налоги платятся постоянно, и весьма значительные.

Налоговая ставка на один игровой стол по закону имеет «вилку»: от 25 000 рублей до 125 000. В нашей области, как в Москве, она максимальная. В двух казино, «Золотом льве» и «Энтузиасте», планируемое количество столов – 60. Ежемесячный налог с них — 7,5 млн. рублей. За два года действия закона № 244-ФЗ эта сумма составит 180 млн. рублей. В этих заведениях с 1 июля будут работать 400 человек с фондом заработной платы более 46 млн. рублей в год и налогом на ФЗП более 16 млн. рублей в год. Годовой налог на имущество — около 30 млн. рублей. Итоговая сумма налогов в областную казну с двух казино за два года составит 410 млн. рублей. И эта «выпадающая сумма» незначительна при нашем дефицитном бюджете?!

Одним из постоянных источников пополнения областного бюджета является туризм. Его развитие декларируется как приоритетное. Но для иностранцев наличие цивилизованных игорных заведений в списке услуг российских туроператоров является обязательно-привлекательным. Отсутствие таковых в столице Восточной Сибири приведёт к определённому оттоку желающих отдохнуть в наших экзотических краях. Более того, есть специальные казино-туры, по которым люди приезжают в Иркутск ради игры. Такие договоры заключены с Кореей и Китаем, где запрет игорного бизнеса заставляет их граждан искать выход своей страсти в соседних странах. Подобная ситуация характерна и для соседних регионов: Красноярского края, Новосибирской и Читинской областей, Республики Бурятия, где местные законодатели приняли решение о полном закрытии игорного бизнеса на подведомственной им территории.

Люди играли и будут играть, привозя деньги к нам и оставляя их в бюджете Иркутской области. Если, конечно, иркутские депутаты окажутся мудрее своих коллег и, учтя ошибки соседей, поддержат законопроект губернатора.

Не выплеснуть с водой ребёнка

По мнению деятелей игорного бизнеса РФ, в том числе иркутских, закон №244-ФЗ от 29.12.06 продуманный, грамотный и своевременный. Он вводит жёсткие ограничения, но одновременно определяет чёткие права и обязанности для операторов игорного бизнеса. Его действие рассчитано на два года – до 2009-го. И бросаться в запретительные крайности нет необходимости. Эти два года даются для пристального анализа ситуации на конкретной территории и в стране, оценки бюджетных поступлений, криминальной обстановки в целом. Через два года казино по закону будут и так ликвидированы, если не переедут в специально отведённые зоны (практически чистое поле). Но для того, чтобы организовать такие зоны, как Лас-Вегас, нужны многомиллиардные вложения с призрачной перспективой окупаемости лет через десять. Естественно, ни один здравомыслящий предприниматель на такое не пойдёт. Скорее всего, через два года сценарий может измениться. Казино, которые остались, так и будут действовать, а вот открыть новые будет невозможно. Зачем же лишать область туристической привлекательности и, главное, постоянного источника растущих бюджетных поступлений? По прогнозам иркутских операторов игорного бизнеса, при разумном государственном контроле и руководстве им к 2010 году налоги в бюджет достигнут 1 млрд. рублей. А это деньги чисто местные, которые распределяет Законодательное собрание на первоочередные социальные нужды области.

Очень хочется, чтобы на своём майском заседании наши уважаемые депутаты взвешенно и действительно осознанно отнеслись к принятию проекта губернатора, выслушали представителей игорного бизнеса и не выплеснули в угоду чьим-то амбициям вместе с водой ребёнка, который в дальнейшем станет хорошим кормильцем социальной сферы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры