издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из далека долго течет река Волга

  • Автор: Иван КОЛОКОЛЬНИКОВ, 11 класс, г. Иркутск

Этим летом наш постоянный автор Иван КОЛОКОЛЬНИКОВ совершил увлекательное путешествие – целых 10 дней плавал на теплоходе по Волге. Он открыл для себя много нового: города и городки, музеи, церкви и саму Волгу – впечатлений накопилось видимо-невидимо. Как и подобает журналисту, Ваня фотографировал, делал заметки. Весь путевой дневник нам не одолеть, он получился очень объёмистым. Прочтём хотя бы несколько страничек.

Макарьев. Ещё подплывая к нему, можешь окинуть взором необыкновенной красоты панораму. Как великолепно смотрится с  воды белоснежный, удивительный Желтоводский монастырь (название получил из-за того, что вода в окрестных реках желтоватая за счёт примесей железа). Очень интересна его история. Основан он преподобным старцем Макарием и поначалу был деревянным. Отряд хана Улу-Мухаммеда сжёг монастырь дотла. Макарий и его сподвижники оказались в плену, однако преподобного и с ним 400 пленных русичей отпустили. Хан сказал, что отпускает старца “яко тиха, мудра, незлобива”, но предупредил, что за вторичное строительство монастыря его может убить другой хан. Макарий же ушёл на реку Унжу (приток Волги), где основал новую обитель. Всего же за свою жизнь он создал три монастыря.

Ближе к вечеру проплывали Козьмодемьянск. Над Волгою стало уже спускаться солнце. Каждый раз оно садится за воду как-то особенно, каждый раз какой-то новый колорит, то изобилующий разными оттенками розового цвета, то тёмно-оранжевый, я бы даже сказал бронзовый… В тот день закат  был малиновый. Я сфотографировал его, и получился весьма красивый снимок. Уже в потёмках проплывали Чебоксары, а затем любовались обилием разноцветных огоньков в шлюзе близ Новочебоксарска. Был тихий дивный июльский вечер, память о котором останется навсегда…

 Казань. Самый крупный город нашего путешествия. Ещё на подъезде к нему я заметил на горизонте очертания башни и мечети. Как выяснилось позже, это были одна из башен Казанского кремля и мечеть Кул-Шариф. В кремль входят через Спасскую башню, которая, насколько я понял, как и в Москве, считается главной; на ней и ещё кое-где установлены пятиконечные звёзды, но золотые. Стены мечети Кул-Шариф отделаны роскошно. Обозревать же её нам пришлось из ложи, так как на пол молитвенного зала мы ступать не должны – там лежит толстый ковёр, и на нём молятся мусульмане.

[/dme:i]

Затем мы увидели вблизи ту самую башню, которую я заметил ещё с борта нашего теплохода. Она интересна тем, что, подобно Пизанской, была построена под наклоном из-за неверных расчётов. Сейчас её отклонение составляет почти два метра. Но – стоит! И, наконец, была возможность погулять по пешеходной улице Баумана, что до чрезвычайности схожа с Арбатом в Москве. Недалеко от неё видел дом, в котором родился Фёдор Иванович Шаляпин, именем которого Казань может гордиться.

Болгары. Этот день считался кульминацией нашего путешествия. С раннего утра и до семи часов вечера мы были в этом необыкновенном месте – Болгары. Прежде чем рассказывать дальше, спрошу: не думали ли вы над тем, что на нашем материке есть три народа с похожими названиями – болгары, волжские булгары, балкарцы? Дело в том, что  в старину существовал народ, который нынче принято называть “древними болгарами”. Первая часть его ушла на Балканы и основала нынешнюю Болгарию, вторая – на Кавказ и основала Кабардино-Балкарию и третья часть – волжские булгары – жила на Волге. Увы, они как народ уже не сохранились, но остались уникальные памятники болгарской культуры, которые и составляют ныне заповедник “Болгары”.

Сначала мы получили возможность полюбоваться видом на окрестности с высокого минарета, до которого надо пройти почти полторы сотни ступенек. Постройки вокруг него очень древние, лишь кое-где подмазанные бетоном. Это, например, две усыпальницы с подлинными надгробными камнями, надписи на которых выполнены арабской вязью – ею пользовались болгары в древности. А рядом с минаретом и одной из усыпальниц – православная церковь. Почему же? Дело в том, что после подчинения этой территории Руси здесь стали прививать православие, и потому был устроен монастырь. Интересно, что в фундаменте православной церкви лежат надгробия с арабской вязью.

[/dme:i]

В завершение дня купил монетку. По виду она древняя, там такие находят, но соседи по столику в ресторане утверждали, что подлинники стоят дорого, а я купил подделку… Кто знает?!

Республика Чувашия. Это очень красивый край с бесконечными равнинами, оврагами, небольшими перелесками. Не менее природы поражает ухоженность, опрятность вокруг, бережное отношение жителей к чистоте улиц, рек, лесов, дорог. Высадились мы в Мариинском посаде и отсюда на автобусах отправились на Государеву гору, где некогда бывала Екатерина Вторая.  По легенде, императрица, проплывая по Волге на пароходе, увидела, что её радостно приветствуют здешние жители. Судно по её повелению было остановлено, и государыня сошла на берег. Она пила чай на горе, которую после того прозвали Государевой. Отсюда открывается чудный вид на эти места. Кстати, есть также легенда, что Екатерина потеряла здесь золотую ложечку, которую до сих пор безуспешно ищут. Словом, либо это лишь сказка, либо ложечка найдена…

Городец. Славный и древний город. Именно здесь жил и умер князь Александр Невский, именно он описан Римским-Корсаковым в опере “Сказание о невидимом граде Китеже” под названием “Малый Китеж”, какое он носил в старину…  Из достопримечательностей этого необыкновенного места особенно запомнился музей самоваров. Один тамошний депутат собирает самовары и, реставрируя их, отдаёт в музей. Собственно говоря, молодец – разумно тратит деньги, не то что некоторые “богачи”. В этом музее есть просто уникальные образцы самоваров: от маленького сувенирного до огромного, что по пояс высокому человеку, от пузатого “жёлудя” до вытянутого и внизу очень узкого, от самовара “тет-а-тет” с двумя кранами до уникального самовара с тремя кранами… А в краеведческом музее один из самых примечательных экспонатов – княжеский шлем, его нашёл житель Городца при рытье погреба. Но, увы, так и не определили, кому тот шлем принадлежал. Может, Александру Невскому?

Плёс. Ещё один интересный город с ласковым и нежным именем. Но очень горькое чувство остаётся при посещении его Воскресенской церкви. Экскурсии туда не водят, я ходил сам. Этот храм постройки 1817 года ещё хранит следы былого великолепия. Высокая двухъярусная колокольня, ныне вся поросшая травой, вероятно, некогда гордо возвышалась над окрестностями. Огромный зал, видимо, тоже когда-то был украшен множеством икон. А сегодня многие из этих старинных икон свалены кучей на окошке, от них отслоилась краска, стёрлись лики святых, лика Богородицы вообще нет. Церковь «помиловали» во время борьбы с религией, но время её не щадило…

[/dme:i]

Рядом с Воскресенской расположена маленькая деревянная церковь, построенная ещё в 1825 году. В Плёс она перевезена из деревни Антоново как историко-культурный памятник. Именно эта церковь была изображена Исааком Левитаном на картине “Над вечным покоем”. Художник очень любил Плёс, здесь ему хорошо работалось. Мы побывали в музее пейзажа и в музее Левитана. Здесь представлены некоторые картины и репродукции Левитана и его возлюбленной – художницы Софьи Кувшинниковой.

Рыбинск. Я очень хотел побывать в этом городе, ведь в нём прошла юность моей прабабушки. К счастью, с погодой повезло. Утреннее солнце раскрасило мир небывалыми цветами. Всё было такое яркое, ослепительное, но вместе с тем естественное и понятное… Невообразимо приятно было в это чудное утро пройтись по тихим улочкам красивого приволжского городка. В самом начале экскурсии наше внимание привлекла необычная скульптура. Бронзовый человек, облокотившись на перила, повесив рядом свой плащ,  также из бронзы, задумчиво смотрит вдаль. Оказывается, это Лев Ошанин, столь хорошо известный нам по многим популярным песням, в том числе знаменитой «Течёт Волга». Памятник поставлен не так давно – в 2003 году. Однако  уже через год “благодарные потомки” отвинтили с перил плащ Ошанина…

И, конечно, гордость Рыбинска – великолепный Спасо-Преображенский собор, строившийся в 1838 –1851 гг. Между прочим, этот проект был представлен архитектором Мельниковым на конкурс проектов для Исаакиевского собора, но, как мы знаем, победил проект Монферрана. Зато рыбинские купцы проявили инициативу и помогли осуществиться замыслу Мельникова в своём городе. Храм строился 13 лет и стал достойным украшением Рыбинска. Покидал я город с очень приятным чувством в душе…

Как и всякое путешествие, моё знакомство с Волгой подошло к концу. Но воспоминания о нём до сих пор не дают мне покоя, одна за другой являются прекрасные картины увиденного. Надеюсь, что в будущем меня ждёт ещё много не менее удивительных путешествий, впечатлений, знакомств с новыми местами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры